Дмитриева развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте

Дмитриева развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте thumbnail

Валентина Геннадьевна Дмитриева

Самые популярные методики раннего развития малыша

Вступление

Раннее развитие: мода или необходимость?

С рождением ребенка, а все чаще – с момента его зачатия, молодые папы и мамы вступают на путь открытий и ошибок, восторгов и разочарований. Как помочь любимому чаду вырасти здоровым, умным, счастливым? Какова роль взрослых по отношению к детям? Какие задачи мы ставим перед собой? Передать свой опыт или создать условия для приобретения собственного? Оградить от ошибок, стараясь на всякий случай «подстелить соломку», или предоставить возможность выбирать? Наконец, верим ли мы в способности ребенка к саморазвитию и самообучению, готовы ли общаться с маленьким, но свободным человеком?

Мы выстраиваем свою жизнь и жизнь своих детей в соответствии с личными вкусами, привычками, семейными традициями, взглядами и принципами. Поэтому в каждой семье формируется свой стиль воспитания. Но поиск единственно верного пути всегда начинается со знакомства с чужим опытом. Родители штудируют книги о воспитании, читают диалоги на Интернет-форумах, слушают воспоминания родных и друзей… И выясняется, что сегодня «принято» растить детей, опираясь не на опыт бабушек и прабабушек, а «по Серзам» или «по Споку», обучать «по Доману» или «по Зайцеву» и т. д. Более того, оказывается, можно достичь невероятных педагогических результатов, о чем подробно рассказывается в «умных» книжках, посвященных раннему развитию. Если верить авторам, воспитать гения элементарно просто: читай и выполняй рекомендации. Но можно ли таким образом воспитать НЕ ГЕНИЯ, А ЧЕЛОВЕКА? Существуют ли стопроцентно эффективные методы, одинаково полезные для всех детишек? К чему прислушиваться – к голосу разума или к материнскому сердцу?

Все мы нуждаемся в информации и, разумеется, хотим, чтобы она была исчерпывающей и достоверной, особенно если дело касается самого важного – благополучия нашего ребенка. Но в воспитании, как и в лечении, главный принцип – НЕ НАВРЕДИ! Для того и написана эта книга, чтобы помочь молодым родителям не захлебнуться в потоке мнений, интерпретаций, а порой и досужих домыслов.

Воспитывать ребенка «по старинке» или «по-современному» – решать вам. Читайте, думайте, не противопоставляя доводы рассудка голосу сердца, а стараясь сочетать их, и тогда ваш выбор будет единственно правильным. Главное – не идти против человеческой природы. И если вы согласны с этим утверждением, то вам действительно стоит познакомиться с теорией и практикой раннего развития, основное положение которой – помочь ребенку стать самим собой.

Термин «раннее развитие» предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум 6) лет.

«Не слишком ли рано?» – скажут многие. Вот и раздаются возмущенные голоса сторонников традиционных методов: куда смотрят эти теоретики-практики, педагоги-новаторы? Детей лишают детства! Негодование усиливается, если напомнить, что воспитывать ребенка сегодня все чаще предлагается еще ДО РОЖДЕНИЯ. Представьте: малыш находится в материнской утробе, а мама учит его читать, беседует с ним, знакомит с иностранными языками, развивает музыкальный слух… Реально ли это? Вполне.

А теперь давайте задумаемся, так ли уж нов сам принцип раннего развития. Не в ХХ веке его сформулировали, как думают многие. Всегда находились энтузиасты, которые проводили более или менее успешные педагогические эксперименты в своих семьях. Например, Чарльз Дарвин, известный всем автор создания теории эволюции, был еще и внимательным отцом. Он занимался домашним образованием детей и вел подробные дневниковые записи их развития («эволюции»), анализируя причины успехов и неудач. Один из выводов, который он сделал: опоздаешь – потом не наверстаешь.

А что говорит о воспитании народная мудрость?

«Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит».

(Русская пословица)

Наши предки следовали этому правилу задолго до появления таких наук, как педагогика и психология. И были правы.

Сегодня всем известно, что именно на первом году жизни у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы будущего поведения. Основную массу мозг ребенка набирает в течение первого года жизни. Природные задатки наиболее эффективно (и естественно) развиваются в период от рождения до трех-пяти лет. Вообще именно в период до трех лет малыш интенсивнее всего развивается – такова физиология. Таким образом, ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ УЧИТЬСЯ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ – без этой естественной потребности они бы не смогли адаптироваться в жизни, не приобрели бы необходимые навыки. А значит, в этот период мозг требует не только питания, но и стимуляции, ежедневной тренировки. С каждый годом детская потребность к саморазвитию слабеет, и качества, недостаточно раскрытые в дошкольном возрасте, в дальнейшем «довести до совершенства» будет сложно, а быть может, и невозможно.

Значит, чем мы взрослее, тем медленнее развиваемся? Именно так: развиваемся, но несравнимо более медленными темпами. Активность головного мозга достигает пика к 22 годам, а с 27 лет скорость мышления, способность ориентироваться в пространстве идут на спад. В то же время системы памяти работают без снижения качества в среднем до 37, а эрудиция и словарный запас накапливаются вплоть до 60 лет (данные из журнала «Neurobiology of Aging»). Однако эти результаты исследований могут считаться оптимистичными для тех людей, кто постоянно находится в интеллектуальном и духовном поиске, не останавливается на достигнутом. Обычный же человек, достигнув определенной жизненной цели, в дальнейшем не использует свои физические и умственные ресурсы. У него просто нет такой необходимости – жизнь устоялась. Можно сказать, что он живет далеко не в меру своих возможностей, впустую растрачивая способности, о которых и не подозревает. А для ребенка, входящего в мир, познание – необходимое условие существования.

Чем раньше мы начнем прививать ребенку определенные навыки, жизненные понятия, тем легче и органичнее он их примет.

Чувства и мысли малыша отличаются от чувств и мыслей взрослого человека. К сожалению, некоторые родители полагают, что у ребенка до года существуют лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя его переодеть, накормить, погулять и уложить спать. А когда малыш (вдруг!) становится беспокойным, капризным без видимых на то причин, они искренне удивляются. А ребенок просто единственным доступным ему способом привлекает к себе наше внимание, чтобы мы помогли ему… развиваться. Возможно, именно сейчас ему хочется услышать мамин голос, его интонации, или он пытается понять, почему одно ощущение (приятное тепло) внезапно сменилось другим (холод, сырость и т. д.).

Читайте также:  Значение музыки в развитии ребенка презентация

Раннее развитие – путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Наблюдайте за ним, и он сам вам подскажет, какой опыт ему необходим.

И вот что интересно. Если с малышом не просто играть и читать, а заниматься, используя какую-либо методику раннего развития, то он начнет развиваться быстрее и интенсивнее. Словарный запас станет значительно богаче словарного запаса его сверстников, и ваш ребенок, как известный персонаж сказки К. Булычова, птица-говорун, будет отличаться умом и сообразительностью.

Итак, ответ на сформулированный в названии главы вопрос очевиден: раннее развитие – не мода, а необходимость.

«Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. Слава – желательна, но непостоянна. Красота – прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила – завидна, но она разрушается страстью и болезнями. «Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи – лучшие в человеческой природе: разум и честь». (Плутарх, I в. н. э.)

Теория раннего развития: просто о сложном

С тех пор как развитие с раннего возраста вошло в моду, возникла новая, «недетская», проблема. Порой папы и мамы, вдохновленные блестящими перспективами, пытаются реализовать свои упущенные возможности, не считаясь с потребностями и способностями их малыша. Надо же, каждый ребенок, воспитанный по системе, – гений! В три месяца – ползает, в два года – читает, а в три – на скрипке играет!!! Да, к сожалению, в основе благих родительских побуждений нередко лежат тщеславие, желание добиться какого-то внешнего, очевидного, успеха: если ребенок занимается спортом, то для того, чтобы стоять на самой высокой ступени пьедестала, если играет на каком-либо музыкальном инструменте, то он непременно должен стать лауреатом всех возможных конкурсов и т. д. И тогда «воспитание по Доману (Монтессори, Серзам и т. д.)» превращается в самоцель.

Конечно, гордиться ребенком и его способностями не только можно, но и нужно. Если малыш к трем годам освоил чтение и счет, да еще умеет петь несколько песен на иностранном языке – прекрасно! Но значит ли это, что он более счастлив, чем его «неграмотные» сверстники? Совсем не обязательно…

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и умным, не отставал, а, возможно, и опережал сверстников в ра

Издательство: «Корона-Век»

ISBN: 978-5-903383-22-1

Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Дмитриева В.Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тесты320 стр., Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тесты. 3-е издание. Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие… — @КОРОНА принт, @(формат: 70×100/16, 320 стр.) @Раннее развитие ребенка @ @ Подробнее…2009273бумажная книга
    Дмитриева В.Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тестыКогда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и… — @Корона-Век, @ @- @ @ Подробнее…2015211бумажная книга
    В. ДмитриеваРазвитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. Развивающие игры, упражнения, тестыКогда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и… — @Корона-Век, @(формат: 70×100/16, 320 стр.) @ @ @ Подробнее…2011170бумажная книга
    В. ДмитриеваРазвитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. Развивающие игры, упражнения, тестыКогда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и… — @Корона-Век, @(формат: 70×100/16, 320 стр.) @Раннее развитие ребенка @ @ Подробнее…2012273бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • Развитие человека — – изменения, происходящие на протяжении жизненного цикла человека. С точки зрения ПСИХОЛОГИИ развития люди развиваются в четырех направлениях: когнитивном, социальном, лингвистическом и эмоциональном. Лингвистическое и когнитивное развитие… …   Словарь-справочник по социальной работе

    • Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • культурное развитие — <…> у обезьяны мы находим зародыш трудовой деятельности, необходимую предпосылку для ее начала в виде развития руки и интеллекта, которые вместе приводят к употреблению орудий, но мы не может еще констатировать у нее предпосылки к… …   Словарь Л.С. Выготского

    • Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские… …   Медицинская энциклопедия

    • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера

    • ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО — период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу. Характеризуется интенсивным созреванием организма и фор мированием психики. В рамках Д. д, согласно существующей периодизации возрастного развития (см. Возраст), выделяются… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дифференциальная психология (differential psychology) — Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… …   Психологическая энциклопедия

    • Пренапедия — Женщина на 26 й неделе беременности Пренапедия (греч. peri вокруг, около и лат. natalis относящийся к рождению, греч. paideia …   Википедия

    • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ — дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. лит ре и в обыденной речи О. д. нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Олигофрения — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

    • Малоумие — Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 …   Википедия

    Источник

    Производитель: «Корона-Век»

    Серия: «Раннее развитие ребенка»

    Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и умным, не отставал, а, возможно, и опережал сверстников в развитии, был способным… Как помочь ему стать именно таким? В издании вы найдете много советов, чем можно и нужно заниматься с малышом первого года жизни и более старшими детьми, чтобы помочь развить способности, интеллект. Задания в книге подобраны по принципу от простого к сложному . Пособие дает возможность оценить уровень развития ребенка, а также подготовить к школе 5-6-летних детей. Для родителей, воспитателей и гувернеров. ISBN:978-5-7931-0901-7

    Издательство: «Корона-Век» (2012)

    Формат: 70×100/16, 320 стр.

    ISBN: 978-5-7931-0901-7

    Купить за 273 грн (только Украина) в

    Другие книги схожей тематики:

      АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
      Дмитриева В.Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тесты320 стр., Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тесты. 3-е издание. Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие… — @КОРОНА принт, @(формат: 70×100/16, 320 стр.) @Раннее развитие ребенка @ @ Подробнее…2009273бумажная книга
      Дмитриева В.Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: развивающие игры, упражнения, тестыКогда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и… — @Корона-Век, @ @- @ @ Подробнее…2015211бумажная книга
      В. ДмитриеваРазвитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. Развивающие игры, упражнения, тестыКогда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и… — @Корона-Век, @(формат: 70×100/16, 320 стр.) @ @ @ Подробнее…2011170бумажная книга

      См. также в других словарях:

      • Корона Мономаха — …   Википедия

      • Митра-корона — Патриарха Никона, XVII век Митра корона архиерейская митра (реже иерейская), где над нижним пояском выполнен зубчатый венец (как правило из 12 лепестко …   Википедия

      • Северная корона (телекомпания) — «Северная корона» ЗАО «Северная корона» Страна …   Википедия

      • XII век — 2 е тысячелетие X век XI век XII век XIII век XIV век 1090 е 1090 1091 1092 …   Википедия

      • Золотой век Испании — …   Википедия

      • LaTeX — Тип Настольное издательское ПО Разработчик Лесли Лэмпорт Операцио …   Википедия

      • Великий (прозвище) — Основная статья: Великий Великий (лат. Magnus (Магнус), греч. Μέγας, болг. Велики, исп. Magno, фр. le Grand польск. Wielki)  распространенное прозвище выдающихся лиц в истории, как правило, монархов …   Википедия

      • Список портретистов Испании — Гойя. Портрет герцогини Альба Список портретистов Испании включает испанских художников, работавших в портретном жанре, а также приглашенных иностранных мастеров, работавших при дворе королей Испании и создававших портреты по их заказу.… …   Википедия

      • Хронология истории Венеции — См. также: История Венеции, Венеция и Венецианская республика Хронология истории Венеции  хронологический список основных событий связанных с городом Венеция, охватывает около полторы тысячи лет её истории. Временные границы… …   Википедия

      • Драгоценные и поделочные камни —         (a. precious and semiprecious stones; н. Edel und Schmucksteine; ф. pierres precieuses et decoratives; и. piedras preciosas y semi preciosas) минералы и горн. породы, используемые в ювелирно камнерезном произ ве для изготовления украшений …   Геологическая энциклопедия

      • Солнце — У этого термина существуют и другие значения, см. Солнце (значения). Солнце …   Википедия

      Источник

      Развитие двигательного интеллекта у детей раннего возраста.

      Каждый из нас задумывается о детях. Что ждет их в будущем? На что им опереться? Что неподвластно ни политическому безумию, ни экономическому хаосу? Ответ известен: это знания, хорошее образование, интеллект. Его нельзя ни отнять, ни украсть. Вряд ли кто с этим будет спорить. Но, к сожалению, большинство из нас не осознает, что основа интеллекта закладывается уже в самые первые месяцы жизни ребенка.

      Существует шесть функций, которыми человек, т.е., мы с вами, выделяемся среди всех других созданий. Это ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание. Все эти способности человека являются продуктом его уникальной коры головного мозга. Исследования головного мозга показывают существование тесной связи между телом и духом. Раннее физическое развитие ребенка — важнейшее средство развития его интеллекта.

      Крайне интересны с этой точки зрения работы и методики известного детского врача Глена Домана. Мозг растет и развивается только в процессе его использования. Но мозг работает не только при умственной деятельности человека. Он управляет любым его действием и движением. Хочу уточнить, что под движением мы понимаем не только занятия физкультурой и спортом, но и упражнения для чувств, мыслей и души ребенка. На основе многолетних исследований Доман делает важнейший вывод: «Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук. Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей».

      Сегодня мы знаем, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности, то есть играет решающую роль в обучении. Существует тесная связь между функциями мозжечка и памятью, пространственным восприятием, речевыми способностями, направлением внимания, эмоциями, невербальными сигналами и решениями. Это значит, что обучение и развитие эффективны, если включаются двигательные компоненты. Они активизируют те отделы коры головного мозга, которые нам нужны, когда мы устанавливаем соответствия, решаем программы или планируем.

      Ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание полностью взаимосвязаны и взаимозависимы одна от другой на всех стадиях развития мозга, особенно в раннем возрасте. Так что, развивая у маленького ребенка какую-либо одну из этих функций, мы одновременно развиваем и все остальные функции. Причем из этих шести видов интеллекта основным является двигательныйинтеллект. Под двигательным интеллектом понимается способность ребенка на ранних стадиях развития ползать, вставать на четвереньки, самостоятельно ходить, передвигаться, держа что-нибудь в руках, бегать перекрестным способом и пробегать без остановки большие расстояния. Особое внимание следует обращать на развитие не только двигательных, но и мануальных способностей человека, или, говоря научным языком, мануального интеллекта. Мануальный интеллект включает умение сознательно раскрыть ладонь, взять предмет ладонью, а позднее большим и указательным пальцем, поднимать мелкие предметы двумя пальцами, а иногда сразу двумя руками; держать одной рукой предмет, а другой рукой доставать из нее содержимое и, наконец, умение писать, играть в футбол и смотреть в телескоп или в замочную скважину.

      Наиболее удивительным открытием стал тот факт, что превосходство в каждом из перечисленных шести видов интеллекта является не врожденным, как это было принято думать, а приобретенным в процессе развития ребенка после рождения. И чтобы максимально развить способности ребенка, необходимо предоставить ему возможность, как можно больше двигаться, причем с первых дней жизни, так как именно движение — фундамент для всех других человеческих способностей, в том числе для высокоразвитого интеллекта. Все будущее ребенка зависит от его физического развития в первые 6 лет жизни.

      Ребенок рождается уже способным ползать, поэтому предлагается как минимум десять раз в день опускаться с ребенком на пол, класть на живот и ободрять его, когда он начинает двигаться. Новорожденный должен бодрствовать как минимум 4 часа в день, чтобы ползать в это время по полу или в специальном треке. В идеальном варианте, он и спать должен на треке, лежа на животе, так как ребенок ползает и во сне.

      Когда ребенок поднимется на четвереньки, надо предоставить ему возможность ползать как можно больше по всему дому. А затем, когда он встанет на ноги, как можно больше ходить, а потом и бегать. Уже с 1,8 года можно начинать учить его бегать на большие расстояния, увеличивая пробегаемую им дистанцию на 100-200 метров ежемесячно, чтобы к 4-5 годам он мог пробегать 5 километров.

      Для развития мануального интеллекта предоставляйте ребенку возможность как можно чаще хвататься сначала за ваши большие пальцы, а затем за специальный стержень такого диаметра, чтобы ребенок мог обхватить его своими руками. Постепенно приподнимайте его, держащегося за ваши пальцы, с кровати сначала частично, а затем и полностью. В дальнейшем предоставляйте ребенку возможность сначала висеть, а потом и раскачиваться на домашнем турнике или трапеции. Несколько позже предоставляйте ему возможность играть с мелкими предметами, лучше съедобными, класть их в какие-нибудь емкости (корзинки, баночки и т.п.) и вынимать их оттуда, перекладывать их из одной емкости в другую, а затем переливать воду из одного сосуда в другой.

      Крайне полезным считается передвижение ребенка по горизонтальной лестнице с помощью перехвата руками (до 15 раз в день), так как это увеличивает объем грудной клетки и улучшает дыхание. В какой-то степени это упражнение заменяют раскачиванием на домашнем турнике или трапеции и лазанием по канату.

      Важное значение имеет так же раннее обучение ребенка плаванию. Это способствует развитию его дыхательной системы, выносливости и подвижности, развитию его мозга и всех остальных его способностей, ускоряет обучение ползанию, способствует бегу и ходьбе, развитию речевых навыков.

      По мере развития мозга ребенка, он становится способным к выполнению все более сложных действий. Таким образом, практически из каждого ребенка можно вырастить «вундеркинда» или даже гения. Для этого необходимо и достаточно осуществлять самое раннее его физическое развитие, формируя двигательный интеллект как доречевую базу для обучения его чтению, математике, основам естественных наук, литературе, искусству. Если ребенок выполняет функции — ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание — лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным. И чем больше он превосходит в этом сверстников, тем более одарен. Превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приводит и к превосходству в жизни.

      Источник