Развитие ребенка в программе истоки детей 3 лет

Развитие ребенка в программе истоки детей 3 лет thumbnail

Валерия Попова
Анализ программы «Истоки»

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

Коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека

Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий,:— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че» тыре компонента:

1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);

2) задачи развития («цветок»);

3) показатели развития («яблоко»);

4) базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».

В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны факультативы:

1) «Обучение второму языку»;

2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;

3) «Мир природы в городе и ребёнок».

Программа рекомендована Московским комитетом образования

Анализ программы «ИСТОКИ«

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Источник

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

(Л. А. Парамонова,
Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)

Комплексная
региональная программа. Разработана
по заказу Московского комитета
образования. Основана на многолетних
психологических и педагогических
исследованиях; учитывает современные
тенденции развития общественно го
дошкольного образования.

Цель — разностороннее,
воспитание и развитие ребенка до семи
лет.

В программе выделены
следующие возрастные этапы: раннее
детство (оно представлено младенческим
/до 1 года/ и ранним возрастом /1 — 3 года/)
и дошкольное детство (представлено
младшим дошкольным возрастом /3 — 5 лет/
и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/).
Программа имеет базисную и вариативную
составляющие. Является программой
открытого типа, предполагающей
использование самых разнообразных
педагогических технологий.

Истоки:
Примерная
основная общеобразовательная программа
до­школьного образования
.
— 4-е изд., перераб. и доп. / Под
ред. Л.А. Пара­моновой
.
— М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с

Данное
издание программы «Истоки» при­ведено
в соответствие с Федеральными
государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образова­ния
(утверждены Приказом Минобрнауки РФ №
655 от 23.11.2009).

В
Программе отражено базисное
содержание образования детей раннего
и до­школьного возрастов

(от рождения до 7 лет), обеспечивающее
полноценное, разно­стороннее развитие
ребенка до уровня, соответствующего
возрастным возможнос­тям и требованиям
современного общества. Программа
предусматривает обогаще­ние детского
развития, взаимосвязь всех его сторон.

Программа задает
основополагающие принципы, цели и задачи
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста, создавая простор для творческого
ис­пользования различных педагогических
технологий. Такой подход позволяет
педагогу грамотно организовывать
образовательный процесс.

В
основу Программы положена концепция
психологического возраста
как
этапа, стадии детского развития,
характеризующегося своей структурой
и дина­микой. Каждый психологический
возраст включает в себя:


качественно особые, специфические
отношения между ребенком и взрос­лым
(социальная ситуация развития);


определенную иерархию видов деятельности
и ведущий ее тип;


основные психологические достижения
ребенка, свидетельствующие о развитии
его психики, сознания, личности.

Психологический
возраст не совпадает с хронологическим
и один психоло­гический возраст по
своей продолжительности не равен
другому.

С
опорой на этот подход и возрастную
периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе
выделены следующие психологические
возрасты
:

эпоха
раннего
детства
,
состоящая
из
двух периодов

— младенчества (от рождения до года) и
раннего возраста (от 1 года до 3 лет);


период
дошкольного
детства
,
состоящий
из
двух фаз

— младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет)
и старшего дошкольного возраста (от 5
до 7 лет).

Такая возрастная
периодизация позволяет видеть
индивидуальную перс­пективу развития
каждого ребенка.

При
этом задачипсихолого-педагогической
работы

представлены в
новом издании Программы

для
всех семи групп детского сада

(от первой группы раннего возраста до
подготовительной к школе), а ее
содержание
по
четырем психологическим возрастам
,
что позволяет педагогам гибко
выстраивать педагогический процесс с
учетом неравномерности развития детей
,
осуществлять его
индивидуализацию

и добиваться достижения планируемых
результатов у большинства детей к концу
каждого психологического возраста.

В
основе Программы лежит деятельностный
подход.
Деятельность развива­ется от возраста
к возрасту, меняются ее содержание и
форма.

Программа включает
следующие направления:

— «Социально-личностное
развитие»

— «Познавательно-речевое
развитие»

— «Художественно-эстетическое
развитие»

— «Физическое
развитие»

Программа
содержит
базисные характеристики личности

ребенка,
а также систему
мониторинга

достижений
детьми планируе­мых результатов ее
освоения: промежуточных и итоговых.

В
содержание направления «Физическое
развитие»

входят
образовательные обла­сти «Физическая
культура», «Здоровье» и «Безопасность»,

в которых заложены начала формирования
здорового образа жизни, потребности в
двигательной активности на основе
«мышечной радости»; развитие у детей
способности адекватно реагировать на
изменения окружающей среды; представления
о собственном теле, позволяющие более
сознательно относиться к своему здоровью,
избегать опасности
по каждому возрасту детей.

РЕБЕНОК РАННЕГО
ВОЗРАСТА

В
направлении«Физическое
развитие»
входит:


Характеристика возрастных возможностей

ребенка от 2 до 12 мес.

В
младенческом возрасте ребенок интенсивно
растет и развивается. Формируются
двигательная активность и сенсомоторная
координация. Ребенок осваивает движения
в такой последовательности:

От
рождения до 2 месяцев—
пытается приподнять и удержать голову,
лежа на животе или на руках у взрослого.

……

От 10
до 12 месяцев —
действует с предметами в соответствии
с их назна­чением (закрывает, открывает
коробки, нажимает кнопки, вкладывает,
выни­мает мелкие предметы из коробки,
нанизывает колечки на палочку или шнур).
Появляются повторные движения, перенос
действий с одних предметов на другие.
Подражает движениям взрослых.

Залезает на низкие
предметы, слезает с них. Подползает под
препятствия. Ползает в разных направлениях.
Влезает на ступеньку детской горки и
слезает с нее. Самостоятельно приседает
из положения стоя и наоборот, встает из
по­ложения на корточках. Делает первые
самостоятельные шаги без поддержки и
опоры. Ходит, держась за движущуюся
опору (каталку).


Образовательная область «Физическая
культура
»,
которая включает:


Образовательные
задачи
:

содействовать
своевременному овладению движениями
на основе поло­жительного

эмоционального
общения и совместных действий взрослого
с ребенком;

развивать
сенсомоторную активность;

формировать
действия с предметами.


Содержание
психолого-педагогической работы

До
2,5—3 месяцев —
вызывать у ребенка сосредоточение
внимания на ярком красочном предмете,
побуждая следить за его перемещением;
укладывать на спину, живот; побуждать
приподнимать голову, разгибать позвоночник
в положении лежа на боку, животе;
удерживать голову, находясь в вертикальном
по­ложении на руках у взрослого;
разговаривая с ребенком, улыбаясь ему,
вызы­вать ответную улыбку, оживленные
движения, произнесение звуков; создавать
ус­ловия для упора ног в положении
лежа на спине, животе, а также в вертикальном
положении на руках у взрослого, вызывая
отталкивания ногами

…….

От
9—10 до 12 месяцев — совершенствовать
ранее освоенные движения: учить ползать;
вползать и спускаться по скату горки;
приседать и вставать; переползать через
бревно; вставать и садиться; делать
самостоятельно первые шаги; ходить за
каталкой; самостоятельно ходить,
переходить от одного предмета к другому;
под­ниматься и спускаться по ступенькам
горки, ходить без поддержки по просьбе
взрослого в определенном направлении
(«Иди ко мне»); действовать с предмета­ми,
инициировать
эмоциональ­ную отзывчивость на игровые
действия и музыку плясового характера.

В младенческом
возрасте необходимы массаж и гимнастика,
основанные сна­чала на пассивных
упражнениях с фиксацией отдельных
частей тела, переходя­щих затем в
активные, самостоятельные движения.
Упражнения подбираются в соответствии
с возрастными физиологическими
возможностями организма.

К концу года
комплексы упражнений включают движения,
формирующие прямостояние тела, приседания,
наклоны и выпрямления туловища.
Упражне­ния из исходных положений
стоя, сидя, лежа осуществляются также
с исполь­зованием мелких предметов.


Образовательная область
«Здоровье»


Образовательные задачи:

обеспечивать
охрану здоровья, правильный гигиенический
уход;

организовывать
физиологически целесообразный режим
дня.


Содержание психолого-педагогической
работы

Режим

Культурно-гигиенические
навыки
.


Образовательная область «Безопасность»

В связи
с тем, что ребенок беспомощен, необходимо
оберегать его фи­зически и психологически;
вся система его безопасности обеспечивается
взрос­лыми.

РЕБЕНОК СТАРШЕГО
ВОЗРАСТА

В
направлении«Физическое
развитие»
входит:


Характеристика возрастных возможностей

ребенка

В старшем дошкольном
возрасте происходят дальнейший рост и
раз­витие всех органов и физиологических
систем.

Высокая потребность
в движениях у детей 6—7 лет сохраняется.
Двигательная активность становится
более целенаправленной, отвечающей
индивидуальному опыту, интересам и
желаниям.

Движения старших
дошкольников становятся все более
осмысленными, мо­тивированными и
управляемыми.

Старшие дошкольники
обладают достаточным запасом двигательных
уме­ний и навыков и осознанно пользуются
ими в своей деятельности. Движения
приобретают слаженность, уверенность,
стремительность, легкость.

Совершенствуются
приобретенные ранее двигательные
качества и способ­ности. Наиболее
значимыми для всестороннего развития
физических возмож­ностей детей
старшего дошкольного возраста являются
скоростно-силовые и координационные-способности
(ловкость), гибкость и выносливость.

У старших дошкольников
все показатели ловкости в значительной
мере улучшаются.

У детей 5—7 лет
отмечаются высокие темпы прироста
показателей, характеризующих время
двигательной реакции, быстроту и скорость
однократных дви­жений, частоту
повторяющихся.

Несмотря
на то, что старшие дошкольники сильнее
младших, их силовые воз­можности еще
весьма ограниченны. Отмечается
значительный естественный прирост
физической работоспособности и
выносливости. Дети способны к дос­таточно
продолжительной двигательной деятельности
разной интенсивности и т.д.


Образовательная область «Физическая
культура»


Образовательные задачи

Шестой
год жизни
:

формировать интерес
к физической культуре, ежедневным
занятиям и подвижным играм, знакомить
со спортивными событиями в стране;

содействовать
постепенному освоению техники движений,
формировать представления о разнообразных
способах их выполнения;

целенаправленно
развивать физические качества (ловкость,
быстроту, силу, гибкость, общую
выносливость);

воспитывать
положительные черты характера,
нравственные и волевые качества
(настойчивость, самостоятельность,
смелость, честность, взаимо­помощь,
трудолюбие);

учить проявлять
активность в разных видах двигательной
деятельности (организованной и
самостоятельной);

учить чередовать
подвижную деятельность с менее интенсивной
и отдыхом.

Седьмой
год жизни
:

совершенствовать
технику выполнения движений;

формировать умения
осознанно использовать приобретенные
двигатель­ные навыки в различных
условиях;

продолжать
целенаправленно развивать физические
качества;

способствовать
развитию самоконтроля и самооценки в
процессе орга­низации разных форм
двигательной активности; — поддерживать
стремление к улучшению результатов
выполнения физи­ческих упражнений.


Содержание психолого-педагогической
работы

Содержание
педагогической работы по развитию
моторики старших до­школьников
составляют разнообразные упражнения
в основных движениях, подвижные и
спортивные игры:


Общеразвивающие упражнения


Упражнения в основных движениях (ходьба,
бег, прыжки,
бросание, ловля, метание, ползание и
лазанье)


Подвижные игры и игровые упражнения (с
ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки»,
«Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше
прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С
кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем:
«Кто скорее до флажка?», «Медведь и
пчелы», «По­жарные на учении»; с
метанием, бросанием, ловлей: «Брось за
флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»;
игры-эстафеты: «Эстафета парами»,
«Веселые соревнования», «Перевозка
урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег
в мешках», «Бег со связанными ногами»
и т.д.)


Спортивные игры (городки, баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный
теннис,


Ритмические (танцевальные) движения


Упражнения в построении и перестроении
(построение в колонну по одно­му, по
два, в несколько колонн, кругов;
перестроение из одной колонны в несколько,
на месте, на ходу; перевороты на месте
налево, направо переступанием, в движении
— на углах).


Упражнения в перемещениях со скольжением
(скольжение по дорожке после разбега,
присев; скольжение на одной ноге;
скатывание на ногах с невысокой горки;
вдвоем, втроем).


Передвижения с техническими средствами
(упражнения,
игры, забавы с санками; упражнения, игры
на лыжах; катание на коньках; катание
на роликовых коньках; катание на
самокатах, спортроллерах


Упражнения для освоения движений в
водной среде, плавание
(плавание: на груди и на спине с сочетанием
движения ног, рук, дыхания; ныряния,
кувырки без опоры о дно; повороты.

Рациональную
двигательную активность детей старшего
дошкольного воз­раста наряду с их
самостоятельной деятельностью
обеспечивают многообраз­ные формы
работы и виды занятий по физической
культуре. У каждого заня­тия свои
задачи: оздоровление детей, обучение и
тренировка, активный отдых.

Организованные
формы ежедневных физкультурных занятий
различного ха­рактера (учебного,
оздоровительного, рекреационного,
лечебно-коррекционного и др.) должны
составлять значительную часть суммарного
объема двигательной активности детей
в течение дня.


Образовательная область «Здоровье»

— Образовательные
задачи

Шестой
год жизни
:

развивать умение
регулировать свое поведение в соответствии
с приня­тыми нормами и правилами;

формировать и
закреплять полезные навыки, способствующие
хорошему-самочувствию, бодрому настроению
и усвоению основ здорового образа жизни
(заниматься гимнастикой, играть в
подвижные игры, с удоволь­ствием
выполнять закаливающие процедуры и
т.д.);

содействовать
самостоятельному и осознанному выполнению
правил лич­ной гигиены.

Седьмой
год жизни
:

учить проявлять
доброжелательность, эмоциональную
отзывчивость в об­щении со взрослыми
и сверстниками;

формировать
адаптивное поведение в коллективе;

совершенствовать
гигиенические навыки и знания;

содействовать
расширению знаний и представлений о
здоровом
образе жизни.

— Содержание
психолого-педагогической работы

В этом возрасте
существенно увеличиваются возможности
детей в укрепле­нии здоровья, усвоении
гигиенических навыков, углубляются
мотивация, произвольность, повышаются
самоконтроль, целеустремленность.

Дошкольники
приобретают опыт, позволяющий им ценить
хорошее самочув­ствие и бодрое
настроение. Дети получают также
элементарные представления о действии
некоторых лечебно-профилактических
процедур, причинах отдельных заболеваний
и мерах профилактики наиболее
распространенных из них.

Одним
из факторов охраны и укрепления здоровья
детей, формирования норового образа
жизни, как и в предыдущих возрастных
группах, остаётся вы­полнение
рационального
режима дня
.

Гигиенические
условия

Закаливание.

Культурно-гигиенические
навыки.

Психическое
здоровье.


Образовательная область «Безопасность»

-Образовательные
задачи

Шестой
год жизни
:

знакомить с
доступными способами укрепления здоровья
(соблюдение режима, необходимость
ежедневной зарядки, закаливания,
овладение раз­ными движениями и т.д.);

учить соблюдать
меры безопасности в быту, при обращении
с острыми пред­метами, хрупкими вещами,
электрическими приборами, оборудованием;

знакомить с
правилами, ограничивающими контакты с
незнакомыми людьми;

формировать
начальные представления об экологически
грамотном и
безопасном
поведении в природе (не бросать мусор,
не разорять птичьи
гнезда
и муравейники, не рвать траву и т.д.);

продолжать учить
правильному поведению в общественных
местах, на дорогах, в транспорте, при
переходе улиц.

Седьмой
год жизни
:

формировать
ценностное отношение к здоровому образу
жизни (жела­ние заниматься физкультурой
и спортом, закаляться, есть полезную
пищу, прислушиваться к своему организму,
иметь элементарные представлена! о
строении человеческого тела, знать
правила первой помощи);

учить
нормам безопасного поведения, знакомить
с тем, как себя вести сложных ситуациях
— при пожаре, наводнении, землетрясении,
как ви4
звать
милицию, скорую помощь, как вести себя
с незнакомыми людьми:

развивать
представления о существенных признаках
благополучного со­стояния природы и
правилах его сохранении

содействовать
прочному усвоению правил поведения в
общественных местах, на улице, в
транспорте, при переходе дороги.


Содержание психолого-педагогической
работы

Безопасность
детей в дошкольном учреждении
обеспечивается созданием условий для
их физического и психологического
благополучия, предупреждениятравматизма,
физических и эмоциональных перегрузок,
приводящих к утом­лению и переутомлению.

Одно из основных
условий безопасности дошкольников —
развитие само­стоятельности,
ответственности и понимания значения
правильного поведения для охраны своей
жизни и здоровья. Выполнение всех
жизненно необхо­димых гигиенических
норм и правил должно постепенно стать
естественной потребностью ребенка.

Дети 5—7 лет должны
иметь представление о том, что полезно
и что опасно для здоровья, о мерах
предупреждения некоторых заболеваний,
в том числе и инфекционных, об основах
здорового образа жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник