Развитие ребенка в процессе творческой деятельности
Елена Ельшина
Развитие творческой деятельности дошкольников
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,поэтому его нужно раскрывать как можно раньше. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста,то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам,которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни ребёнок сможет креативно подходить к решению многих задач,которые будут вставать на его жизненном пути. Не всёзависит от природных способностей:нужно уметь развивать эти задатки.
Творческая деятельность дошкольников- это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка,изобразительное искусство,подвижные игры,танцы и другие занятия,требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое-свои мысли,эмоции,а также познания об окружающем мире.
Ребенок видит возможности для творчества даже там,где взрослые часто их не замечают. Малыш может рисовать палочкой на снегу,складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев,рисовать на песке.
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,нужно представлять,что это такое. Это комплексное понятие включающее несколько составляющих,на которых в первую очередь родители должны акцентировать своёвнимание:
-стремление к открытиям;
-умение познавать;
-активность;
-фантазия;
-инициативность;
-стремление к познанию;
-умение изобретать и открывать;
-умение применять полученные знания.
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
-1-2 года:кто-то красиво двигается под музыку,другие любят находиться в центре внимания-вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
-3-4 года:пик творческой активности малышей,и даже если вам кажется,что кроха нечем особенным не обладает. всё равно это не повод забросить занятия-напротив,нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм,развивающим творческие способности;
-5-6 лет:занятия усложняются новыми заданиями,подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение,фантазию,таланты;
-7-8 лет:младший школьный возраст характеризуется тем,что в это время начинается серьёзная творческая деятельность-изобразительная,музыкальная,театральная и в каждой области ребенок должен уметь себя проявлять хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него
имеются задатки.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. На занятиях в детском саду применяются методы развития творческих способностей,но они могут применятся и в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
-совместное обсуждение с ребенком,что происходит вокруг на улице,дома,в транспорте;
-рассказы о животных и растениях;
-ответы на вопросы малыша.
2. Развивающие игры
-покупать детям настольные развивающие игры;
-полезные развлекательные игрушки;
-мозаики и конструкторы все эти игры должны соответствовать возрасту.
3. Рисование
-у ребёнка должны быть карандаши,краски,фломастеры;
-сначала-изучите цвета, затем-познакомьтесь с геометрическими фигурами, нужно показать как создаётся рисунок, а потом наблюдаем за результатами.
4. Лепка
-лепка развивает маленькие пальчики,творческие способности детей,позволяет им проявить всю фантазию;
-вначале пусть это будут простейшие шарики,колбаски,колечки;
-пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
-детям нужно читать в любое время дня,а не только ночью;
-книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
-стараться знакомить ребёнка с разными жанрами произведений:сказками,рассказами,стихами;
-разыгрывать сценки из книг. читать по ролям.
6. Музыка
-слушать с детьми музыку, детские песенки-это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю,а везде и всегда. Родители должны создавать ребёнку такую окружающую среду,которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,пластилином,конструктором и пр. ,хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов.
На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования. Подготовка творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса,выступая одновременно как цель-в плане формирования личности,и как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, а также средство повышения эффективности процесса обучения.
Творческие способности-это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями,чем взрослые. Для того, чтобы развивать творческие способности ребёнка необходимо соблюдать следующие условия:
1. Раннее физическое развитие ребёнка;
2. Создание обстановки,которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе);
3. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,способов,продолжительности занятий,их чередовании.
Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству. поддерживать в неудачах,проявлять сочувствие и терпеливость.
Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи,которые его окружают. Выработать эти навыки помогает художественно-эстетическое воспитание дошкольников,которое способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.
Дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей,позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.
Источник
Надежда Александрова
Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста
Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.
Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству.
К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т. п.
Исследование педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни.
Однако в страшем дошкольном возрасте зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.
Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.
Дошкольный возрастпредставляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [6].
Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л. С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.
Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [11].
Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.
Творчество в старшем дошкольном возрасте определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность.Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка — это не произведение искусства.
Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.
Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования, ее целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
Этот показатель — своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности.
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.
К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче, гибкость (вариативность способов).
Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г. Г.Григорьевой:
1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно — выразительных средств для воплощения образа.
Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.
2. Индивидуальный “почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Чтобы применить данные показатели необходимо учитывать специфику творческой деятельности детей.
Так, например, освоение изобразительной деятельностью ребенком старшего дошкольного возрастаозначает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями.
В творческой деятельности ребенка следует выделять 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй — процесс создания изображения.
Третий — анализ результатов.
Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса.
Григорьева Г. Г. отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла — это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени — это проявление игровой тенденции в развитии деятельности.
Смысл рисования для ребенка — рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат — только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.
Г. Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г. Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.
В ходе теоретического анализа литературы нами было выявлено, что детское творчество может развиваться при наличии определенных условий. Такие условия Г. Г. Григорьева выделила в своих работах. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т. д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т. д.
Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продуктов, процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно.
Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.
Источник