Развитие ребенка в процессе эстетического и трудового воспитания

Развитие ребенка в процессе эстетического и трудового воспитания thumbnail

Светлана Черникова
Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду.

На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств использую разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание, положительный пример детей, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).

Пользуясь методом убеждения, разъясняю правила поведения, побуждаю детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: в своей работе отмечаю положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляю методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.

В процессе физического воспитания развиваю у детей волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (ходьба по гимнастической скамейки, прыжки в высоту с разбега идр.) При этом необходимость выполнения, правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Обучение физическим упражнениям сочетаю с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др., с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Организую целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений. Например, объясняя технику метания в цель, указываю на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения использую также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.

Давая различные задания, способствую проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, предлагаю своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него.

Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.

Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.).

На занятиях физическими упражнениями решаю и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Разъясняю, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Обращаю внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.

Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания привлекаю детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков показываю и рассказываю, как нужно выполнить задание, оцениваю качество выполнения, поощряю внесению элементов творчества, использую положительный пример детей, взрослых.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна. Самомассаж, бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным коврикам.

На базе ДОУ педагогами разработана целевая программа “Здоровый ребёнок”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет.

Система физкультурной работы включает в себя:

Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

Проведение двигательных разминок между занятиями;

Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

Организация динамического часа в конце прогулки ;

Организация оздоровительного бега в конце прогулки;

Гимнастика после дневного сна;

Коррекционная работа с детьми по развитию движений;

Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;

Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

Организация досугов, праздников;

Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»

Организация работы с семьёй.

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

Варианты проведения утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, разработали план, ориентируясь по дням недели:

– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;

– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;

– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);

– пятница – различные походы, развлечения.

Этот план педагоги корректируют, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах, народные игры и др.

Источник

Нравственное
воспитание

представляет собой целенаправленное
формирование моральных убеждений,
развитие нравственных чувств и выработку
навыков и привычек поведения человека
в обществе. В общей системе воспитания
нравственное воспитание имеет ведущее
значение.

Задачами
нравственного воспитания
являются:

— формирование
нравственного сознания (т.е. нравственных
понятий, взглядов, суждений, оценок),
идейной убежденности и мотивов
деятельности (в частности, физкультурной),
согласующихся с нормами высокой морали;

— формирование
нравственных чувств (любви к Родине,
гуманизма, чувства коллективизма,
дружбы, чувства непримиримости к
нарушениям нравственных норм и др.);

— формирование
нравственных качеств, привычек соблюдения
этических норм, навыков общественно
оправданного поведения (уважения к
результатам труда и предметам духовной
и материальной культуры, уважения к
родителям и старшим, честнос­ти,
скромности, добросовестности и др.)1;

— воспитание
волевых черт и качеств личности (смелости,
ре­шительности, мужества, воли к
победе, самообладания и др.).

К
средствам
нравственного воспитания
относят:
содержание и организацию учебно-тренировочных
занятий, спортивный режим, соревнования
(строгое выполнение их правил), деятельность
пре­подавателя (тренера) и др.

Методы
нравственного воспитания
включают
в себя:

— убеждение
в форме разъяснения установленных норм
поведения, сложившихся традиций;

— беседы
при совершении занимающимися какого-либо
проступка;

— диспуты на
этические темы;

— наглядный
пример (прежде всего достойный пример
самого педагога, тренера);

— практические
приучения (суть: постоянно, настойчиво
уп­ражнять занимающихся в
дисциплинированном, культурном
по­ведении, в точном соблюдении
спортивных правил, спортивного режима,
традиций, пока эти нормы не станут
привычными; в перенесении значительных
и длительных усилий, каких требуют
зачастую тренировочные нагрузки и
соревнования);

— поощрение:
одобрение, похвала, объявление
благодарнос­ти, награждение грамотой
и др.;

— оказание
доверия в выполнении обязанностей
помощника преподавателя, начисление
команде поощрительного очка при
под­ведении итогов соревнований и
др.;

— наказание
за совершенный проступок: замечание,
выговор, обсуждение на собрании коллектива
(спортивной команды), вре­менное
исключение из состава команды и др.

Умственное
воспитание

(как приобщение к интеллектуальной
культуре человечества) – это систематическое
и целенаправленное педагогическое
воздействие на ребенка и взаимодействие
с ним с целью развития его ума и
формирование мировоззрения.

Оно
протекает как процесс овладения
общеисторическим опытом, накопленным
человечеством и представленным в
знаниях, умениях, навыков. Под умом
человека мы понимаем такую функцию
мозга, которая заключается в адекватном
отражении закономерностей и явлений
окружающей жизни. Ум – совокупность
познавательных процессов, включающих
в себя ощущения, восприятие, память,
воображение, мышление. Ум проявляется
в объеме, характере и содержании знаний,
в динамичности умственной деятельности
(быстро – медленно), в критичности
(способность оценить результат),
способности к обобщениям (широте ума),
в творческом познании и стремлении к
нему, в способностях, в памяти, в характере
основной деятельности, ее успешном
осуществлении.

В
фи­зическом воспитании представлены
широкие возможности для решения задач
умственного воспитания. Это обусловлено
специ­фикой физического воспитания,
его содержательными и процес­суальными
основами.

Существует
двусторонняя связь умственного и
физического воспитания.

С
одной стороны, физическое воспитание
создает лучшие усло­вия для умственной
работоспособности и содействует развитию
интеллекта; с другой стороны, умственное
воспитание повышает эффективность
физического воспитания, создавая условия
более вдумчивого отношения к нему
занимающихся для осознания ими сущности
решаемых задач и творческих поисков их
решения. В со­держании умственного
воспитания в процессе физического
воспи­тания можно различить две
стороны: образовательную и воспита­тельную.
Образовательная сторона заключается
в передаче специ­альных физкультурных
знаний. При этом мышление развивается
в двух направлениях: как воспроизводящее
(репродуктивное) и как продуктивное
(творческое). Воспроизводящее мышление
заключа­ется в осмысливании занимающимися
своих действий после инст­руктивных
указаний преподавателя (например, при
обучении слож­ному движению). Примерами
творческого мышления является ана­лиз
«эталонной» спортивной техники с целью
рационального при­менения ее к своим
индивидуальным особенностям (найти
свою индивидуальную технику). Воспитательная
сторона умственного вос­питания в
процессе физического воспитания
заключается в разви­тии таких
интеллектуальных качеств, как
сообразительность, со­средоточенность,
пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя
из сказанного, основными задачами
умственного вос­питания в процессе
физического воспитания являются
:

— обогащение
занимающихся специальными знаниями в
обла­сти физической культуры и
формирование на этой основе осмыс­ленного
отношения к физкультурной и спортивной
деятельности, содействие формированию
научного мировоззрения;

— развитие
умственных способностей (способностей
к анализу и обобщению, быстроты мышления
и др.), познавательной ак­тивности и
творческих проявлений в двигательной
деятельности;

— стимулирование
развития потребности и способностей к
самопознанию и самовоспитанию.

Средствами
умственного воспитания
являются
прежде всего физ­культурные занятия.
Их содержание и объем определяются
про­граммами физического воспитания
для общеобразовательных школ, лицеев,
колледжей, вузов и др.

Кроме
того, к средствам умственного воспитания
относят специ­ально организованные
проблемные ситуации в процессе занятий
физическими упражнениями, разрешение
которых требует ум­ственных действий
(прием и переработка информации, анализ,
принятие решения и т.п.).

К
методам
умственного воспитания
относят:

— опрос
по преподаваемому материалу;

— наблюдение
и сравнение;

— анализ
и обобщение изучаемого материала;

— критическую
оценку и анализ двигательных действий.

Эстетическое
воспитание

– это целенаправленное формирование
эс­тетического отношения к жизни,
труду, учению, природе, искусству, спорту,
к самому себе и обществу.

Эстетика
– это раздел философии изучающий
закономерности чувственного освоения
действительности, о сущности и формах
прекрасного в художественном творчестве,
в природе и в жизни.

Эстетическое
воспитание — составная часть воспитания
разносторонне образованного человека.
Физическое воспитание и спорт общедоступны
для удовлетворе­ния эстетических
потребностей и развития эстетических
вкусов ши­рокого круга людей.
Эстетические факторы физической культуры
мно­гогранны. Выделяют следующие
эстетические моменты, которые являются
педагогически целесообразными для
раскрытия красоты спорта:

• мастерство
выполнения спортивных движений
(упражнения, игры);

• красота
телосложения и умение владеть телом
(стройность, под­тянутость,
пропорциональность, гармоничность,
красота дви­жений);

• красота
нравственного поведения (смелость,
мужество, трудолю­бие, умение с
достоинством выигрывать и проигрывать);

• красота
коллективных действий (товарищества,
«чувства локтя»);

• творческая
деятельность спортсменов (нахождение
новых элемен­тов техники, технических
и тактических приемов);

• эстетика
условий проведения учебно-тренировочных
занятий и соревнований (спортивные
сооружения, оборудование, снаряже­ние,
спортивный инвентарь, одежда).

Взаимосвязь
физического воспитания с эстетическим
заклю­чается в том, что, с одной стороны,
физическое воспитание рас­ширяет
сферу эстетического воздействия на
человека, с другой — эстетическое
воспитание повышает эффективность
физического за счет внесения в него
положительного эмоционального момен­та
и дополнительных привлекательных
стимулов к занятиям фи­зическими
упражнениями.

Перед
эстетическим воспитанием в процессе
занятий физи­ческими упражнениями
стоят следующие специфические задачи:

— воспитание
эстетических чувств и вкусов в области
физичес­кой культуры;

— воспитание
эстетической оценки тела и движений
человека;

— воспитание
умений находить и оценивать прекрасное
в по­ведении товарищей и в окружающей
обстановке.

К
средствам
эстетического воспитания
в
процессе двигатель­ной деятельности
относятся прежде всего разнообразные
виды самого физического воспитания. В
каждом из них преподаватель может
указать своим ученикам на моменты
прекрасного. Сред­ствами эстетического
воспитания являются также праздники и
выступления, природные и гигиенические
условия, а также об­становка занятий,
специальные средства художественного
воспи­тания в процессе занятий
(использование музыки и произведе­ний
искусства) и т.п.

Эстетическое
воспитание в процессе физического
воспитания осуществляется следующими
методами:

— эмоционально-выразительное
объяснение физических упраж­нений,
образное слово;

— технически
совершенный и эмоционально-выразительный
показ упражнения, который бы вызвал
чувство восхищения пре­красным;

— вдохновляющий
пример в действиях и поступках;

— практическое
приучение к творческим проявлениям
красо­ты в двигательной деятельности
в процессе занятий физическими
упражнениями.

Трудовое
воспитание

– целенаправленный процесс формирования
у подрастающего поколения готовности
трудиться, направленный на успешное
освоение трудового опыта человечества,
нравственное отношение к труду, развитие
личности.

Отношение
к труду является одним из важнейших
критериев воспитанности личнос­ти.
Это отношение к труду характеризуется
устойчивостью выпол­нения требований
дисциплины, выполнением производственных
заданий, проявлением инициативы в труде,
личным вкладом в достижение коллективного
труда.

Взаимосвязь
физического и трудового воспитания
выражается в том, что физическое
воспитание оказывает непосредственное
содействие трудовому, повышая
трудоспособность людей, а тру­довое
воспитание, в свою очередь, придает
физическому воспи­танию конкретную
направленность на подготовку людей к
жизни и труду.

В
процессе занятий физическими упражнениями
содержанием трудового воспитания
является сам учебный труд, элементарные
трудовые процессы по обслуживанию
занятий физическими уп­ражнениями,
общественно полезный труд физкультурников
и спортсменов в порядке шефства над
каким-либо учреждением, предприятием
и т.д.

Перед
трудовым воспитанием в процессе
физического воспи­тания ставятся
следующие задачи:

— воспитание
трудолюбия;

— формирование
сознательного отношения к труду;

— овладение
элементарными трудовыми умениями и
навы­ками.

К
средствам
трудового воспитания
относят:
учебный труд (в процессе академических
занятий по физическому воспитанию,
на­пряженных спортивных тренировочных
занятий, соревнований), выполнение
практических обязанностей по
самообслуживанию и обслуживанию группы
(подготовка и уборка мест занятий,
ин­вентаря, уход за спортивным
снаряжением и пр.), общественно полезный
труд в связи с занятиями по физическому
воспитанию (в оздоровительно-спортивном
лагере и др.).

К
специфическим методам
трудового воспитания
в
процессе физического воспитания
относятся:

— практическое
приучение к труду;

— беседа;

— оценка
результатов труда;

— пример образцового
труда (например, исключительно
добро­совестное отношение спортсмена
к тренировке и выполнение учеб­но-тренировочных
заданий с полной отдачей сил и высоким
спортивно-техническим результатом).

Занятия
различными видами спорта представляют
широкие возможности для воспитания
положительных черт личности. Эти занятия
носят коллективный характер. Они
эмоциональны, по­зволяют формировать
наряду с физическими и психические
ка­чества. Однако воспитательные
возможности занятий различны­ми
физическими упражнениями, видами спорта
неодинаковы, что необходимо учитывать
преподавателю (тренеру). Они обусловлены
особым содержанием и условиями выполнения
конкретных уп­ражнений.

Так,
посредством упражнений спортивной
гимнастики при соответствующей
организации, методике обучения и
тренировки возможно развивать такие
качества, как выдержанность, сме­лость,
настойчивость, дисциплинированность.
Подвижные и спортивные игры отличаются
высокой эмоциональностью и создают
особые условия для эффективного
формирования положи­тельных качеств
личности (честности, ответственности
перед кол­лективом, настойчивости,
готовности оказать помощь товарищу) и
устранения отрицательных качеств
(эгоизма, нечестности, гру­бости,
заносчивости, трусости и др.).

В
педагогической работе планируют и
реализуют следующие воспитательные
задачи: перспективные и ближайшие,
коллектив­ные и индивидуальные,
относящиеся к отдельным, конкретным
ученикам.

Педагогу
желательно найти правильный подход к
каждому спорт­смену, уметь поддержать
и развить в нем хорошие качества и
за­датки, заботиться не только о
спортивных результатах своего
вос­питанника, но и о его отношении к
учебе, его поведении, куль­турном
росте.

Эффективность
воспитательной деятельности педагога
по физи­ческой культуре и спорту
достигается:

— организацией
целостного деятельностно-воспитательного
процесса в соответствии с требованием
законов, научными реко­мендациями и
реальными потребностями;

— достижением
социально-ценностной целевой и
содержа­тельной направленностью
воспитания, оптимальной его орга­низацией;

— обеспечением
положительной мотивации в процессе
заня­тий физическими упражнениями и
спортом, раскрытием и задей­ствованием
сущностного потенциала каждого
занимающегося;

— достижением
сплоченности спортивного коллектива
(ко­манды);

— личным отношением
к выполнению обязанностей на
высо­копрофессиональном, творческом
уровне;

— всесторонним
обеспечением воспитательного процесса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник