Развитие ребенка в процессе эстетического и трудового воспитания
Светлана Черникова
Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду.
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств использую разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание, положительный пример детей, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).
Пользуясь методом убеждения, разъясняю правила поведения, побуждаю детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: в своей работе отмечаю положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляю методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.
В процессе физического воспитания развиваю у детей волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (ходьба по гимнастической скамейки, прыжки в высоту с разбега идр.) При этом необходимость выполнения, правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.
Обучение физическим упражнениям сочетаю с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др., с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Организую целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений. Например, объясняя технику метания в цель, указываю на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения использую также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.
Давая различные задания, способствую проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, предлагаю своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него.
Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.
Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.).
На занятиях физическими упражнениями решаю и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Разъясняю, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Обращаю внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.
Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.
Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания привлекаю детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков показываю и рассказываю, как нужно выполнить задание, оцениваю качество выполнения, поощряю внесению элементов творчества, использую положительный пример детей, взрослых.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна. Самомассаж, бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным коврикам.
На базе ДОУ педагогами разработана целевая программа “Здоровый ребёнок”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет.
Система физкультурной работы включает в себя:
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок между занятиями;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация динамического часа в конце прогулки ;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Организация досугов, праздников;
Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
Организация работы с семьёй.
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, разработали план, ориентируясь по дням недели:
– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;
– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;
– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;
– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);
– пятница – различные походы, развлечения.
Этот план педагоги корректируют, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах, народные игры и др.
Источник
Нравственное
воспитание
представляет собой целенаправленное
формирование моральных убеждений,
развитие нравственных чувств и выработку
навыков и привычек поведения человека
в обществе. В общей системе воспитания
нравственное воспитание имеет ведущее
значение.
Задачами
нравственного воспитания являются:
— формирование
нравственного сознания (т.е. нравственных
понятий, взглядов, суждений, оценок),
идейной убежденности и мотивов
деятельности (в частности, физкультурной),
согласующихся с нормами высокой морали;
— формирование
нравственных чувств (любви к Родине,
гуманизма, чувства коллективизма,
дружбы, чувства непримиримости к
нарушениям нравственных норм и др.);
— формирование
нравственных качеств, привычек соблюдения
этических норм, навыков общественно
оправданного поведения (уважения к
результатам труда и предметам духовной
и материальной культуры, уважения к
родителям и старшим, честности,
скромности, добросовестности и др.)1;
— воспитание
волевых черт и качеств личности (смелости,
решительности, мужества, воли к
победе, самообладания и др.).
К
средствам
нравственного воспитания относят:
содержание и организацию учебно-тренировочных
занятий, спортивный режим, соревнования
(строгое выполнение их правил), деятельность
преподавателя (тренера) и др.
Методы
нравственного воспитания включают
в себя:
— убеждение
в форме разъяснения установленных норм
поведения, сложившихся традиций;
— беседы
при совершении занимающимися какого-либо
проступка;
— диспуты на
этические темы;
— наглядный
пример (прежде всего достойный пример
самого педагога, тренера);
— практические
приучения (суть: постоянно, настойчиво
упражнять занимающихся в
дисциплинированном, культурном
поведении, в точном соблюдении
спортивных правил, спортивного режима,
традиций, пока эти нормы не станут
привычными; в перенесении значительных
и длительных усилий, каких требуют
зачастую тренировочные нагрузки и
соревнования);
— поощрение:
одобрение, похвала, объявление
благодарности, награждение грамотой
и др.;
— оказание
доверия в выполнении обязанностей
помощника преподавателя, начисление
команде поощрительного очка при
подведении итогов соревнований и
др.;
— наказание
за совершенный проступок: замечание,
выговор, обсуждение на собрании коллектива
(спортивной команды), временное
исключение из состава команды и др.
Умственное
воспитание
(как приобщение к интеллектуальной
культуре человечества) – это систематическое
и целенаправленное педагогическое
воздействие на ребенка и взаимодействие
с ним с целью развития его ума и
формирование мировоззрения.
Оно
протекает как процесс овладения
общеисторическим опытом, накопленным
человечеством и представленным в
знаниях, умениях, навыков. Под умом
человека мы понимаем такую функцию
мозга, которая заключается в адекватном
отражении закономерностей и явлений
окружающей жизни. Ум – совокупность
познавательных процессов, включающих
в себя ощущения, восприятие, память,
воображение, мышление. Ум проявляется
в объеме, характере и содержании знаний,
в динамичности умственной деятельности
(быстро – медленно), в критичности
(способность оценить результат),
способности к обобщениям (широте ума),
в творческом познании и стремлении к
нему, в способностях, в памяти, в характере
основной деятельности, ее успешном
осуществлении.
В
физическом воспитании представлены
широкие возможности для решения задач
умственного воспитания. Это обусловлено
спецификой физического воспитания,
его содержательными и процессуальными
основами.
Существует
двусторонняя связь умственного и
физического воспитания.
С
одной стороны, физическое воспитание
создает лучшие условия для умственной
работоспособности и содействует развитию
интеллекта; с другой стороны, умственное
воспитание повышает эффективность
физического воспитания, создавая условия
более вдумчивого отношения к нему
занимающихся для осознания ими сущности
решаемых задач и творческих поисков их
решения. В содержании умственного
воспитания в процессе физического
воспитания можно различить две
стороны: образовательную и воспитательную.
Образовательная сторона заключается
в передаче специальных физкультурных
знаний. При этом мышление развивается
в двух направлениях: как воспроизводящее
(репродуктивное) и как продуктивное
(творческое). Воспроизводящее мышление
заключается в осмысливании занимающимися
своих действий после инструктивных
указаний преподавателя (например, при
обучении сложному движению). Примерами
творческого мышления является анализ
«эталонной» спортивной техники с целью
рационального применения ее к своим
индивидуальным особенностям (найти
свою индивидуальную технику). Воспитательная
сторона умственного воспитания в
процессе физического воспитания
заключается в развитии таких
интеллектуальных качеств, как
сообразительность, сосредоточенность,
пытливость, быстрота мышления и др.
Исходя
из сказанного, основными задачами
умственного воспитания в процессе
физического воспитания являются:
— обогащение
занимающихся специальными знаниями в
области физической культуры и
формирование на этой основе осмысленного
отношения к физкультурной и спортивной
деятельности, содействие формированию
научного мировоззрения;
— развитие
умственных способностей (способностей
к анализу и обобщению, быстроты мышления
и др.), познавательной активности и
творческих проявлений в двигательной
деятельности;
— стимулирование
развития потребности и способностей к
самопознанию и самовоспитанию.
Средствами
умственного воспитания являются
прежде всего физкультурные занятия.
Их содержание и объем определяются
программами физического воспитания
для общеобразовательных школ, лицеев,
колледжей, вузов и др.
Кроме
того, к средствам умственного воспитания
относят специально организованные
проблемные ситуации в процессе занятий
физическими упражнениями, разрешение
которых требует умственных действий
(прием и переработка информации, анализ,
принятие решения и т.п.).
К
методам
умственного воспитания относят:
— опрос
по преподаваемому материалу;
— наблюдение
и сравнение;
— анализ
и обобщение изучаемого материала;
— критическую
оценку и анализ двигательных действий.
Эстетическое
воспитание
– это целенаправленное формирование
эстетического отношения к жизни,
труду, учению, природе, искусству, спорту,
к самому себе и обществу.
Эстетика
– это раздел философии изучающий
закономерности чувственного освоения
действительности, о сущности и формах
прекрасного в художественном творчестве,
в природе и в жизни.
Эстетическое
воспитание — составная часть воспитания
разносторонне образованного человека.
Физическое воспитание и спорт общедоступны
для удовлетворения эстетических
потребностей и развития эстетических
вкусов широкого круга людей.
Эстетические факторы физической культуры
многогранны. Выделяют следующие
эстетические моменты, которые являются
педагогически целесообразными для
раскрытия красоты спорта:
• мастерство
выполнения спортивных движений
(упражнения, игры);
• красота
телосложения и умение владеть телом
(стройность, подтянутость,
пропорциональность, гармоничность,
красота движений);
• красота
нравственного поведения (смелость,
мужество, трудолюбие, умение с
достоинством выигрывать и проигрывать);
• красота
коллективных действий (товарищества,
«чувства локтя»);
• творческая
деятельность спортсменов (нахождение
новых элементов техники, технических
и тактических приемов);
• эстетика
условий проведения учебно-тренировочных
занятий и соревнований (спортивные
сооружения, оборудование, снаряжение,
спортивный инвентарь, одежда).
Взаимосвязь
физического воспитания с эстетическим
заключается в том, что, с одной стороны,
физическое воспитание расширяет
сферу эстетического воздействия на
человека, с другой — эстетическое
воспитание повышает эффективность
физического за счет внесения в него
положительного эмоционального момента
и дополнительных привлекательных
стимулов к занятиям физическими
упражнениями.
Перед
эстетическим воспитанием в процессе
занятий физическими упражнениями
стоят следующие специфические задачи:
— воспитание
эстетических чувств и вкусов в области
физической культуры;
— воспитание
эстетической оценки тела и движений
человека;
— воспитание
умений находить и оценивать прекрасное
в поведении товарищей и в окружающей
обстановке.
К
средствам
эстетического воспитания в
процессе двигательной деятельности
относятся прежде всего разнообразные
виды самого физического воспитания. В
каждом из них преподаватель может
указать своим ученикам на моменты
прекрасного. Средствами эстетического
воспитания являются также праздники и
выступления, природные и гигиенические
условия, а также обстановка занятий,
специальные средства художественного
воспитания в процессе занятий
(использование музыки и произведений
искусства) и т.п.
Эстетическое
воспитание в процессе физического
воспитания осуществляется следующими
методами:
— эмоционально-выразительное
объяснение физических упражнений,
образное слово;
— технически
совершенный и эмоционально-выразительный
показ упражнения, который бы вызвал
чувство восхищения прекрасным;
— вдохновляющий
пример в действиях и поступках;
— практическое
приучение к творческим проявлениям
красоты в двигательной деятельности
в процессе занятий физическими
упражнениями.
Трудовое
воспитание
– целенаправленный процесс формирования
у подрастающего поколения готовности
трудиться, направленный на успешное
освоение трудового опыта человечества,
нравственное отношение к труду, развитие
личности.
Отношение
к труду является одним из важнейших
критериев воспитанности личности.
Это отношение к труду характеризуется
устойчивостью выполнения требований
дисциплины, выполнением производственных
заданий, проявлением инициативы в труде,
личным вкладом в достижение коллективного
труда.
Взаимосвязь
физического и трудового воспитания
выражается в том, что физическое
воспитание оказывает непосредственное
содействие трудовому, повышая
трудоспособность людей, а трудовое
воспитание, в свою очередь, придает
физическому воспитанию конкретную
направленность на подготовку людей к
жизни и труду.
В
процессе занятий физическими упражнениями
содержанием трудового воспитания
является сам учебный труд, элементарные
трудовые процессы по обслуживанию
занятий физическими упражнениями,
общественно полезный труд физкультурников
и спортсменов в порядке шефства над
каким-либо учреждением, предприятием
и т.д.
Перед
трудовым воспитанием в процессе
физического воспитания ставятся
следующие задачи:
— воспитание
трудолюбия;
— формирование
сознательного отношения к труду;
— овладение
элементарными трудовыми умениями и
навыками.
К
средствам
трудового воспитания относят:
учебный труд (в процессе академических
занятий по физическому воспитанию,
напряженных спортивных тренировочных
занятий, соревнований), выполнение
практических обязанностей по
самообслуживанию и обслуживанию группы
(подготовка и уборка мест занятий,
инвентаря, уход за спортивным
снаряжением и пр.), общественно полезный
труд в связи с занятиями по физическому
воспитанию (в оздоровительно-спортивном
лагере и др.).
К
специфическим методам
трудового воспитания в
процессе физического воспитания
относятся:
— практическое
приучение к труду;
— беседа;
— оценка
результатов труда;
— пример образцового
труда (например, исключительно
добросовестное отношение спортсмена
к тренировке и выполнение учебно-тренировочных
заданий с полной отдачей сил и высоким
спортивно-техническим результатом).
Занятия
различными видами спорта представляют
широкие возможности для воспитания
положительных черт личности. Эти занятия
носят коллективный характер. Они
эмоциональны, позволяют формировать
наряду с физическими и психические
качества. Однако воспитательные
возможности занятий различными
физическими упражнениями, видами спорта
неодинаковы, что необходимо учитывать
преподавателю (тренеру). Они обусловлены
особым содержанием и условиями выполнения
конкретных упражнений.
Так,
посредством упражнений спортивной
гимнастики при соответствующей
организации, методике обучения и
тренировки возможно развивать такие
качества, как выдержанность, смелость,
настойчивость, дисциплинированность.
Подвижные и спортивные игры отличаются
высокой эмоциональностью и создают
особые условия для эффективного
формирования положительных качеств
личности (честности, ответственности
перед коллективом, настойчивости,
готовности оказать помощь товарищу) и
устранения отрицательных качеств
(эгоизма, нечестности, грубости,
заносчивости, трусости и др.).
В
педагогической работе планируют и
реализуют следующие воспитательные
задачи: перспективные и ближайшие,
коллективные и индивидуальные,
относящиеся к отдельным, конкретным
ученикам.
Педагогу
желательно найти правильный подход к
каждому спортсмену, уметь поддержать
и развить в нем хорошие качества и
задатки, заботиться не только о
спортивных результатах своего
воспитанника, но и о его отношении к
учебе, его поведении, культурном
росте.
Эффективность
воспитательной деятельности педагога
по физической культуре и спорту
достигается:
— организацией
целостного деятельностно-воспитательного
процесса в соответствии с требованием
законов, научными рекомендациями и
реальными потребностями;
— достижением
социально-ценностной целевой и
содержательной направленностью
воспитания, оптимальной его организацией;
— обеспечением
положительной мотивации в процессе
занятий физическими упражнениями и
спортом, раскрытием и задействованием
сущностного потенциала каждого
занимающегося;
— достижением
сплоченности спортивного коллектива
(команды);
— личным отношением
к выполнению обязанностей на
высокопрофессиональном, творческом
уровне;
— всесторонним
обеспечением воспитательного процесса.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник