Развитие ребенка в пренатальном периоде
Теоретическое введение
План:
Периоды пренатального
развития. Тенденции развития.Факторы, влияющие
на пренатальное развитие.Функции
матери в формировании основ эмоционального
благополучия ребенка в пренатальном
и раннем постнатальном периоде.
Рекомендуемая
литература:[14], [20], [21],
[39], [40], [74], [78], [108], [110], [121].
Область
психологии, изучающая психическое
развитие ребенка до рождения и в первые
периоды после рождения, получила название
пренатальная
(дородовая) и / или перинатальная
(объединяющая предродовой, родовой и
ранний послеродовой периоды) психология.
Изучение психики ребенка до рождения
является одним из актуальных, но наименее
разработанных разделов психологии.
Пренатальное
развитие уникального человеческого
существа начинается с оплодотворения.
Выделяется
три периода
в пренатальном
развитии.
Герминальный
период
пренатального развития (1 – 2 нед.)– это
период быстрого роста и первичной
дифференциации клеток, начинающийся с
момента зачатия и продолжающийся около
2 недель. В это время происходит дробление
оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и
образование бластоцисты. Начинают
формироваться структуры, обеспечивающие
питание и защиту развивающегося организма
— амнион, желточный мешок, плацента и
пупочный канатик.
Эмбриональный
период
пренатального развития (3 – 8 нед.) –
период, который продолжается с конца
2-ой недели до конца 2 месяца. Все главные
структуры и органы индивидуума формируются
в течение этого периода. В 3 – 4 нед.
появляются зачатки головного и спинного
мозга. Начинает развиваться сердце,
мышцы, позвоночный столб, ребра и
пищеварительный тракт. В 5 – 8 нед.
формируются внешние соматические
структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на
руках и ногах) и внутренние органы.
Развивается кожная чувствительность
и эмбрион реагирует движениями на
соответствующие раздражители.
Фетальный
период (с 9
– 12 нед. до родов) – заключительный
период пренатального развития, который
продолжается с начала 3-го месяца до
родов. В течение этого периода происходит
созревание плода и начинается
функционирование всех его органов. В
9 – 12 нед. идет быстрое увеличение
размеров плода, начинает функционировать
нервная система, органы, мышцы. Наружные
половые органы сформированы. Появляются
новые модели поведения – брыкания,
открывания рта, предварительные
дыхательные движения, сосание большого
пальца.
13-14 нед. Мать может
почувствовать движения плода. Кожа
плода покрывается первичным волосяным
покровом (лануго) — и защитным слоем
выделений кожных желез. Формируются
все нейроны головного мозга. Глаза
становятся чувствительными свету и
плод уже реагирует на звук.
25 – 38 нед. Ребенок,
родившийся в этот период, является
жизнеспособным. Созревают легкие,
расширяется диапазон ощущений ребенка
и форм его поведения. Образуется подкожный
жировой слой. Незадолго до родов плод
переворачивается вниз головой. От
организма матери плоду передаются
антитела, защищающие его от болезней.
Основная тенденция
развития внутриутробного ребенка –
развитие от общего к специфическому –
заключается в переходе от генерализованных,
охватывающих всё тело реакций к более
локальным и специфическим.
Cозревание
будущего младенца в пренатальный период
происходит в строго контролируемой
среде – матке – и проходит ряд этапов
в жестко заданной последовательности.
Но даже и в материнской утробе внешняя
среда оказывает влияние на его развитие.
Практически с момента зачатия ребенок
становится элементом ситуации,
складывающейся в окружающей среде и,
появившись на свет, представляет собой
не «чистый лист». Ожидания и опасения,
достаток и лишения, стабильность и
потрясения, здоровье и болезни в тех
семьях, где предстоит родиться детям,
влияют не только на их последующую
жизнь, но и на пренатальное развитие.
Несмотря на то, что роды представляют
собой генетически запрограммированную
последовательность событий, особенности
появления на свет каждого конкретного
ребенка также определяется культурными,
историческими и семейными условиями.
Функции
матери в
формировании основ эмоционального
благополучия ребенка в пренатальном и
раннем постнатальном периоде:
До
начала ощущения от шевеления ребенка
роль матери состоит в подчинении своим
эмоциональным состояниям, регулируемым
физиологией беременности (быстрая
смена эмоций, преимущественно
положительный эмоциональный фон,
характерный в норме для второго триместра
беременности). В первом триместре
ребенок еще не подвержен изменению
эмоционального состояния матери, так
как у него еще не сформирована структура
нейрогуморальной регуляции. В этот
период эмоциональное состояние матери
действует на ее собственную соматику
и при сильных стрессах или продолжительной
тревоге создает условия для нарушения
состояния внутренних органов, в том
числе матки, что ведет к выкидышу или
нарушению физиологического развития
плода. Стрессы и депрессии матери во
втором и третьем триместре оказывают
влияние на развитие эмоциональной
сферы ребенка и состояние его нервной
системы.Во
второй половине беременности,
после возникновения ощущения шевеления
ребенка, функции матери состоят в
обеспечении ребенку общего
эмоционально-положительного фона,
быстрого возвращения к положительному
эмоциональному состоянию после
кратковременных его нарушений, чему
способствует общее положительное
отношение к беременности, эмоциональная
лабильность, ориентация интересов и
эмоций матери на свое состояние и
ребенка, а не на внешний мир. Это
обеспечивает положительно-эмоциональное
переживание шевеления ребенка.Рождение
и первые дни жизни являются
критическими в развитии ребенка
(изменение среды, функций органов и
систем). Функции матери в родах и
послеродовом периоде значительно
усложняются. Они состоят в предоставлении
ребенку стимуляции, обеспечивающей
возвращение
сенсорного мира матери
(покачивание, голос матери, звуки ее
сердцебиения при телесном контакте и
др.), в обеспечении условий для запечатления
лица
взрослого, в предоставлении груди для
удовлетворения
сосательного рефлекса.
Критическим периодом для образования
тесной взаимосвязи матери с ребенком
считаются первые 36 часов после рождения.
Этот процесс зависит не только от
времени контакта матери с ребенком, но
и от качества патронажа, содержания
последующего взаимодействия и общего
отношения матери к беременности и
родам.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.
Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.
Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.
В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.
Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.
Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.
Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.
Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru
Источник