Развитие ребенка в пренатальном периоде

Развитие ребенка в пренатальном периоде thumbnail
  1. Теоретическое введение

План:

  1. Периоды пренатального
    развития. Тенденции развития.

  2. Факторы, влияющие
    на пренатальное развитие.

  3. Функции
    матери в формировании основ эмоционального
    благополучия ребенка в пренатальном
    и раннем постнатальном периоде.

Рекомендуемая
литература:
[14], [20], [21],
[39], [40], [74], [78], [108], [110], [121].

Область
психологии, изучающая психическое
развитие ребенка до рождения и в первые
периоды после рождения, получила название
пренатальная
(дородовая) и / или перинатальная
(объединяющая предродовой, родовой и
ранний послеродовой периоды) психология.
Изучение психики ребенка до рождения
является одним из актуальных, но наименее
разработанных разделов психологии.

Пренатальное
развитие уникального человеческого
существа начинается с оплодотворения.

Выделяется
три периода
в пренатальном
развитии
.

Герминальный
период

пренатального развития (1 – 2 нед.)– это
период быстрого роста и первичной
дифференциации клеток, начинающийся с
момента зачатия и продолжающийся около
2 недель. В это время происходит дробление
оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и
образование бластоцисты. Начинают
формироваться структуры, обеспечивающие
питание и защиту развивающегося организма
— амнион, желточный мешок, плацента и
пупочный канатик.

Эмбриональный
период

пренатального развития (3 – 8 нед.) –
период, который продолжается с конца
2-ой недели до конца 2 месяца. Все главные
структуры и органы индивидуума формируются
в течение этого периода. В 3 – 4 нед.
появляются зачатки головного и спинного
мозга. Начинает развиваться сердце,
мышцы, позвоночный столб, ребра и
пищеварительный тракт. В 5 – 8 нед.
формируются внешние соматические
структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на
руках и ногах) и внутренние органы.
Развивается кожная чувствительность
и эмбрион реагирует движениями на
соответствующие раздражители.

Фетальный
период
(с 9
– 12 нед. до родов) – заключительный
период пренатального развития, который
продолжается с начала 3-го месяца до
родов. В течение этого периода происходит
созревание плода и начинается
функционирование всех его органов. В
9 – 12 нед. идет быстрое увеличение
размеров плода, начинает функционировать
нервная система, органы, мышцы. Наружные
половые органы сформированы. Появляются
новые модели поведения – брыкания,
открывания рта, предварительные
дыхательные движения, сосание большого
пальца.

13-14 нед. Мать может
почувствовать движения плода. Кожа
плода покрывается первичным волосяным
покровом (лануго) — и защитным слоем
выделений кожных желез. Формируются
все нейроны головного мозга. Глаза
становятся чувствительными свету и
плод уже реагирует на звук.

25 – 38 нед. Ребенок,
родившийся в этот период, является
жизнеспособным. Созревают легкие,
расширяется диапазон ощущений ребенка
и форм его поведения. Образуется подкожный
жировой слой. Незадолго до родов плод
переворачивается вниз головой. От
организма матери плоду передаются
антитела, защищающие его от болезней.

Основная тенденция
развития внутриутробного ребенка –
развитие от общего к специфическому –
заключается в переходе от генерализованных,
охватывающих всё тело реакций к более
локальным и специфическим.

Cозревание
будущего младенца в пренатальный период
происходит в строго контролируемой
среде – матке – и проходит ряд этапов
в жестко заданной последовательности.
Но даже и в материнской утробе внешняя
среда оказывает влияние на его развитие.
Практически с момента зачатия ребенок
становится элементом ситуации,
складывающейся в окружающей среде и,
появившись на свет, представляет собой
не «чистый лист». Ожидания и опасения,
достаток и лишения, стабильность и
потрясения, здоровье и болезни в тех
семьях, где предстоит родиться детям,
влияют не только на их последующую
жизнь, но и на пренатальное развитие.
Несмотря на то, что роды представляют
собой генетически запрограммированную
последовательность событий, особенности
появления на свет каждого конкретного
ребенка также определяется культурными,
историческими и семейными условиями.

Функции
матери
в
формировании основ эмоционального
благополучия ребенка в пренатальном и
раннем постнатальном периоде:

  1. До
    начала ощущения от шевеления ребенка

    роль матери состоит в подчинении своим
    эмоциональным состояниям, регулируемым
    физиологией беременности (быстрая
    смена эмоций, преимущественно
    положительный эмоциональный фон,
    характерный в норме для второго триместра
    беременности). В первом триместре
    ребенок еще не подвержен изменению
    эмоционального состояния матери, так
    как у него еще не сформирована структура
    нейрогуморальной регуляции. В этот
    период эмоциональное состояние матери
    действует на ее собственную соматику
    и при сильных стрессах или продолжительной
    тревоге создает условия для нарушения
    состояния внутренних органов, в том
    числе матки, что ведет к выкидышу или
    нарушению физиологического развития
    плода. Стрессы и депрессии матери во
    втором и третьем триместре оказывают
    влияние на развитие эмоциональной
    сферы ребенка и состояние его нервной
    системы.

  2. Во
    второй половине беременности
    ,
    после возникновения ощущения шевеления
    ребенка, функции матери состоят в
    обеспечении ребенку общего
    эмоционально-положительного фона,
    быстрого возвращения к положительному
    эмоциональному состоянию после
    кратковременных его нарушений, чему
    способствует общее положительное
    отношение к беременности, эмоциональная
    лабильность, ориентация интересов и
    эмоций матери на свое состояние и
    ребенка, а не на внешний мир. Это
    обеспечивает положительно-эмоциональное
    переживание шевеления ребенка.

  3. Рождение
    и первые дни жизни
    являются
    критическими в развитии ребенка
    (изменение среды, функций органов и
    систем). Функции матери в родах и
    послеродовом периоде значительно
    усложняются. Они состоят в предоставлении
    ребенку стимуляции, обеспечивающей
    возвращение
    сенсорного мира матери

    (покачивание, голос матери, звуки ее
    сердцебиения при телесном контакте и
    др.), в обеспечении условий для запечатления
    лица
    взрослого, в предоставлении груди для
    удовлетворения
    сосательного рефлекса
    .
    Критическим периодом для образования
    тесной взаимосвязи матери с ребенком
    считаются первые 36 часов после рождения.
    Этот процесс зависит не только от
    времени контакта матери с ребенком, но
    и от качества патронажа, содержания
    последующего взаимодействия и общего
    отношения матери к беременности и
    родам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

постнатальный период

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Слух

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Общение

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • половое созревание;
  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

постнатальный период развития

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

постнатальный период ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

натальный постнатальный период

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

Пренатальное развитие ребенкаПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см!  Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru

Источник