Развитие ребенка в полтора два месяца
Дни летят быстро, и вот первый месяц позади. Проводя всё время с ребёнком, любящая мама научилась понимать и предупреждать его беспокойство. В семье вырабатываются новые правила и должный режим, жизнь вливается в своё русло. Это очень ответственный период для обоих родителей. Помимо того, что мама осваивает премудрости ухода, кормления и распределения времени, нужно посетить множество специалистов, развивать малыша, следить за его здоровьем и делать это не в ущерб себе. А папе по мере возможности нужно помогать маме, проявляя терпение и понимание.
Особенности физиологии в полтора и два месяца
Первые месяцы грудничок растёт очень интенсивно. Его органы и системы адаптируются к окружающей среде, а сам малыш инстинктивно тянется к маме. До года посещения педиатра происходят каждый месяц. На приёме ребёнка измеряют, взвешивают, проверяют работу сердца и лёгких, наличие врождённых рефлексов, мышечный тонус, осматривают кожные покровы. Показатели антропометрических измерений могут зависеть от индивидуального развития ребёнка и от показателей при рождении. При этом их отличие от нормы не является признаком патологии. После осмотра ребёнка педиатр делает вывод о его физическом развитии.
Средние антропометрические показатели у новорождённых и в два месяца: нормы роста и веса — таблица
От одного до двух месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 3 см, а окружность головы и груди на 1–2 см.
До четырёх месяцев у детей можно обнаружить повышенный мышечный тонус. В большинстве случаев это нормальное явление. Малыш всю беременность был вынужден находиться в эмбриональной позе. После рождения его организм адаптируется к новым условиям постепенно, и также не спеша проходит и гипертонус. Но иногда повышенный тонус мышц может быть неприятным симптомом какого-то заболевания. Например, так проявляет себя детский церебральный паралич, врождённые патологии головного мозга, длительная асфиксия (нехватка кислорода) в родах и др. При заболеваниях этот симптом не является единственным, поэтому во время обследования и постановки диагноза врач учитывает общее развитие малыша, наличие рефлексов, данные УЗИ и компьютерной томографии.
Начнём с того, что у детей в возрасте до года мышечный тонус физиологически (т. е. самым естественным образом) более высок, чем у детей постарше. «Чем опасен повышенный тонус мышц у детей до года?» Все это очень похоже на портфель, одиноко стоящий в вагоне метро. Это может быть бомба, а может, забыл какой-то затурканный инженер. Обнаружив портфель, следует вызвать специалистов — пусть разбираются: и это может быть очень-очень серьёзно, а может быть и совершеннейшая ерунда; — абсолютная аналогия с повышенным мышечным тонусом!
Стул у детей в этом возрасте кашицеобразный и довольно частый, что зависит от типа вскармливания. Цвет его с рождения меняется на желтоватый. Кишечник в это время активно заселяет полезная микрофлора. Стул может отсутствовать в течение 1–3 дней, это не должно вызывать беспокойство у родителей. Но если его нет более 4–5 суток — это повод обратиться к врачу. Пищеварение малыша нормализуется, но его по-прежнему могут беспокоить боли в животике и повышенное газообразование. Помочь ребёнку справиться с этими неприятностями помогают некоторые приёмы: выкладывание на животик перед едой, прижимание согнутых ножек к животу, газоотводная трубочка, препараты против повышенного газообразования, тёплая пелёночка на животик (не грелка!), массаж живота по часовой стрелке. Мама может выкладывать малыша к себе на живот, иногда её тепло успокаивает ребёнка лучше, чем остальные варианты. Часто положительный эффект на работу кишечника оказывает приём бифидо- и лактобактерий.
Срыгивание — обычное явление для детей этого возраста. Если малыш отрыгивает немного, не более 20 мл, то волноваться не стоит. Когда объём выходящего обратно молочка очень большой, следует обратиться за консультацией к специалисту. Причиной этому могут послужить переедание, выкладывание на живот сразу после кормления или какие-либо заболевания. Для предотвращения частых срыгиваний после еды малыша желательно 10–15 минут подержать столбиком.
Спит малыш около 18 часов в сутки. На ночной сон приходится около 11 часов. Днём ребёнок отдыхает несколько раз от 20 минут до 3 часов. Сон на свежем воздухе обычно более продолжительный, чем в помещении.
Когда у родителей возникают вопросы, их обязательно нужно задать педиатру. Врач не наблюдает малыша 24 часа в сутки, и за 10–20 минут он может не увидеть какой-то важный симптом.
Если родителей ребёнка что-то тревожит либо вызывает сомнение в его поведении или самочувствии, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Если врач не даёт адекватных разъяснений и не направляет на дальнейшее обследование, стоит посетить другого специалиста.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш
Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.
Основные рефлексы месячного ребёнка
- Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
- Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
- Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
- Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
- Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
- Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
- Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
- Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
- Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
- Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма. Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша.
Достижения и умения ребёнка в 2 месяца
- начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
- фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
- узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
- реагирует на громкий звук поворотом головы;
- с интересом смотрит на яркие игрушки;
- оживляется при виде взрослого;
- различает звуки, узнаёт голос мамы;
- в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
- непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
- произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
- рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
- плачем зовёт маму при любом дискомфорте.
В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного. Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 мес. жизни.
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
- носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
- Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
- Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
- Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
- Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
- Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
- Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
- Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
- Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
- Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка. Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
- Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка. Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
- Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи.
Установочная кривошея. Такое состояние может развиться, когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, а игрушки располагаются только справа или слева. В результате этого у малыша формируется привычный поворот головы, так как у него нет стимула смотреть в другом направлении.
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
- Автор: Мария Окунева
- Распечатать
Я родилась в городе Ленинграде. Получила полное среднее образование в школе, после закончила с отличием Акушерский колледж. Проработала 5 лет в больнице.
Оцените статью:
Источник
Самый сложный, адаптационный период, когда и для малыша, и для родителей все было ново и непривычно, успешно завершен. Следующие тридцать дней — время других, не менее важных открытий, грандиозный период усвоения новых навыков, обретения опыта и формирования привычек.
Физическое развитие
На втором месяце жизни организм вашего малыша продолжает развиваться чрезвычайно высокими темпами: взяв хороший старт на первом месяце, малыш активно растет. За предстоящие четыре недели он должен набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. В этот период развитие внутренних органов ребенка приобретает активный характер, системы и органы малыша уже не столько адаптируются, сколько входят в ритм, соответствующий внеутробной среде.
Для обеспечения роста и развития малыша родители должны обеспечить своему ребенку стабильный режим сна и кормления. Задача стоит, прежде всего, перед матерью. Конечно, навязанная еще советской педиатрией система почасового кормления себя изжила, и вполне реально кормить малыша по требованию, при этом ничуть не нарушая его режим. Однако, важно учитывать, что месячный малыш должен спать 18–20 часов в сутки и съедать такое количество материнского молока, которое соответствовало бы 1/5 массы тела малыша.
Если взять, как эталон, вес ребенка 4 килограмма, то в сутки мама должна обеспечить своего грудничка не менее, чем 800 граммами молока. Такое количество пищи дает ребенку возможность полноценного энергообмена, он остается активным, веселым и хорошо набирает вес.
Если родители замечают, что малыш чуть меньше (больше) спит или кушает, то бить тревогу не стоит. Каждый детский организм индивидуален, и соблюдать какие-либо нормативы при налаживании режима отдыха и кормления не стоит — их просто не существует. Как правило, здоровые дети уже в этом возрасте чувствуют свою норму сами и умеют отчетливо дать маме понять о том, что уже насытились.
Если на протяжении второго месяца жизни вашего ребенка вам так и не удалось самостоятельно наладить его режим, — он мало ест и, в основном, спит или капризничает,-то лучше обратиться за помощью к педиатру. Кроме здорового сна у месячных малышей обязательно должен быть еще один источник энергии — обильное питание.
На втором месяце лактация у матери должна быть активной — молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости — не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.
Малыш обретает новые двигательные навыки
Он уже уверенно поднимает головку и может удерживать ее на протяжении 10–20 секунд, в положении лежа на животе ребенок, кроме головы, поднимает и грудь и может оставаться так на некоторое не очень продолжительное время. Лягушачья поза, характерная для первых недель, начинает трансформироваться в человечью: руки и ноги ребенка более расслаблены, он все больше вытягивает их в стороны. Если кто-то из старших поддерживает малыша в сидячем положении, он может покачивать головой, а непроизвольное вздрагивание и подергивание мускулов случается у ребенка все реже.
Любое яркое пятно, погремушка, издающая мелодичные звуки — прелюбопытнейшие предметы для малыша в этом возрасте.
Он крепко хватает игрушку и может удерживать ее некоторое время. А когда руки ребенка не заняты игрушкой, то кулачки его частично раскрыты. Иногда малыш изо всех сил молотит руками по воздуху — и это вполне нормальное явление для детей такого возраста.
Плачет малыш когда устал или не может уснуть
Кроме того, плач малыша может быть своеобразным сигналом родителям о том, что ему одиноко и хочется в родные объятья. Для большинства малышей — попасть на руки к маме или папе — это отличное средство, чтобы успокоиться.
Если ребенок подолгу плачет, доводя себя до того состояния, при котором дрожат ручки и подбородок, при этом он сильно запрокидывает голову, слишком часто срыгивает и мало спит — немедленно покажите его невропатологу.
У малыша и на втором месяце могут остаться кишечные колики. Чтобы свести их к минимуму, маме снова следует обратить внимание на свой рацион: ограничить сладкое, отказаться от винограда и овощей, богатых на клетчатку, от газированной воды и напитков на ее основе.
Облегчить участь ребенка, когда у него начинаются проблемы колик, можно, выкладывая малыша на животик, прикладывая теплую грелку или поглаживая его пузико по часовой стрелке.
В этот период особенное внимание родители должны обращать на кожу малыша и уход за ней. Воздушные ванны, массаж, вечернее купание — не только очень полезные процедуры, но и весьма приятные для ребенка.
На втором месяце жизни дети проявляют все большую активность, уже отдают предпочтение тому или иному виду общения. Самое любимое занятие почти каждого месячного малыша — покачиваться и подпрыгивать. Любят полежать, удобно устроившись на отцовской груди.
К двум месяцам малыш должен обязательно быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом.
Психическое развитие
Второй месяц жизни — тот этап, когда ребенок начинает увереннее пользоваться органами зрения и слуха. Зрительный орган, по сравнению с первым месяцем, развился значительно, позволяя младенцу фиксировать взгляд на неподвижном ярком объекте целых полминуты.
Малыш уже умеет следить глазами за движущимся предметом, при этом он «цепляется» за привлекающий его внимание объект не только взглядом, но и изо всех сил помогает себе, вертя головкой.
Ребенок теперь умеет ловить взгляды родителей, настолько его зрительные способности «повзрослели» за этот короткий отрезок времени. Ребенок может сосредоточить свое внимание на любом из предметов, попадающих в его поле зрения. Обычно родители, проверяя зрительную реакцию малыша, используют несложный тест: в полуметре от глаз ребенка медленно проводят цветной игрушкой — малыш обязательно ведет глазами следом, с той же скоростью, с которой движется заинтересовавший его объект.
Слуховые способности ребенка на втором месяце жизни тоже заметно возрастают. Теперь, услышав любой звук, нарушивший тишину комнаты, малыш активно пытается обнаружить источник шума и определить его местонахождение.
Тест на слух можно провести с помощью той же погремушки, позвенев ею не более 10 секунд вне поля зрения ребенка. После огорошившего его звука, малыш на долю секунды замирает, подсознательно анализируя природу явления. А потом начинает вертеть головой, пытаясь обнаружить «шумный» предмет.
Кроме звуков, издаваемых погремушками, пищалками и другими игрушками, кроме различного рода искусственных звуков, месячный малыш начинает прислушиваться к голосам. Он прекрасно различает интонацию, в ответ на тихий ласковый голос будет поворачиваться спокойно и неспешно, но может испугаться резкого выкрика. Поэтому главное правило разговора в детской комнате: негромко, не резко, спокойно.
Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!
Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.
Динамика в эмоциональном развитии младенца
В месяц дети способны одарить родителей первыми улыбками. Но эта улыбка не будет беспричинной — она, скорее, станет ответной реакцией ребенка на ваше нежное обращение к нему. Кроме улыбаться многие дети в этом возрасте могут смеяться, и характер смеха у каждого разный: от тихого прерывистого до громкого заливистого.
Ребенок в месячном возрасте предпринимает первые попытки отличать одушевленный объект от неодушевленного: присмотритесь, насколько больше вашего малыша заинтересует другой ребенок, нежели предложенная игрушка. На ребенке или ком-нибудь из взрослых малыш сосредотачивает все больше внимания и наблюдает за ними с таким интересом, что в какой-то момент может показаться — месячный малыш размышляет об увиденном. Характерная неподвижность тела и некоторые из мимических нюансов дают повод сделать выводы о месячном «мыслителе».
Одиночные гортанные звуки, характерные для первого месяца жизни, теперь перерастают в лепетание. Малыш отчетливо произносит «а», «у», «о», «э», «эээ». Гуление зачастую наблюдается на втором месяце жизни.
В конце месяца ребенок уже старательно начинает соединять гласные с согласными и такие «слова», как «эхе», «ах», «хо», «хэ» положат начало богатому словарному запасу вашего малыша.
Если месячный ребенок гулит, то делает это очень эмоционально. В гулении можно уловить и бульканье, и кряхтение, и визжание, и чавканье, и воркование. В каждый звук малыш вкладывает чувство и, возможно, он способен чувствовать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая присутствовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания. Маме он доверяет больше всех, даже сочувствует, когда она чем-то огорчена — уловив настроение, малыш тоже огорчается и начинает плакать.
Дети в этом возрасте начинают интересоваться лицами окружающих. Подолгу изучают черты родителей, пристально их рассматривая.
Даже плач малыша на втором месяце жизни привязан к ассоциативной цепочке: проголодался — плачу — сигнал слышат — меня кормят.
Несмотря на семимильные темпы развития малыша, месячного кроху нужно беречь от слишком яркого света, слишком громких звуков, во время его сна лучше выключать или максимально убавлять звук телевизора и сдерживать при ребенке свои негативные эмоции.
Ученые считают, что умственные способности месячных детей намного выше, чем мы привыкли думать, однако чтение художественной литературы младенцу вслух, скорее всего, практиковать еще рано.
Но вербальное и визуальное контактирование, а также контакт посредством прикосновения принесут много пользы в построении ваших отношений с малышом. Общайтесь с ним как можно чаще, в том числе во время кормления: нежно прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. В дальнейшем он будет это «помнить».
Вас также может заинтересовать
Источник