Развитие ребенка в период новорожденности заключение

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Источник

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1.
Период новорожденности. 3

2.
Организм новорожденного ребенка и
условия его питания. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является
ответственным в жизни ребенка. В этот
период происходит приспособление всех
органов и систем, в том числе и
пищеварительного тракта, к условиям
внеутробного существования. Одним из
важнейших факторов внешней среды,
требующих постоянного приспособления,
является питание.

Период грудного возраста
характеризуется интенсивным нарастанием
массы тела и ростом, что обеспечивается
высоким уровнем обмена веществ, который
требует поступления в организм
достаточного количества пищевых и
биологически активных веществ. Масса
тела увеличивается вдвое к 4–4, 5 месяца
жизни, утраивается к 10–11 месяцам.
Ежемесячная прибавка массы тела
составляет: до 3–4 месяцев в среднем 800
г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии
– 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично
в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он
прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3
до 6 месяцев по 2–2,5 см, от 6 до 9 месяцев
по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким
образом, за первое полугодие ребенок
вырастает на 15–16 см, а за весь первый
год жизни – на 25–27 см.

К десятому дню жизни ребенка
количество получаемого ребенком молока
достигает приблизительно 1/5 массы тела
(600–900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет
1/6 массы тела (800–1000 мл), от 4 до 6 месяцев
– 1/7 массы тела (900–1100 мл).

Но это лишь ориентировочные
показатели. При их определении необходимо
учитывать индивидуальные особенности
ребенка.

В период новорожденности
могут появляться заболевания, характерные
только для детей этого возраста, так
как связаны с особенностями развития
различных систем их организма.
Несмотря на постоянный медицинский
надзор, здоровье младенца во многом в
руках родителей.

1.
Период новорожденности.

Процесс рождения – тяжелый,
переломный момент в жизни ребенка.
Психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется
от матери. Он попадает в совершенно иные
условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа
дыхания, необходимость смены типа
питания. Приспособиться к этим новым,
чуждым для него условиям ребенку помогают
наследственно закрепленные механизмы
– безусловные рефлексы. Это, прежде
всего, система пищевых рефлексов. При
прикосновении к углам губ или языку
появляются сосательные движения, а все
остальные движения тормозятся. Поскольку
ребенок полностью сосредоточен на
сосании, эта реакция была названа
«пищевым сосредоточением». Ряд других
безусловных рефлексов приведен в таблице
11.

Таблица 1

Бузусловные рефлексы
новорожденного

Следует также назвать в качестве
безусловных группу рефлексов,
способствующих самосохранению и развитию
детского организма. Они связаны с
регуляцией пищеварения, кровообращения,
дыхания, температуры тела, обменных,
процессов и т. п. Несомненно врожденными
являются сосательные, защитные,
ориентировочные, хватательные,
опорно-двигательные и ряд других
рефлексов; все они отчетливо проявляются
уже на втором месяце жизни ребенка2.

Итак, новорожденный – это ребенок
с момента рождения до 4 недель. Различают
доношенных (родившихся в сроки от 38-й
до 42-й недели беременности), недоношенных
(родившихся между 28-й и 38-й неделями
беременности) и переношенных (родившихся
в 42 недели и позже). Как правило, доношенные
дети морфологически и физиологически
подготовлены к внеутробной жизни –
активны, хорошо берут грудь, активно
сосут, крик громкий, вес — от 2600 до 5000 г,
рост — от 48 до 57 см. Период новорожденности
– это период приспособления ребенка к
новым условиям жизни. Начинается он
после родов с момента перевязки пуповины
и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме
ребенка происходит целый ряд изменений:
возникает легочное дыхание, происходит
перестройка кровообращения, начинаются
процессы сосания и пищеварения, изменяется
обмен энергии, повышается основной
обмен. В этот период жизни значительного
полового различия между женским и
мужским организмом нет. Период детства
характеризуется относительным покоем
женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности
как переходного выявляет процессы
перестройки индивидной организации
ребенка на разных ее уровнях. На
соматическом уровне происходят разного
рода адаптивные сдвиги в жизненно важных
функциях и системах. Общим показателем
адаптационных процессов: является
потеря веса, составляющая 5–6% от
первоначального, В нормальных условиях
процесс снижения и последующего
восстановления веса происходит в течение
первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения
и торможения в первое время после
рождения определяет своеобразное
переходное состояние от сна к бодрствованию,
выраженное в том, что 80% времени ребенок
проводит во сне, который не сконцентрирован
в определенное время суток. У новорожденных
с низкой и неустойчивой возбудимостью
увеличение реобазы и хронаксии при
действии посторонних раздражений
указывает на быструю истощаемость
нервных клеток3.

Все основные функции организма
ребенка находятся в положении неустойчивого
равновесия, и даже незначительные
изменения состояния окружающей среды
могут привести к тяжелым нарушениям
важных процессов жизнедеятельности.
Организм новорожденного очень восприимчив
к гноеродным микробам, в частности, к
стафилококкам, стрепотококкам, к
некоторым штаммам кишечной палочки.
Эти возбудители нередко вызывают у
новорожденных тяжелые токсикозы. К ним
можно отнести сепсис, пемфигус и другие
гнойные заболевания кожи, заболевания
пупочного канатика, пупочной ранки и
пупочных сосудов. Новорожденные могут
заболеть коклюшем, который протекает
у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные
невосприимчивы к целому ряду болезней.
Они почти не болеют корью, скарлатиной,
краснухой. Пониженная или полная
невосприимчивость новорожденных к
некоторым инфекциям объясняется
пассивной передачей ребенку материнских
антител через плаценту во время
внутриутробного развития и через молоко
при вскармливании грудью.

2.
Организм
новорожденного ребенка и условия
его питания.

Период новорожденности есть
период приспособления всех органов
ребенка, в том числе и пищеварительного
тракта, к условиям внеутробного
существования. Все функции организма,
в частности процессы обмена веществ,
претерпевают в первые дни жизни ребенка
своеобразные, но вполне постоянные у
всех новорожденных и, следовательно,
закономерные изменения. Макроскопическое
и микроскопическое строение центральной
и периферической нервной системы еще
не закончено; у новорожденного имеются
только некоторые безусловные рефлексы,
и нет условных рефлексов, приобретаемых
в процессе жизни и имеющих большое
значение для питания детей грудного
возраста.

Большие изменения претерпевает
характер питания. Если в период
внутриутробного развития ребенок
получал все пищевые вещества с кровью
матери, то после рождения он получает
пищу извне и у него начинают формироваться   
процессы пищеварения. Доношенный ребенок
рождается с массой тела в среднем
3200–3400 г. В первые дни жизни отмечается
так называемая физиологическая потеря
массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К
8-10-му дню жизни ребенка его масса тела
восстанавливается.
В период
новорожденности все органы и ткани
ребенка еще несовершенны, легко ранимы,
все основные функции организма находятся
как бы в состоянии неустойчивого
равновесия.

Кожа новорожденного ребенка
очень нежная, тонкая, легко травмируется
и подвержена различным заболеваниям.
Костная ткань по своему строению
несовершенна, содержит мало солей
извести, вместо некоторых костей имеются
хрящи. Мускулатура развита слабо.
Температура тела новорожденного
неустойчива и может изменяться в
зависимости от температуры окружающей
среды.

Дыхание и кровообращение у
новорожденного находится в состоянии
большого напряжения. Ему требуется
много кислорода. Пищеварительная система
у новорожденного еще незрелая. Полость
рта сравнительно невелика, слюнные
железы выделяют мало слюны. Пищевод
относительно широк. Желудок расположен
почти вертикально, мышечный слой входа
в желудок развит слабо, что предрасполагает
к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка
30–35 мл. Пищеварительные железы желудка
развиты недостаточно, кислотность
желудочного сока низкая. Кишечник
новорожденного относительно длиннее,
чем у взрослого человека. Стенки его
тонкие, проходимы для микробов и
токсических веществ, легко растягиваются
газами, которые в избытке образуются
при нарушении питания, что часто является
причиной болей в животе.
Опорожнение
кишечника у новорожденных обычно
происходит до 4—5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью
и несовершенством многих функций
организм новорожденного обладает
определенным «запасом прочности». Так,
известно, что новорожденные редко болеют
инфекционными заболеваниями, что связано
с передачей ребенку от матери особых
защитных факторов – через плаценту во
время внутриутробного развития и через
молоко при кормлении грудью. Для
новорожденного единственно физиологическим
питанием является естественное
вскармливание грудью матери. Из сказанного
выше видно, что выделяемое в первые дни
по рождении ребенка молозиво представляет
собой концентрированную, богатую
калориями пищу, с которой ребенок
получает не только необходимое ему
количество пластического и энергетического
материала, но и большое количество
защитных тел.

Количество пищи, получаемой,
новорожденным, должно постепенно
увеличиваться соответственно возрастающим
у него потребностям и функциональным
возможностям его организма. Неправильное
вскармливание ребенка с первых дней
его жизни нередко является причиной
рано возникающих расстройств питания
и пищеварения, сильно нарушающих и
надолго задерживающих все последующее
его физическое, психическое и моторное
развитие.

Только естественное вскармливание
материнской грудью обеспечивает
полноценное развитие ребенка и открывает
возможности для максимального снижения
ранней детской заболеваемости и
смертности.

Маленький организм новорожденного
ребенка – очень сложный. Каждый день
из 28 дней неонатального периода –
это целый этап. Происходит адаптация
ребенка к новым условиям жизни, что
отражается в изменении многих органов
и систем организма. В этот период
жизни ребенок как никогда нуждается
во внимательном и тщательном
наблюдении сначала врачей и медсестер
родильного дома, а затем личного
педиатра на дому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает
первый месяц жизни ребенка. Человеческое
дитя принадлежит к числу незрело
рождающихся существ. К моменту рождения
ребенка ни один из его органов и систем
не заканчивает своего развития. Появившись
на свет, младенец продолжает быстро
расти и развиваться.

В период новорожденности идет
интенсивная перестройка всех
жизнеобеспечивающих систем на их
деятельность в условиях вне утробы
матери. Благополучное течение периода
зависит от степени развития ребенка,
наличия или отсутствия воздействия
различных вредоносных факторов во время
беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает
потребностью не только в физиологическом
комфорте (в пище, тепле, продолжительном
сне, сухих пеленках и пр.), но и в
психологическом (в ощущении близости
и внимания матери или другого взрослого).
Ни одну из своих потребностей новорожденный
не в состоянии удовлетворить самостоятельно,
но природа наделила его способностью
сигнализировать о своих нуждах криком.
Мать устраняет причины дискомфорта, и
малыш успокаивается, чаще всего засыпает.
Внимательная, чуткая мать быстро
научается распознавать причину плача
малыша, предвосхищать ее, тем самым,
налаживая гармоничные взаимоотношения
с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности
нормально развивающийся ребенок
характеризуется умением сосредоточивать
внимание на воздействиях взрослого и
предметов, смотреть в глаза взрослому
и улыбаться ему. Новорожденность
выступает как подготовительный этап в
развитии общения ребенка и взрослого4.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание малыша в семье от
    рождения до трех лет: Советы психолога/
    Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова,
    А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю.
    Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.

  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.
    Возрастная психология. Курс лекций. –
    Ростов-на-Дону, 2002.

  3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и
    дифференциальная психология: Учеб.
    пособие. – Л.: Издательство Ленинградского
    ун-та; 1990. – 256 с.

1
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная
психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону,
2002.

2
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.
Возрастная психология. Курс лекций. –
Ростов-на-Дону, 2002.

3
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная
психология: Учеб. пособие. – Л.:
Издательство Ленинградского ун-та;
1990. – 256 с.

4
Воспитание малыша в семье от рождения
до трех лет: Советы психолога/ Е.О.
Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова,
А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю.
Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.

Источник