Развитие ребенка в образовательном процессе
Ольга Томилова
Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций
Становление и развитие индивидуальности ребенка как совокупность неповторимых анатомо-физиологических, психических особенностей, свойств и качеств (мотивация, темперамент, характер, способности и др., как форма жизнедеятельности с позиции уникальности и самобытности относится к числу важных и актуальных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из ведущих методологических подходов к изучению явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня является личностно- ориентированный.
Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, ориентируют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, поддержку саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности. Отмечается важность создания в дошкольной образовательной организации (ДОО) условий для:
• поддержки индивидуальности и инициативы для свободного выбора деятельности участниками совместной деятельности;
• принятия детьми решений для выражения своих чувств и мыслей
• оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Субъектность ребенка есть процесс и результат проявления активности, своего неповторимого опыта самореализации самоутверждения в деятельности, общении, познании, иными словами, всего того, что составляет основу его уникального Я.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального опыта, но и преобразование собственного (жизненного) опыта детей, разноплановое его использование. А. П. Усова отводила важную роль знаниям и умениям, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивала необходимость их использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.
Жизненный опыт детей складывается из:
• представлений, возникших в ходе восприятия явлений окружающей действительности, общения, ранее пережитых событий и др. ;
• освоенных видов деятельности, способов поведения;
• сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.
Жизненный опыт детей всегда эмоционально окрашен, характеризуется пристрастным отношением к пережитым явлениям, событиям, запомнившимся фактам и др. Здесь уместно вспомнить известную мысль К. Д. Ушинского: «. все проникающее в человеческий разум идет туда через чувства». И далее педагог подчеркивает, что «разумение чувственное. служит основанием для разумения умственного» .
При организации образовательного процесса важно согласовывать содержание образования с жизненным опытом детей.
Если такого согласования не происходит, то жизненный опыт становится формальным, невостребованным, а образовательный процесс лишается субъект-субъектного взаимодействия, ориентации на поддержку неповторимого Я ребенка.
Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций ребенка, своеобразные оттенки его переживаний, сопровождающие общение, способы действий, педагоги создают тем самым благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции.
Становление и развитие такой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей могут осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.
В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие методы и приемы:
• Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению, самостоятельному оформлению игровых действий. Например, предложить показать, как летают бабочки, как прыгает кузнечик, как ползает маленький жучок, как шагает огромный медведь и т. д.
• Педагогическая оценка, поддерживающая личностную самореализацию в деятельности (создание рисунка, поделки, выполнение танцевальных движений и т. д.): «Хорошо, что сам (а) выбрал (а) тему рисунка! Молодец, что изобразил (а) матрешку по-своему, сам (а) выбрал (а) цвет».
• Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений, ситуаций, событий. Рассказать, каких птиц видели в лесу (в парке, сквере и т. д.). Что особенно запомнилось в кукольном театре? И т. п.
• Выбор картинок, связанных с переживанием аналогичных состояний. Попросить детей выбрать изображения, которые передают их настроение на празднике; рассказать, что они чувствовали, когда пошел первый снег.
• Создание положительного эмоционального фона для личностных проявлений с помощью новых атрибутов, использование художественных средств: поэтического слова, фрагментов музыкальных произведений, видеофильмов и т. д.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, побуждающие не только к актуализации личного опыта детей, но и к его рефлексии:
• Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуально неповторимого двигательного, игрового, изобразительного и иного опыта, экспрессивных проявлений: передать движениями приход весны, настроение пробуждающейся природы; нарисовать то, что особенно запомнилось этим летом, и др.
• Создание ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.
1. Ситуации, требующие выбора варианта ответа среди предложенных.
Дети рассматривают картинки и иллюстрации, прослушивают фрагменты литературных текстов и т. д. Нужно выбрать произведение, которое позволяет выразить отношение к теме «Труд человека» или к теме «Родина в жизни человека».
2. Ситуации, требующие выбора своего варианта ответа без использования конкретных образцов и наглядности.
Детям предлагается выразить свое отношение к теме общения (например, «Вежливые слова», «Человек и природа», самостоятельно выбрав средства (художественное слово, музыкальные звуки, танцевальные движения, краски и карандаши и т. п.).
3. Ситуации, направленные на образную передачу своих чувств к содержанию общения, поступкам, способам действий и др.
Например, передать в рисунке, какие чувства вызвало общение на тему «Добрые поступки», что взволновало при обсуждении темы «Природа в жизни человека».
• Побуждение к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеров из собственного жизненного опыта. Предложить ответить на вопросы: «А как поступили бы вы, находясь в такой ситуации? Приведите примеры из своего опыта. Приходилось ли вам совершать такой поступок? Что вы чувствовали в этот момент?» и т. д.
Методы и приемы, побуждающие старших дошкольников к рефлексии, предполагают осознание и соотнесение предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе формами поведения. Эти методы используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним относятся:
• побуждение к размышлению по поводу ранее пережитых событий, эмоциональных состояний, адекватности личностных проявлений сложившейся ситуации;
• создание проблемных ситуаций с использованием иллюстраций, видеофильмов, требующих морального выбора (между нравственным и безнравственным поведением и др., и, в свою очередь, согласование или рассогласование предложенного материала с имеющимся у ребенка опытом разрешения таких ситуаций.
Важное место отводится позиции педагога. Она может носить оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер. Оценивая опыт ребенка, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь эффекта субъект-субъектных взаимоотношений.
В процессе выражения отношения к жизненному опыту дошкольников, общения в разных видах деятельности педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Воздействие на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка. А. В. Запорожец называл эмоции «ядром индивидуальности».
Во-первых, у каждого ребенка эмоциональные проявления имеют свою динамику развития, способы экспрессивного выражения, степень интенсивности эмоциональных реакций, свои наиболее «желанные переживания», к которым он стремится, — так называемые «предпочитаемые переживания».
Во-вторых, ребенок по-своему выражает свое видение окружающего, отношение к нему. Одно и то же явление или событие может вызвать у детей весьма разные эмоциональные реакции.
В-третьих, у каждого складывается свой, неповторимый мир эмоциональных образов, служащий основой формирования социально мотивированной деятельности, общей направленности и динамики поведения. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные проявления детей, как экспрессивные (внешние, так и импрессивные (внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразные оттенки переживаний, сопровождающие процесс познания, осуществления разных видов деятельности, педагоги создают благоприятные возможности для выражения ребенком своей индивидуальности.
Становление и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности могут успешно реализовываться при создании следующих условий:
• своевременная диагностика развития, что предполагает содержательное описание психологических особенностей, получение информации об индивидуальном своеобразии личности ребенка, его жизненном опыте;
• педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего Я;
• обеспечение возможности свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательно-исследовательской и художественно-творческой;
• развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;
• организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявить себя, поддерживает инициативность, волевые усилия, ориентацию на успех. К приоритетным относятся диалоговые формы общения, доверительный характер взаимодействия, партнерские отношения, позволяющие обогащать жизненный опыт детей;
• взаимосвязь внешних условий развития (создание благоприятной атмосферы, среды для общения, способствующих актуализации, рефлексии жизненного опыта, развертыванию субъектности в деятельности, общении, сознании детей) и внутренне обусловленного саморазвития, связанного с реализацией потребностей, интересов, желаний, самобытного Я ребенка.
Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.
Литература:
1. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2016.
2. Ежкова Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния. Тула: Изд-во ТГПУ им. ДМ. Толстого, 2014.
3. Ушинский К. Д. О наглядности обучения // Избр. пед. соч. : В 2 т. М. : Просвещение, 1954.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1153 // Российская газета. 2013.25 ноября.
Источник
Как занятие.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обученияобщим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности.
Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Особенностью организации образовательной деятельности по образовательной программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу). Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями. В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию. Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы. В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала. В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.
Занятия на тему, предложенную воспитателем:
• изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач.
• повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.
Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.
Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач.
В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. Широко использована интеграции разных видов художественно-творческой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, художественно-речевой. На занятиях используются различные изобразительные материалы, нетрадиционные техники изображения, технические средства обучения, приемы релаксации, музыкально-пластической импровизации и др.
Опыт показывает, что одно из более важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы: интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора изобразительных материалов и еще многие факторы.
Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1215; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9222 — | 7814 — или читать все…
Источник
В возрасте девяти лет быстрыми темпами продолжается социальное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Однако дети еще не обрели полной независимости, поэтому им требуется поддержка родителей. Развитие ребенка в образовательном процессе – тема статьи сегодня.
В возрасте от семи до девяти лет происходит быстрое развитие социальных, когнитивных (познавательных) и интеллектуальных функций ребенка: у него появляются признаки адаптации к миру взрослых и более разумный подход к своим поступкам. С семи лет ребенок начинает посещать школу. Занятия в ней способствуют тому, что к девяти годам ребенок становится более организованным. В развитии ребенка с семи до девяти лет можно выделить несколько основных направлений: физическое развитие, развитие познавательных способностей (в том числе способности к решению проблем и рассуждению), развитие способности к самовыражению и социальных отношений. Процесс познания в общих чертах можно определить как совокупность мышления, восприятия и запоминания.
Влияние родителей
В семилетнем возрасте ребенок еще позволяет родителям направлять его жизнь в ту сторону, в которую они считают нужным. Хотя ребенок развивается как личность, он, как правило, соглашается с тем, что родители выбирают для него место проживания, еду, школу и место отдыха. В этом возрасте у ребенка появляется велосипед, книги, компьютер, спортивные принадлежности, иногда простой фотоаппарат. Семилетние дети, как правило, схожи между собой в одежде и занятиях.
Ключевые особенности развития ребенка среднего возраста (6-12 лет):
• радость от познания мира за пределами семьи;
• психосексуальное развитие;
• появление моральных принципов;
• развитие познавательных навыков.
Моральные принципы
Дети в возрасте от семи до девяти лет проявляют чрезвычайный интерес к тому, что хорошо, а что плохо, за что их накажут, а за что похвалят. Их развитие находится на той стадии, когда моральные принципы становятся важной частью жизни. Однако их суждения о хорошем и плохом в известной степени ограничены: они не делают различий между преднамеренным и случайным причинением вреда. Например, можно спросить ребенка, какой проступок он считает более тяжким:
• Девочка несет на подносе несколько чашек, блюдец и тарелок. Девочка идет, поднос выскальзывает у нее из рук, и вся фарфоровая посуда разбивается. Ребенок сердится на маму и от злости кидает тарелку на пол; тарелка разбивается. Большинство маленьких детей посчитают, что в первом случае девочка совершила более тяжкий проступок, поскольку разбила больше посуды. Однако в возрасте от пяти до девяти лет дети начинают постепенно понимать, что основное значение имеет не результат действия, а намерение. Детям в возрасте от семи до девяти лет для осуществления каких-либо действий все еще требуются подсказки. Они начинают использовать простую логику, и в дальнейшем у них разовьется логическое мышление, которое поможет в решении различных жизненных задач. Дети, которые проходят этот этап, могут разложить кукол по росту, ориентируясь на их внешний вид, но не могут решить, например, такую задачу: «Если кукла А выше куклы Б, но ниже куклы В, какая кукла самая высокая?» Для ее решения необходимо гипотетическое и абстрактное мышление, которое, как правило, начинает развиваться в 10-11 лет.
Правда и выдумка
Появление моральных принципов и стремления к поиску абсолютной истины происходит у детей, когда они начинают сомневаться в существовании Деда Мороза и задавать взрослым вопросы о смерти. В восемь лет дети уже могут отличить правду от выдумки и не поверят тому, что детей приносят аисты. К восьми годам дети чрезвычайно практичны: им нравятся истории о реальных людях, которые проявили храбрость или ум, или об обычных взрослых или детях, проявивших неординарные способности. В этом возрасте многие дети открывают для себя мир книг и увлекаются чтением, особенно в семьях, где родители любят читать, а время просмотра телевизора ограничивается. Двигательные навыки ребенка продолжают быстро развиваться, и это, в сочетании с неукротимой энергией и энтузиазмом, позволяет ему с удовольствием делать различные поделки, рисовать, шить и играть в механические игрушки, такие, как например, железная дорога.
Развитие эмоциональной сферы
Регулярное обучение требует упорства и настойчивости для выполнения заданий. Дети в возрасте семи — девяти лет иногда устают от этого и становятся раздражительными и подавленными. Они могут в некоторой степени владеть собой, но усидчивость и самоконтроль в этом возрасте еще довольно слабы. Если дети слишком устают, они начинают вести себя как маленькие. Тем не менее, начиная с восьми лет психика ребенка становится все более устойчивой, он меньше зависит от взрослых и не настолько эгоцентричен, как многие дети младшего возраста. Очень важно, чтобы у ребенка был лучший друг, с которым он сможет часами играть и разговаривать без вмешательства взрослых.
Энергичные игры
У детей от семи до девяти лет такое огромное количество энергии, что им необходима физическая активность, такая, как например, теннис, плавание, футбол, бег, катание на роликах, танцы и дружеские драки (последнее касается мальчиков: девочки чаще ссорятся и пререкаются на словах, чем бьют друг друга). Детские игры бывают настолько энергичными, что иногда утомляют родителей и учителей. Поэтому неудивительно, что детям этой возрастной группы нужно спать около 70 часов в неделю, то есть по 10 часов каждую ночь. Многие дети спят меньше, но врачи предупреждают, что хроническая усталость, возникающая из-за недостатка сна, неблагоприятным образом влияет на обучение в школе и социальное развитие.
Требования к пищевому рациону
Плохое питание также является причиной беспокойства врачей и родителей детей этой возрастной группы. Очень часто дети не завтракают дома, съедают школьный завтрак всухомятку и переедают на ночь. Диетологи и педагоги считают, что для хорошей успеваемости в школе и нормальной социальной активности детям необходимо сбалансированное питание как дома, так и в школе.
Источник