Развитие ребенка в образовательной области музыка

Марина Балясова
Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГОС

В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации утверждены, а примерные программы находятся в стадии разработки и апробации, работники дошкольных учреждений испытывают определенные трудности.

Составлять свою образовательную программу дошкольные учреждения должны в соответствии с возрастными возможностями и особенноятями воспитанников, с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации музыкально-художественной детской деятельности, должна быть направленв на решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству;

развитие музыкальности детей;

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Необходимо также предусматривать различные формы решения програмных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности:

в совместной деятельности педагогов и детей;

в совместной деятельности с семьей;

в самостоятельной деятельности детей;

при организации режимных мометов.

Музыкальный руководитель активно участвует в организации праздников, подбирает музыкальное сопровождение для проведения мастерских, релаксаций, разминок, гимнастик, динамических пауз, ведет активную индивидуальную работу с детьми, их родителями и пр.

В помощь музыкальным руководителям я предлагаю материал, в котором отражены основные цели и задачи образовательной области “ Музыка”, ее связь с другими образовательными областями общеобразовательной программы.

Реализация образовательной области “ Музыка”.

ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку.

ЗАДАЧИ:

развитие музыкально-художественной деятельности детей;

приобщение к музыкальному искусству;

развитие музыкальности детей;

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Связь с другими образовательными областями

“Физическая культура”

Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

“Здоровье”

Сохранение и укрепление физического и психического здоовья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации

“Комуникация”

Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладениями воспитанниками нормами речи

“Познание”

Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие;формирование целостной картины мира средствами музыкального искуства, творчества

“Социализация”

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской пренадлежности, патриотических чувств, чувство принадлежности к мировому сообществу

“Художественное творчество”

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогощения содержания области “ Музыка”, закрепление результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества

“Чтение художетсвенной литературы”

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

“Безопасность”

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Источник

Светлана Бянкина
«Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ». Описание презентации

Тема: «Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с федеральными государственными требованиями» (1 слайд)

2 слайд

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

3 слайд

Центральные принципы Федеральных государственных требований:

соответствовать принципу развивающего образования;

— сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности;

— обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

— принцип интеграции образовательных областей;

— комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

4 слайд

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития — образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.

Музыка — становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.

Образовательная область «Музыка» позволяет: 5 слайд

— ребёнку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» учитывается, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является:

— способом самовыражения;

— способом познания и понимания окружающего мира;

— универсальным способом жизнедеятельности.

6 слайд

Основные цели и задачи реализации образовательной области «М».

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

— развития музыкально-художественной деятельности;

— развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

— приобщения к музыкальному искусству;

— освоения им музыкально-художественной деятельности.

7 слайд

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

— как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);

— как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа);

— как средство обогащения образовательного процесса (например, физическая культура под музыку, изобразительная деятельность под музыку);

— как средство организации образовательного процесса.

8 слайд

В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

«Физическая культура»«Музыка».

Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

«Социализация»«Музыка».

Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

«Коммуникация»«Музыка».

Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

«Познание»«Музыка».

Обогащение элементарных музыковедческих представлений.

9 слайд

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основными видами музыкально-художественной деятельности являются: восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.

10 слайд

Итак, раздел «Слушание. Восприятия музыки»

Задачи данного раздела:

• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• формирование музыкального вкуса;

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

11 слайд

Далее раздел «Исполнение»

Задачи раздела:

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• развитие музыкального слуха,

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

В содержание раздела «Исполнение» входит раздел «Музыкально-ритмические движения», который включает в себя следующие задачи:

• развитие музыкального восприятия;

• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;

• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развитие художественно-творческих способностей.

В раздел «Исполнение» входит и «Игра на детских музыкальных инструментах». Задачи данного раздела:

• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

• развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

12 слайд

Следующий раздел «Творчество»

Задачи данного раздела:

• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,

• к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

13 слайд

При реализации образовательной области «Музыка» используются следующие формы работы с детьми:

Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Раздел «Слушание»

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально-дидактические игры

Беседы интегративного характера

Интегративная детская деятельность Подгрупповая

Индивидуальная

Раздел «Исполнение»

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

Музыкальные упражнения

Попевки

Распевки

Двигательные, пластические, танцевальные этюды Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Раздел «Творчество»

Творческие задания

Концерты-импровизации Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

В ходе режимных моментов

Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

Исполнение Музыкальные подвижные игры

Интегративная детская деятельность

Концерты-импровизации

(на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная деятельность Создание соответствующей предметно-развивающей среды Подгрупповая

Индивидуальная

14 слайд

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

15 слайд

Новые требования с образовательной деятельности привели к тому, что изменились требования к самому педагогу. Музыкальный руководитель должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальной непосредственно образовательной деятельности, на непосредственно образовательной деятельности, так и на развлечениях и праздниках. На периодах непосредственно образовательной деятельности мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.

— в разделе «Музыкально-ритмические движения» – можно показывать как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку, как танцуют дети — ровесники.

16 слайд

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

17 слайд Спасибо за внимание!

Источник

Ксения Гребенкина
Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования — это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет.

Музыка выступает как язык ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в ФГОС ДО отражено в ОО «Художественно — эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс так как происходит интеграция различных видов искусств, что позволяет научить воспринимать произведения искусства в целом.

Итак, какие же задачи стоят перед музыкальным развитием детей в соответствии с ФГОС?

Круг задач расширяется.

— Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки,

развитие музыкальной эрудиции, научить ценить музыку, музыкальные традиции и праздники.

Научить сопереживанию музыкальным образам, настроениям и чувствам,

Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, в том числе народного творчества,развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Это и является главной поставленной целью музыки в соответствии с Образовательным Стандартом.

Перед педагогом стоит нелегкая цель, как же ее добиться? При помощи чего? Какие решения средствами музыки могут быть использованы?

В детском саду на музыкальном занятии и в повседневной жизни ребёнок слушает музыку, поёт, играет на детских музыкальных инструментах благодаря этому он знакомится, а постепенно и приобретает навыки в основных видах музыкальной деятельности.

С помощью музыкальных игр и танцев развивается инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.

Также в воспитании самостоятельности немаловажную роль играет предоставление выбора (выбор партнера в танце, выбор музыкального инструмента в игре и т д)

Очень важно педагогу выбирать репертуар, который доставляет ребёнку радость и удовольствие. Благодаря этому можно добиться настроя на позитивную волну, ребенку прививается положительное отношение к миру, к другим людям, к самому себе.

Репертуар нужно выбирать по 4 основным критериям:

Художественная ценность;

Воспитательная направленность;

Педагогическая целесообразность;

Доступность содержания.

Материал обязательно должен быть интересным и разнообразным.

Охватывать различные стили и эпохи.

Это:

Старинная музыка (А. Вивальди, И. С. Бах, Ж. Ф. Рамо, Ф Куперен и др)

Музыка эпохи Венского классицизма (В. А. Моцарт. Й. Гайдн, Л. В. Бетховен)

Произведения композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман и др.)

Произведения русских композиторов (М. Глинка,Н. Римский-Корсаков, А. Гречанинов, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Майкапар, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский и др.)

Зарубежная классическая музыка (Б. Барток,К. Орф и др.)

Также музыку следует подбирать в различных жанрах. Это и фортепианные пьесы («Бирюльки» С. Майкапара, «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, и отрывки из опер и балетов, а также фрагменты симфонической музыки.

Существует 3 вида образовательной деятельности:

НОД. Фронтальные занятия со всей группой 2 раза в неделю. Различают типовые (традиционные, доминантно -комплексные и интегрированные.

Образовательная деятельность в режимных моментах. Это совместная деятельность муз. руководителя с детьми (индивидуальная, по подгруппам, проектная). Сюда же относятся праздники, досуги, развлечения,тематические вечера, а также музыкальное сопровождение в режиме дня.

Самостоятельная деятельность. Это игра на ДМИ, музыкальные и музыкально — дидактические игры, творчество.

В результате по завершении этапа дошкольного воспитания в области музыки у ребенка должны быть сформированы:

1. Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в развитии человека.

2. Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыке и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней.

4. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. При более длительном наблюдении за ребенком, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности.

ФГОС выделяет 3 вида музыкальной деятельности:

Ребенок — слушатель

Ребенок — исполнитель

Ребенок — сочинитель

Хотелось бы отдельно поговорить о каждой из них.

1. Специфика детской музыкальной деятельности «Ребенок — слушатель» заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности ребенка является восприятие музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребенка только по мере его взросления. Цель развития культуры музыкального восприятия является приобщение к музыке и формирование потребности в этом виде искусства. Главными задачами этого вида деятельности выступают

— Накопление опыта восприятия различных стилей и жанров музыки,

— Эмоциональный отклик и сопереживание чувствам, выраженным в музыке. —

Как дошкольники слушают музыку? И что же общего и особенного в музыкальном восприятии взрослого и ребенка? После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно понять образ и музыкального произведения. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения. Поэтому полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании.

У детей чувственно-эмоциональная сфера только начинает развиваться, а способность к сопереживанию – полноценно проявляется только в старшем дошкольном возрасте. Следует отметить, что при восприятии музыки детьми преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать.

Можно сказать, что ребенок-слушатель — это, прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать).

2. Детская музыкальная деятельность: ребенок-исполнитель. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке. Это не профессиональное художественное образование, здесь главное добиться, чтобы ребенок прочувствовал музыкальный образ,органично и естественно передал его в пении, танце.

Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он начинает критически оценивать свои умения.

Итак, музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями. Этот вид деятельности включает в себя: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Пение самый любимый вид музыкальной деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью.

Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства: жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т. д.); характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); ритм, метр, музыкальную форму.

Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Дети, оказавшись в музыкальном зале без взрослых, моментально устремляются к музыкальным инструментам: треугольникам, маталлофонам, дудочкам. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке.

Детские игры, в которых звучит музыка, могут подразделяться на:сюжетные (игры-драматизации, игры-сказки, хороводные игры, игры-оперы) бессюжетные (игры с правилами, музыкально-дидактические игры).

Таким образом, детскую исполнительскую деятельность можно рассматривать как целостность выразительности и техники исполнения.

3. Детская музыкальная деятельность: ребенок-сочинитель. Трудно представить себе, что ребенок дошкольного возраста способен сочинить музыкальное произведение, которое было бы воспринято широкой слушательской аудиторией. Почему, да потому что ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального музыкального образования: не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. Поэтому детское музыкальное творчество может относиться в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально— игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.

Детская творческая деятельность — это в большей мере процесс, а не результат.

Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная новизна детского творчества; благодаря творчеству происходит открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Весь процесс носит импровизационный характер. Это способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, перерабатывать их и переводить в новый план.

Первейшие попытки создать образ можно наблюдать в процессе выполнения ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.

Ребенок-творец. Как непросто его определить, хотя бы потому что в дошкольном возрасте каждый ребенок — фантазер и сочинитель.

Стандарт определяет возрастосообразные цели и задачи музыкальной деятельности у детей. Рассмотрим задачи и пути их решения в разных аспектах музыкальной деятельности.

1. «Ребенок — слушатель»

В возрасте 3-4 лет в восприятии музыки основной упор идет на воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости. Знакомство с немузыкальными (звуки предметов, явлений) и музыкальными звуками. Знакомство с качествами музыкального звука (высотой, длительностью, динамикой, тембром, различными настроениями музыки (веселое, бодрое, грустное). Понятие жанра (песня, марш, танец)

В возрасте 4-5 лет идет развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки (Музыкальные картины природы, мир игрушек, музыка о животных и птицах)

Развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

Развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового.

В возрасте 5-7 лет. Происходит обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности. (Сравнение музыкальных произведений одного жанра, пьес с одинаковым названием)

Знакомство с музыкальными инструментами и с их выразительными особенностями (народного, симфонического и духового оркестров). Происходит побуждение к активному восприятию музыки (умение передавать через движения характер, образы). Знакомство с музыкальными профессиями : дирижер, музыкант, артист, певец, инструменталист.

2. «Ребенок — исполнитель»

В возрасте 3-4 лет исполнительство представлено в 3 видах. «Я пою» (выразительное пение детских песен в диапазоне «ре»«ля» первой октавы).

Я двигаюсь под музыку» (ходьба, бег в разном темпе под музыку, а также элементарные танцевальные движения «мягкий шаг», «топанье», «пружинка»)

Я музицирую» — организация детского экспериментирования со звуками (музыкальными и шумовыми).

В возрасте 4-5 лет пение может быть как в сопровождении музыкальных инструментов, так и без него. Следует добиваться протяжности, подвижности, согласованности и четкого произношения слов.

В этом возрасте особое внимание уделяется выразительности исполнения основных элементов танца, которые используются в последствии для создания музыкально — двигательных образов в играх — драматизациях (передача характера различных животных, игровых и сказочных образов)

В игре на ДМИ основной уклон идет на импровизацию, подыгрывание простейших мелодий на металлофоне и ксилофоне.

В возрасте 5-7 лет продолжается работа над выразительным исполнением песен, следить за правильным дыханием, за дикцией и движениями мелодии.

Развитие умения чисто интонировать в пении a cappella. Пение хором, подгруппами, соло.

В области танцевальных движений продолжается работа над выразительностью в исполнении, попутно обогащаясь новыми навыками и умениями (шаг польки, хороводный и переменный шаг и т д)

На ДМИ игра по одному, в ансамбле, в оркестре различных попевок, песенок, танцевальных и маршевых ритмов. А также

инструментальные импровизаци и самостоятельная игра в песнях, играх, хороводах.

Вся деятельность направлена на стимулирование самостоятельности в сочинении танцев, игр, оркестровок.

Развитие навыка сотворчества.

3. «Ребенок — сочинитель»

В возрасте 3-4 лет — это допевание мелодий колыбельных песен с ласкательными интонациями («баю-баю»,звукоподражание. Также можно предоставить свободный выбор движений для передачи игрового образа (заяц, котенок, петушок и т. п.).

4-5 лет — это возраст перехода к песенным импровизациям. (Можно импровизировать свои имена в разных настроениях, также импровизировать в различных жанрах).Сочинять окончания мелодий, начатых педагогом.

Инсценирование песен, музыкальных игр.

Постановка небольших музыкальных спектаклей.

В возрасте 5-7 лет идет продолжение песенных импровизаций в различных характерах и жанрах.

Придумывание своих движений и комбинаций танцев, танцевальных композиций к праздникам.

Постановка небольших музыкальных спектаклей.

Одним из главных условий реализации раздела «Музыка» основной образовательной программы ДОО является непосредственная личная причастность каждого ребенка на занятиях и в повседневной жизни к процессу музыкального творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем личностном опыте. Одним из условий выполнения этого является насыщенная музыкально-творческая среда, в которой возможен свободный творческий поиск, импровизация, игра, совместная партнёрская деятельность.

Современные занятия необходимо строить так, как будто педагог учится вместе с детьми, добывает знания вместе с ними, и они взрослым также интересны, как и детям, необходимо включать творческий поиск в свои занятия, заниматься вместе с детьми экспериментированием (наприме