Помощь в развитии слепого ребенка

Помощь в развитии слепого ребенка thumbnail

Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).

Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)

Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.

К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.

От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.

Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.

С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…

Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…

Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю

Источник

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия. Предыдущие выпуски

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 13 олененок

В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

Источник

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Читайте также:  Стадии развития насморка у ребенка

Источник

Развитие системы образования на современном этапе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаться совместно со сверстниками без ограничений здоровья . В последнее время все больше слепых детей приходят получать образование в школы, где обучаются их зрячие сверстники. Готово ли образовательное учреждение к появлению в его стенах особого ученика? Готовы ли зрячие взрослые к взаимодействию с ребенком, имеющим зрительную недостаточность? Могут ли они создать для слепого ребенка такие условия, в которых он сможет проявлять такую же активность в деятельности, как и его зрячие сверстники?

Людям, имеющим зрительный опыт восприятия окружающего, достаточно сложно представить, как можно без зрительного контроля совершать действия, ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир. Поэтому большинство зрячих взрослых испытывают трудности при взаимодействии со слепыми детьми.

Что должен знать и чему должен научиться зрячий взрослый, чтобы помогать слепому ребенку? Во-первых, общаться со слепым ребёнком и согласованно взаимодействовать с ним, учитывая особенности его восприятия. Во-вторых, научиться способам сопровождения при перемещениях в пространстве и таким приемам помощи слепому школьнику, чтобы своими действиями не ограничивать его самостоятельности.

Существуют некоторые правила, которые помогут организовать взрослому своё поведение с учётом возможностей и особенностей восприятия слепого ребёнка.

Общаться со слепым ребенком следует на близком расстоянии лицом к лицу. Желательно, чтобы лица находились на одном уровне, – так ребенку будет легче понять направленность действий взрослого. Такое расположение является аналогом взгляда «глаза в глаза». Начинать беседу следует с обращения к ребенку по имени. Убедитесь, что ребенок понял ваше намерение: он стоит к вам лицом, слушает вас, не отворачивается и не отходит. Если он не следует этим правилам, уместно напоминать ему о них .

Разговаривайте с ребёнком не слишком громко, ваша речь должна быть выразительной, чёткой, неторопливой. Соблюдайте паузы и следите за интонацией. Если вы разговариваете с ребёнком в присутствии одного из родителей или сопровождающего, то не следует избирать их в качестве посредников, обращайтесь непосредственно к ученику.

Необходимо предупреждать ребенка о своих намерениях или своем приближении. Нельзя молча подходить к слепому ребёнку, брать его за руку или прикасаться к нему без предупреждения. Это можно сделать, сопровождая свои действия обращённой к ребёнку речью. Он будет ориентироваться не только на смысл слов, но и на отражённый звук, который поможет ему определить направление движений взрослого, а также расстояние до него.

Ребёнка следует предупредить, если к нему кто-либо приближается: сообщить, кто подходит и с какой стороны, чтобы он мог повернуться лицом к этому человеку и был готов к общению.

При встрече взрослому следует первому приветствовать ребёнка, назвать своё имя. Слепому школьнику сложно запомнить голоса большого количества людей, поэтому взрослым необходимо называть себя по имени, пока ученик не начнет узнавать конкретных людей по их голосам. В случае длительного перерыва в общении ребёнок может забыть голос взрослого, и потому уместно напомнить своё имя. Могут не называть себя по имени люди, которые постоянно общаются с ребенком, голоса которых хорошо ему знакомы .

Общаясь со слепым ребёнком, следует регулярно использовать слова и выражения, основанные на зрительных впечатлениях, объясняя их значение доступными сравнениями. Даже если у ребёнка нет цветоощущения, он может представить цвет, опираясь на свой чувственный опыт. Например, голубой цвет может ассоциироваться с холодной водой. Так же необходимо объяснять слепому ребёнку значение выразительных жестов, сопровождающих речь зрячих людей. Это можно сделать на словах, но, если есть возможность, лучше показать приемом совместных действий. Например, сказать: «Твой одноклассник Саша кивает головой в знак согласия с твоим мнением», или показать, как сопроводить разговорную фразу «Как здорово получилось! Вот!» (собранной в кулак кистью руки с выставленным вверх большим пальцем) .

В общении со слепым ребенком необходимо использовать общеупотребительные слова, связанные с процессом зрительного восприятия: посмотри, рассмотри, погляди, вижу. При обследовании предмета следует говорить: посмотри; обследуй; рассмотри, что это; узнай, что это.

Для узнавания окружающих его людей, слепой ребенок может использовать не только слух, но и обоняние, он может ощущать запахи, характерные для каждого человека. Если взрослый регулярно пользуется, например, одним и тем же мылом или духами, их запах может стать его опознавательным знаком. Слепой ребенок быстрее запомнит и впоследствии будет легче узнавать этого взрослого по характерному аромату. Важно обращать внимание ребёнка на запахи, особенно при знакомстве, пояснив их происхождение (Мои руки пахнут мылом с арбузным ароматом). Это не вполне уместно при общении со взрослыми слепыми, но для детей такая информация необходима .

При наличии остаточного зрения слепой ребенок сможет определять местонахождение взрослого или следить за его передвижением, если взрослый одет в яркую одежду или имеет деталь гардероба (например, шарф, шаль, платок), контрастирующую с окружающим пространством .

Необходимо рассказывать слепому ребенку, что происходит вокруг с другими людьми, объяснять происхождение заинтересовавших его звуков. С каждым звуком у слепого ребёнка может быть связан конкретный образ предмета или действия. Описывать окружающее надо точно, лаконично, опираясь на те ощущения, которые доступны и понятны слепому ребёнку. Однако не следует беспрестанно комментировать происходящее, важно дозировать количество транслируемой ребёнку информации, выбирая только самую существенную, учитывая его потребность в ней и возможность её понять. Слова взрослого не должны «зашумлять» естественные звуки, которые сопровождают действие. Необходимо дать ребенку их услышать, предварительно предупредив: «Отодвигают стол от окна… (пауза в речи, звук движения). Теперь можно подойти к окну. Стол справа от окна, в углу комнаты».

Крайне важно рассказывать слепому школьнику о внешнем виде окружающих, особенно одноклассников, отмечая интересные детали (У Пети сегодня на руке новые часы. У Маши другая причёска, она заплела косу, завязала пышный бант. У Кати новые туфли с каблучком, ты услышишь, когда она будет проходить мимо). С дозволения одноклассников и соблюдая этические нормы, слепой ребёнок при желании может прикоснуться к отмеченным деталям. Если нет возможности прикоснуться, то необходимо тактично описать внешность и одежду того, к кому слепой школьник проявил интерес. При описании следует называть цвета и их оттенки, качество и свойства материала (струящийся, блестящий, глянцевый и проч.).

Необходимо давать слепому ученику возможность прикасаться ко всему, что его окружает, если предметы не несут в себе потенциальной опасности. Для него очень важна информация, которую он получает от прикосновений руками или другими частями тела к предмету. Через тактильные ощущения во время прикосновений, через действия по обследованию предмета слепой ребёнок получает больше информации, чем тогда, когда взрослый описывает словами предмет или действие с ним. Трогать, прикасаться, брать в руки — это для слепого то же самое, что для зрячего рассматривание. При этом важно точно и конкретно называть предмет или его часть в момент прикосновения к нему руки ребенка.

Если на парту кладется предмет, необходимо точно обозначать его местонахождение, используя систему координат «от ребенка» (в правом верхнем углу, посередине, и т.д.). Точность указания места положения предмета необходима, чтобы при совершении поисковых движений слепой ребенок не смахнул на пол этот предмет, а уверенно взял его в руки. Если какой-либо предмет дали слепому ребенку в руки, то его необходимо предупредить, куда этот предмет можно положить или кому вернуть.

Читайте также:  Центр развития ребенка в пензе

Когда слепой ребёнок осваивает или осуществляет какое-либо действие, он ориентируется на чёткую последовательность движений, которую необходимо поддерживать . Во время совершения совместных действий взрослому не следует суетиться и торопиться. Для выполнения действий слепому ребёнку требуется в два, а порой и в четыре раза больше времени, чем зрячему. Его необходимо заранее предупредить о предстоящем деле (Через несколько минут, как только уберём книги на полку, будем переодеваться на физкультуру), выделить для этого больше времени, начать подготовку заранее.

Часто слепому ребенку требуется помощь взрослого при перемещении в пространстве. Сопровождая слепого ребенка, не следует его тянуть за собой, держа за руку, или, придерживая сзади, а также не следует толкать впереди себя. Важно помнить, что он такой же активный участник процесса, как и взрослый, а не перемещаемый в пространстве предмет. Правильно совместно передвигаться достаточно сложно, этому надо учиться не только ребёнку, но и взрослому .

Следует предупреждать слепого школьника, что вы готовы его сопровождать. «Приглашением» к перемещению может служить словесное обращение и прикосновение тыльной стороной кисти к руке ребёнка (к кисти, локтю, плечу), так взрослый даёт сигнал, что его можно взять за руку и начать движение. Сопровождающий должен быть справа, т.е. с той стороны, где при движении обычно встречается больше препятствий. Пусть ребёнок сам придерживает выпрямленную в локте и опущенную руку взрослого и идёт рядом, отставая на полшага. О препятствиях или изменениях рельефа (спусках, бордюрах, ступеньках, входах и выходах из помещений, узких пространствах) необходимо заранее информировать ребенка, предупреждением может служить замедление шага. Повороты, смена направления осуществляются под прямым углом — строго налево или строго направо, так как перемещение по дуге затрудняет ориентировку в пространстве. Следует избегать резких движений и неожиданных остановок. По ступенькам необходимо подниматься и спускаться строго перпендикулярно, так же перпендикулярно преодолевать любое препятствие, например, бордюр .

При необходимости ненадолго отойти от ребенка, даже в том случае, если он останется в поле вашего зрения, следует предупредить о намерении и оставить рядом с каким-либо понятным или знакомым ему объектом: скамьёй, фонарём, поручнем и т.д. Нельзя оставлять слепого ребенка без ориентира.

Необходимо в любой ситуации поддерживать самостоятельность и активность слепого ребенка. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам умеет и может делать. Например, по окончании работы на уроке ученик должен самостоятельно убрать все используемые учебные принадлежности на предназначенные им места и убедиться в этом. Но вместе с тем, в случае возникновения затруднений, следует помочь и проявить разумную заботу.

Для того чтобы слепой ребенок проявлял активность и самостоятельность, чувствовал себя в классе в безопасности, следует придерживаться следующих правил.

В помещениях, где находится слепой ребёнок, важно установить особого рода порядок: каждая вещь, предмет мебели должны постоянно находиться на определённых местах, где их легко можно будет найти. К местам хранения предметов должен быть удобный подход, и слепой ученик должен быть ознакомлен с маршрутом от своей парты и обратно к месту хранения. Каждая вещь после действия с ней должна быть возвращена на место.

Слепой ребёнок должен знать расположение не только своей парты, но и тех объектов, которыми он может и не пользоваться (стола учителя, стеллажа с пособиями, доски и т.д.). Знакомство с наполнением классного помещения даёт возможность представить объём помещения, взаиморасположение объектов, «нарисовать» план класса. Регулярное перемещение по классу позволит слепому школьнику составить план помещения, в котором предметы мебели будут ориентирами. Поэтому нежелательно производить в классном помещении перестановку мебели. В случае каких-либо изменений следует предупредить об этом слепого школьника и повторно обследовать помещение.

Слепому ребенку необходимо помогать обследовать новые для него помещения. Обследование помещения должно проходить не спонтанно, а в определенной последовательности, от конкретной «точки отсчета», которой может быть дверь помещения. Чтобы составить представление о помещении, слепому ребенку требуется узнать его размер (объем), конфигурацию (периметр), внутреннюю наполненность объектами (предметы мебели, оборудование, наличие окон, дверей, колонн). Маршрут обследования периметра помещения может осуществляться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Важно дать возможность ребенку обследовать помещение не только опираясь на прикосновения рук к стенам или предметам мебели, но и обратить его внимание на напольное покрытие (паркет, плитка, ковер). Важно показать слепому ребенку границы различных покрытий пола и объяснить, с чем это зонирование связано: «Мы перешли на ковер, на ковре можно сидеть – это место для отдыха», «Зона паркета – на паркетном полу стоят парты и стол учителя». Дать информацию слепому ребенку об объеме помещения можно с помощью отраженного звука. Для этого можно использовать два способа. Первый способ: стоя рядом с ребенком, громко произнести гласный звук в контексте естественной речи: «ООО! Какой большой зал! Пустой!». По отражению произнесенного в словах звука «О» можно приблизительно оценить объем помещения. Второй способ более точный, он связан с использованием совокупности движения и отраженного звука. Взрослый отходит в противоположный конец помещения, предупредив об этом стоящего у входа ребенка, а затем, комментируя свои действия, начинает движение к ребенку и подходит к нему. Продолжительность процесса приближения взрослого даст первоначальное представление о размере помещения. Подобное действие слепой ребенок может осуществить сам: чем он дольше будет идти по направлению к разговаривающему с ним взрослому, тем больше размер помещения .

Никакие предметы не должны препятствовать свободному перемещению слепого ребенка по классу. Необходимо научить одноклассников не оставлять рюкзаки или другие вещи в проходах и под партами.

В помещениях, которыми пользуется слепой ребенок, нельзя оставлять двери полуоткрытыми. Во избежание получения слепым ребенком травмы, двери должны быть либо открыты настежь, либо полностью закрыты.

В помещении не должно быть незакрепленной мебели и переносных, временных шатких конструкций, которые слепой ребенок может задеть при самостоятельном перемещении.

Необходимо регулярно создавать ситуации, в которых ребёнок мог бы проявлять самостоятельность. Слепой школьник может перемещаться по классу без помощи учителя с целью выполнения посильного задания, например, взять пособие из рук педагога, который стоит рядом со своим столом, или подойти к двери и открыть её. Регулярность таких действий помогает слепому ребенку более свободно ориентироваться в помещении, быть более мобильным.

Необходимо предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения в житейских вопросах. Например, при «неполадках» во внешнем виде слепого школьника не следует торопиться помогать ему немедленно. В случае затруднения можно либо предложить ребенку пути решения проблемы, либо попросить разрешения помочь и только после его согласия устранять небрежность.

По меткому замечанию Л.С. Выготского, в вопросах организации жизни слепых первостепенной является «задача не столько воспитания слепых, сколько перевоспитания зрячих» . Возможность реализовать свой потенциал у слепого ребенка в значительной степени зависит от умения взрослых создать благоприятную и доброжелательную обстановку, в которой бы обучающийся чувствовал себя комфортно и уверенно, мог максимально проявлять активность и самостоятельность.

Источник