Развитие ребенка в музыкальной деятельности скачать бесплатно

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей — «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время — программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Источник

Екатерина Гилева
Программа музыкального развития для малышей и их родителей

Пояснительная записка

В настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе.

Читайте также:  Семакс ребенку для развития речи

Изучив некоторые методики, мы решили составить свою программу для детей от 1,5 до 3,5 лет. Наша программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проходят вместе с родителями в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель программы: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности мамы, педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 2 года. Занятия групповые -1-2 раза в неделю. Количество детей в группе 5- 6 пар (взрослый-ребенок). Продолжительность занятия составляет:

от 1,5 до 2,5 лет — 35 мин.

от 2,5 до 3,5 лет — 40 мин.

Каждое занятие проходит вместе с родителями (мама, папа, бабушка, при их активном участии.

Ожидаемые результаты

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год.

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Учебно-тематический план

(1 год)

Наименование разделов теоретические практические Всего

часов

1. Пальчиковые игры 1 4 5

2. Слушание музыки 1 3 4

3. Игра на музыкальных инструментах 1 4 5

4. Игровой массаж 0,5 3 3,5

5. Подвижные игры, логоритмика 1 4 5

6. Хороводные игры, танцы 1 3 4

7. Знакомство с нотной грамотой 1 2 3

8. Игры с предметами 1 3 4

9. Пение 1 2,5 3,5

10. Итого 8,5 27,5 36

(2 год)

Наименование разделов теоретические практические Всего

часов

1. Пальчиковые игры 1 3 4

2. Слушание музыки 1 3 4

3. Игра на музыкальных инструментах 1 3 4

4. Игровой массаж 0,5 2 2,5

5. Подвижные игры логоритмика 1 4 5

6. Хороводные игры и танцы 1 3 4

7. Знакомство с нотной грамотой 1 3 4

8. Игры с предметами 1 3 4

9. Пение 1 3,5 4,5

10. Итого 8,5 27,5 36

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

Читайте также:  Цели и задачи музыкального развития ребенка в разных возрастных группах

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Хороводные игры и танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.

7. Знакомство с элементами нотной грамоты проходит по карточкам или картинкам. Во время исполнения песенки ребенок с маминой помощью показывает пальчиком графическую запись мелодии, называет по карточкам ноты и слушает их звучание.

8. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

9. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы

Оборудование и материалы для занятий

Просторное помещение для занятий не менее 20м.

Ковровое покрытие

Детские стульчики

Шкафы для оборудования

Доска

Музыкальный центр

Пианино/синтезатор

Бубенчики, Бубны, Маракасы, Деревянные ложки, Погремушки, Музыкальные молоточки, Клавесы (деревянные палочки, Металлофоны, Ксилофоны, Треугольники, Коробочки, Маленькие тарелочки, Барабаны, Цимбалы.

Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

Сюжетные игрушки

Наглядное пособие (пальчиковый театр)

Газовые платочки и большие платки, подушки, плед или одеяло.

Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья)

Методические рекомендации

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Родители должны быть активными участниками игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность, где ребенок видит участие и заинтересованность своих родителей.

Примерное занятие для детей 1,5-2,5 лет

пн Виды деятельности Название игры теоретические практические

1. Приветствие Бубен поиграй — 2 мин.

2. Разминка Вместе с нами 1 мин 3 мин.

3. Пальчиковая игра Маленькая Катя 0,5 мин. 2 мин.

4. Игра на муз. инструментах Колыбельная 0,5 мин. 3 мин.

5. Подвижная игра Три медвежонка 0,5 мин. 4 мин

6. Знакомство с нотной грамотой, пение Нотка До (Бабка –Ёжка) 0,5 мин. 3 мин.

7. Хороводная игра Заинька 0,5мин. 4 мин.

Читайте также:  Заключение по физическому развитию ребенка

8. Слушание музыки Теремок (сказка) 1 мин 2,5 мин.

9. Игра с предметами Шапочка 0.5 мин. 4 мин.

10. Прощание Все на ножки 0,5 мин. 2 мин.

Итого 5, 5мин. 29,5 мин.

Всего 35мин.

Примерное занятие для детей 2,5-3,5 лет

пн Виды деятельности Название игры теоретические практические

1. Приветствие Бубен поиграй — 2 мин.

2. Разминка Пора начинать 1 мин. 3 мин.

3. Пальчиковая игра Я хочу построить дом 0,5 мин. 3 мин.

4. Игра на муз. инструментах Часы 1 мин. 4 мин.

5. Подвижная игра Пугало 0,5 мин 4 мин.

6. Знакомство с нотной грамотой, пение Едет паровоз 1 мин. 4 мин.

7. Танец Галоп 0,5 мин. 4 мин.

8. Слушание музыки Жуки и бабочки 1 мин 3 мин.

9. Игра с предметами В замке 1 мин. 4 мин.

10. Прощание Прошел урок 0.5 мин. 2 мин.

Итого 7 мин. 33 мин.

Всего 40 мин.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых.

Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи.

Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами нашей работы является работа с родителями, организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт – Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М. : издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М. : издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. — Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. — Санкт — Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М. : Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.

12. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

Источник