Развитие ребенка в младенчестве это
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник
Удивительно, что некоторые возрастные группы не имеют рамок. Вот, например, в законе Российской Федерации нет четких возрастных границ для понятия «ребенок». Понятно, что каждый родитель считает своего ребенка малышом и в восемнадцать, и в тридцать лет. Однако чисто формально гражданин должен платить налоги с рождения, и может выражать свое мнение по поводу того, с кем из родителей жить после их развода, уже с десяти лет. Уголовная ответственность человека в нашем государстве начинается с четырнадцати лет, а уже в восемнадцать наступает полная дееспособность. Так же и с молодежью — возрастные рамки этого периода жизни человека нигде не прописаны. Но говоря о таком понятии, как младенческий возраст, — многие из нас все же представляют себе определенный четкий образ младенца. Из этой статье вы узнаете о том, что собой представляет этот возраст и каковы его характерные особенности.
Возрастные рамки
Многие специалисты все же склоняются к мнению, что младенцами являются дети с момента рождения и до одного года. Очень часто можно встретить определение «грудной младенец», но используя этот термин, автоматически не учитывают всех малышей, которых матери не кормят грудным молоком. Рассмотрим первую классификацию. Младенческий возраст — ранний возраст, в котором приобретаются все базовые физиологические навыки малыша. Основные достижения этого возраста — появление навыков речи, их своевременное совершенствование, а также произвольное (осознанное) взаимодействие с окружающей средой.
Младенческий возраст ребенка
Психологи утверждают, что в жизни ребенка младенчество — самый продуктивный и вместе с тем стабильный период развития. Младенческий возраст наступает, как только ребенок преодолевает первый в своей жизни кризис — рождение. Долгое время он находился в утробе матери, где было все необходимое для комфортной жизни — питание, тепло, уют. И вот малыш попадает на белый свет: совсем иная температура воздуха, другое дыхание, совсем другой мир окружает его! Развитие в младенческом возрасте происходит очень быстрыми темпами. Впервые устанавливаются социальные связи, эмоциональное взаимодействие не только с матерью, но и с другими членами семьи. Ребенок впервые познает, каково это — общаться посредством звуков, прикосновений, жестов.
Ценность общения
С первых минут жизни чрезвычайно важным компонентом полноценного развития личности младенца становится общение. Именно благодаря общению младенец социализируется, приобретает стабильную психику. Ребенок должен ощущать тепло и заботу, в противном случае может развиться так называемый дефицит внимания, что, в свою очередь, может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни маленького человека — так важен этот возраст. Младенческий период в жизни человека совершенно уникален. Подражая окружающим, малыш стремительно учится новому день за днем. В первую очередь он, конечно, заявляет окружающим о своем настроении, о том, каково его самочувствие. Младенцы не могут сказать вам, что именно им не нравится, что становится причиной их дискомфорта, поэтому так важно быть чутким к эмоциям малыша.
Умственное развитие младенца
Пожалуй, самая главная характеристика младенческого возраста — приобретение развитого мышления. Умственное развитие ребенка в этом возрасте ряд ученых считает сенсомоторным. Такая фаза мышления основана на эмоциональном и тактильном восприятии этого мира. Пока что ребенку не хватает навыков для общения, но вот что поразительно — он все же коммуницирует с этим миром! Для детей крайне важны упражнения — малышу постоянно хочется что-нибудь хватать, кусать, сосать… Кроме того, дети в этот период активно слушают и наблюдают за происходящим вокруг. Позднее они перенимают модель поведения окружающих и копируют те или иные действия своих родителей. Важно отметить, что малыш уже в возрасте двух месяцев способен отличить «своего» от «чужого», незнакомца. Ему хорошо знакомы голоса родителей, в то же время он может испугаться, услышав новый тембр голоса. Также младенец учится предугадывать, что произойдет в ближайшее время. К примеру, если малыш приучен к тому, что каждый день его мажут каким-нибудь кремом, и этот процесс ему не очень-то по душе, он может испугаться и заплакать, как только увидит знакомый тюбик.
Действия малыша
Особенности младенческого возраста состоят и в специфике первых движений малыша. Так, к примеру, ученым известно явление так называемого глаза новорожденного. Хаотичные движения глаз могут показаться необычными, но не стоит переживать. Наблюдающий ребенка врач заметит отклонения от нормы, если таковые действительно имеются. В подавляющем же большинстве случаев он быстро учится сосредотачивать взгляд на определенном объекте. Очень часто малыши обладают особо выразительными движениями. Посредством их младенцы также выражают свои эмоции. Детки учатся ползать — это первый способ их передвижения. Самый излюбленный жест любого малыша — это указание. Своим маленьким пальчиком ребенок укажет на то, что он хочет схватить, на того, к кому желает пойти на ручки, и так далее.
Кризис первого года жизни
Первый возрастной кризис, с которым сталкивается, пожалуй, каждый человек на Земле, происходит с ним на второй год от рождения. Развитие ребенка в младенческом возрасте проходит семимильными шагами, и зачастую психика ребенка не способна воспринять всего того объема информации, которую он получает. В этот период малыш становится особенно капризным, кажется неподатливым для воспитания. На этом жизненном этапе малышу уже многое хочется делать самостоятельно. Он особенно восприимчив к тому, что взрослые делают ему замечания, не дают баловаться и трогать опасные предметы, уводят от тех мест, куда малышам ходить уж точно не стоит. Кризис первого года — это испытание, которое предстоит преодолеть не только ребенку, но и его родителям! В этот непростой период взрослые должны окружить малыша вниманием, спокойнее относиться к капризам ребенка и не воспринимать слишком близко к сердцу то, что их чадо не слушается. Вседозволенность в этот период может привести к неправильному воспитанию малыша. Единственный совет, который подойдет для любой семьи в этот период, — любить друг друга, уважать желания ребенка и мнение второго родителя.
Малыши от 1 до 3 лет
Пережив непростой этап — кризис первого года жизни, родители и детки вступают в новую фазу развития. Стоит сразу отметить, что если относиться к шалостям ребенка с юмором, то все эти «кризисы» пройдут незаметно для всех членов семьи. Младенческий дошкольный возраст определяется возрастными рамками от 1 до 3 лет. В это время речь малыша становится все совершеннее, увеличивается словарный запас, ребенок может начать активно задавать вам вопросы об окружающем мире, поэтому запаситесь энциклопедиями будьте готовы ответить на все каверзные вопросы своего малыша». В этот период также бывает сложно уложить малыша спать, поэтому лучшее решение — найти интересные сказки. Некоторые родители попробовали включать своим деткам на ночь легкие классические мелодии и пришли к выводу, что если музыка является фоном к любимой сказке, ребенок засыпает в считаные минуты.
Очередной кризис
Капризное поведение ребенка и может довести кого угодно — только не вас! Повторяем: чтобы пережить трудные этапы в жизни, к ним нужно относиться исключительно с юмором. Пусть ваше чувство юмора и терпение помогут пережить очередной кризис — трехлетний возраст. Младенческий период можно считать оконченным, когда ребенок идет в детский сад. Там он встречает своих сверстников — самых разных ребят, порой таких же капризных и напуганных новой обстановкой, как и он сам. Дети чувствуют вселенскую несправедливость, когда родители отдают их, пусть и на пару часиков, в ясли. Чужие няни, непонятные ребятишки, все такое непривычное и странное — малыши и не догадываются, что скоро детсад станет тем местом, куда им захочется возвращаться снова и снова, чтобы поиграть с другими ребятами!
Трудности яслей
Как уже было сказано ранее, ребенок, впервые оказавшись в таком незнакомом месте, как детсад, может испытывать серьезный стресс, который оказывает влияние на поведение и даже некоторые навыки! Трудности, с которыми может столкнуться малыш, когда заканчивается младенческий возраст и начинается пора детского сада, следующие:
- Ребенок начинает больше плакать — большинство детей плачут в свой первый день в детском саду. Малыши чувствуют себя растерянными, переживают из-за того, что родителей нет рядом долгое время.
- Снижается интерес к познанию, играм — малыши находятся в состоянии стресса, им точно не до веселых игр или чтения книг, когда они тоскуют по своим родителям.
- Беспомощность — даже если ваш малыш уверенно держит ложку и спокойно ходит на горшок, в первое время в детском саду он может испытывать трудности с этими навыками. Но все это остается лишь делом привычки. Работники детского сада и воспитатели при вашей помощи смогут помочь малышу чувствовать себя как дома, и вскоре он снова станет самостоятельным.
- Плохо спит и мало ест — именно так говорят воспитатели большинству родителей об их ребеночке в первые дни в детском саду. Малыши должны привыкнуть к распорядку дня, но, конечно, желательно, чтобы они уже обладали естественной привычкой спать днем прежде, чем придут в ясли.
- Слабый иммунитет — ваш малыш может чаще болеть, когда ходит в детский сад. На фоне стресса иммунная система даже взрослого человека значительно ослабевает, что уж говорить о малышах!
Как помочь своему малышу?
Младенческий возраст пролетел быстро, почти незаметно, в жизни вашего малыша наступил новый, отнюдь не простой этап, и только вы можете помочь ему легче адаптироваться в этой новой среде. Во-первых, старайтесь соблюдать дома режим дня детского сада. Кормите ребенка по расписанию, посвящайте время познавательным играм и, конечно, не забывайте о тихом часе. Учите малыша общаться с другими детками на улице, позволяйте ему проводить время и в одиночестве. Ваш малыш должен уметь самостоятельно играть хотя бы 10 минут в час! Больше гуляйте на свежем воздухе, ведь прогулка — это лучший способ держать тело и иммунитет в тонусе!
Как провести выходные с малышом?
Вот и первая неделя в детском саду закончилась, впереди выходные! Они должны принести много радости и хороших воспоминаний как вам, так и вашему ребенку. Вы можете попробовать организовать пикник на свежем воздухе, вместе с ним сделать несложные блюда и угостить всех членов семьи. Постройте большой домик из подручных средств! Дети любят строить настоящие башни из подушек и одеял. Читайте книги, рисуйте, поиграйте в доктора или парикмахера. Поиграйте в школу: пусть ребенок выполняет несложные задания и получает за них пятерки или же цветные наклейки — что придется ему по душе. Спрячьте сокровище и попытайтесь найти этот клад вместе, попробуйте сделать красивую аппликацию или оригами. Сыграйте в прятки, придумайте спортивное соревнование, посмотрите мультфильм, слепите фигурки из пластилина! Пусть эти выходные будут веселыми и незабываемыми!
Источник