Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения

Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения thumbnail

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т.е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другими взрослыми. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т.д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним — разговаривают. Все акты ухода взрослых за младенцем сопровождаются их речью, в которой выражается прежде всего любовь к нему. В этой речи важны не столько конкретные слова, сколько общие интонации. Потребность в общении возникает у ребенка в 1—2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т.п.), отмечается задержка психического развития. Внешне это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются ощущения, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7—8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной — иначе познавательное развитие будет замедляться.

Это особенно заметно на примере детей, вскоре после рождения оказавшихся в казенных воспитательных учреждениях или долго находившихся в больницах, где нет такого разнообразия впечатлений и не хватает эмоционального общения со взрослыми. Обусловленная этим задержка психического развития получила название «синдром госпитализма».

Рассмотрим развитие восприятия. В течение первого полугодия жизни формируется основное свойство восприятия — предметность — соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже это время увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8—12 месяцев формируется целостность восприятия — ребенок начинает узнавать знакомые предметы, воспринимая их не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А. В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем — на величину, и только потом — на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7—9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8—9 месяцев способен воспроизвести его по памяти: если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову и туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование связанных с этим желаний — первоосновы мотивационной сферы. Когда ребенок научился узнавать, он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых

Читайте также:  Влияние развития речи на общее развитие ребенка

взрослых. Членам семьи и другим регулярно встречаемым людям он улыбается, а при виде незнакомцев или людей, пугающих его своим внешним видом и поведением, проявляет негативные эмоции.

После шести месяцев у младенца начинает формироваться ассоциативное запоминание, формируется связь между предметом и обозначающим его словом, благодаря чему он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, тем больше разных качеств он в ней открывает. Основой развития наглядно-действенного мышления является формирование сенсомоторной координации. Захватывание предмета является первым целенаправленным движением младенца, оно формируется в возрасте 4—5 месяцев, а на втором полугодии жизни хватательные движения дифференцируются: видя предметы разной величины или формы на разном расстоянии от себя, ребенок начинает по-разному расставлять пальцы для их захвата и тянуться к ним с разной степенью усилия. С захваченными предметами младенец манипулирует различным образом, изучая их свойства. Постепенно ставшие знакомыми младенцу свойства предметов начинают определять его действия с ними — он нажимает на нужное место музыкальной игрушки, чтобы услышать знакомые звуки, сжимает и разжимает резиновую игрушку, чтобы она пищала, стучит друг о друга твердыми предметами, бросает об пол мячик, чтобы тот подпрыгивал. Практически все захваченные предметы младенец тянет в рот, т.к. это самая чувствительная область тела, способная дать максимум информации о предмете. Информации, получаемой от органов зрения, слуха и осязания, младенцу в силу ограниченности опыта еще не хватает.

Хотя собственной активной вербальной речи в младенчестве еще нет, речевое развитие в течение первого года жизни проходит огромный путь развития. Основным направлением речевого развития является понимание обращенной к ребенку речи окружающих взрослых. К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. В четыре месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что

свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. Во втором полугодии жизни младенец начинает понимать значение слов, особенно существительных, обозначающих предметы, регулярно попадающие в поле его зрения. К. концу первого года жизни ребенок уже достаточно хорошо понимает обращенную к нему речь.

Развитие активной речи проявляется в освоении произношения звуков и их слияния. В 2—4 месяца возникает гуление — произнесение отдельных гласных звуков (а-а-а-а, о-о-о-о, ы-ы-ы-ы и т.п.), а в 4—6 месяцев — агукание, т.е. соединение гласных звуков с еще недифференцированным согласным. В 7—8 месяцев начинается лепет — повторение простых слогов, в которых можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. В лепетных слогах уже выделяются различные согласные звуки.

В 9—10 месяцев младенец произносит первые слова, чаще всего те, которых ждут от него взрослые и которые состоят из простых повторяющихся слогов — «мама», «папа», «баба», «дай», «на». К концу первого года жизни ребенок может произносить в среднем около 10 слов.

Л. С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

Э. Эриксон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру (закрытости или открытости окружающему миру). Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой теории привязанности. Ом считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности.

Чтобы у ребенка не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить ему тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода и обучения.

Источник

Ведущим
видом
деятельности
в
младенческом
возрасте
является эмоциональноличностноеобщение со
взрослыми
людьми,
т. е.
с
теми,
кто
в
основном
ухаживает
за
малышом:
матерью,
отцом,
бабушкой,
дедушкой
или
другим
взрослым.
Без
помощи
взрослого
ребенок
обойтись
не
может,
так
как
в
этом
возрасте
он
слаб
и
совершенно
беспомощен.
Ни
одной
своей
потребности
он
не
в
состоянии
удовлетворить
самостоятельно:
его
кормят,
купают,
одевают
в
сухое
и
чистое,
перемещают
в
пространстве
(берут
на
руки
и
ходят
по
комнате,
выносят
на
прогулку
и
т. д.),
следят
за
его
здоровьем
и,
что
очень
важно,
просто
общаются
с
ним
– разговаривают.
Потребность
в
общении
возникает
у
ребенка
в
1–2 месяца.
Комплекс
оживления,
появляющийся
при
виде
мамы
или
другого
взрослого,
ухаживающего
за
ребенком,
говорит
о
возникновении
потребности
в
общении,
которую
необходимо
полностью
удовлетворить,
так
как
при
позитивном
эмоциональном
общении
со
взрослым
у
ребенка
появляется
повышенная
активность,
возникает
радостное
настроение,
что
способствует
развитию
его
движений,
восприятия,
мышления
и
речи.

У
ребенка,
лишенного
полноценного
общения
со
взрослым
(находится
один
в
больнице
на
лечении,
помещен
в
детский
дом
и
т. п.)
отмечается
задержка
психического
развития.
Это
проявляется
в
следующем:
у
ребенка
бессмысленный
и
безразличный
взгляд,
устремленный
вверх,
он
мало
двигается,
вял,
апатичен,
не
испытывает
интереса
к
окружающему.
Все
это
ведет
к
задержке
физического
развития
и
позднему
появлению
речи.
Поэтому
надо
помнить
следующее:
чтобы
ребенок
и
психологически,
и
физически
развивался
нормально,
необходимо
не
только
правильно
ухаживать
за
ним,
но
и
общаться.

Читайте также:  Развитие сигнальной системы у ребенка

5.6. Новообразования младенческого возраста

Новообразованиями
младенческого
возраста
являются
хватание,
ходьба
и
первое
слово
(речь).
Рассмотрим
каждый
акт
подробнее.

Хватание –
это
первое
организованное
действие,
которое
возникает
примерно
в
5 месяцев.
Оно
организуется
взрослым
и
рождается
как
совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка.
Для
того
чтобы
возникло
хватание,
надо,
чтобы
рука
младенца
превратилась
в
орган
осязания,
другими
словами
– «раскрылась».
Дело
в
том,
что
у
младенца
кисть
руки
сжата
в
кулак,
поэтому
только
когда
он
сможет
его
разжать,
произойдет
акт
хватания.
Очень
интересно
поведение
ребенка:
он
смотрит
на
свои
ручки,
следит,
как
рука
приближается
к
предмету.

Этот
акт
дает
ему
возможность
расширить
возможности манипулированияспредметами: в
возрасте
от
4 до
7 месяцев
ребенок
начинает
перемещать
предметы,
двигать,
извлекать
из
них
звуки;
в
7-10 месяцев
формируются
соотносимые
действия,
т. е.
он
манипулирует
двумя
предметами
сразу,
отдаляя
их
от
себя
и
соотнося
между
собой
(отводит
предмет
от
себя
и
приближает
к
другому,
чтобы
положить,
поставить,
нанизать
на
него).
С
10–11 до
14 месяцев
начинается
этап
функциональных
действий:
ребенок
производит
более
совершенные
действия
нанизывания,
открывания,
вкладывания,
манипулируя
со
всеми
возможными
объектами.

Акт
хватания
имеет
большое
значение
для
развития предметноговосприятия. Образ
предмета
возникает
при
наличии
практического,
действенного
контакта
между
изображением
и
предметом.
Благодаря
хватанию
у
ребенка
начинает
развиваться
ощущение
пространства,
так
как,
чтобы
схватить
предмет,
надо
вытянуть
руку.
Пространство,
появляющееся
у
ребенка, –
это
пространство
вытянутой
руки.
Кроме
того,
чтобы
схватить
предмет,
надо
разжать
кулак,
что
ведет
к
развитию
руки.

Стремление
дотянуться
до
предмета
и
взять
его
(схватить)
стимулирует процесссидения, который,
в
свою
очередь,
открывает
перед
ребенком
мир
других
предметов.
Появляются
предметы,
до
которых
дотянуться
невозможно,
получить
их
можно
только
с
помощью
взрослых.
Поэтому
между
ребенком
и
взрослым
возникает
новый
вид
общения
– общение,
возникающее
в
результате
появления
у
ребенка
желания
овладеть
предметом,
в
данный
момент
ему
недоступным.
М.И.
Лисина
назвала
такое
общениеситуативноделовым.

С
изменением
общения
меняется
и
способ
воздействия
на
взрослых: возникаетуказующийжест. По
поводу
этого
жеста
Л.С.
Выготский
писал:
«Вначале
указательный
жест
представляет
собой
просто
неудавшееся
хватательное
движение,
направленное
на
предмет
и
обозначающее
предстоящее
действие.
Ребенок
пытается
схватить
слишком
далеко
стоящий
предмет,
его
руки,
протянутые
к
предмету,
остаются
висеть
в
воздухе,
пальцы
делают
указательные
движения.
Эта
ситуация
– исходная
для
дальнейшего
развития…
Здесь
есть
движение,
объективно
указывающее
на
предмет,
и
только.
Когда
мать
приходит
на
помощь
ребенку
и
осмысливает
его
движение
как
указание,
ситуация
существенно
изменяется.
Указательный
жест
становится
жестом
для
других»
(Выготский
Л.С,
1991).

Этапы
развития
хватания
и
движений
младенца
приведено
в
табл.
4.

Развитиедвиженийидействий

Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения

Окончаниетабл.
4

Развитие ребенка в младенческом возрасте вид общения

К
9 месяцам
младенец начинает
ходить. Д.Б.
Эльконин
считал
главным
в
акте
ходьбы,
во-первых,
расширение
пространства
ребенка,
а
во-вторых,
то,
что
ребенок
отделяет
себя
от
взрослого,
и
уже
не
мама
ведет
его,
а
он
ведет
маму.
Это
свидетельствует
о
разрыве
старой
ситуации
развития.

Появление
первого
слова
(речи) – еще
одно
новообразование
данного
возраста.
Речь
ситуативна,
автономна,
эмоционально
окрашена,
понятна
только
близким,
специфична
по
своей
структуре
и
состоит
из
обрывков
слов.
Такая
речь
называется
«языком
нянь».
Тем
не
менее
данная
речь
– это
новое
качество,
которое
может
служить
критерием
того,
что
старая
социальная
ситуация
развития
ребенка
исчерпала
себя
и
между
взрослым
и
ребенком
возникло
иное
содержание
– предметная
деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Читайте также:  Адаптация ребенка с нарушениями в развитии

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник