Развитие ребенка в летний период

Елена Лыкова
Физическое развитие ребенка в летний оздоровительный период

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей, реализуемых в ДОО, является физическое развитие ребёнка.

К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание. Проблема эффективности физического развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.

(сдайд 1) Сказанное выше показывает актуальность темы: «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения прогулок в соответствии с ФГОС ДО».

Мною решено было провести исследование, целью которого стало: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль подвижных игр на прогулке в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо было решить комплекс задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень физического развития старших дошкольников.

3. Описать систему работы по физическому развитию старших дошкольников посредством организации и проведения подвижных на прогулке, апробировать ее на практике.

(Слайд 2) (написано на слайде) Под физическим развитием принято понимать процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

(слайд 3) (надпись на слайде) Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

(слайд 4) Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, создают условия для положительного психоэмоционального состояния. Подвижные игры развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициативу, а также воспитывают и формируют личностные качества.

(слайд 5) Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их.

Необходимо отметить, что единой утвержденной классификации подвижных игр нет. Педагогами на основании практической и научной деятельности предлагаются различные виды группировки подвижных игр.

Игры классифицируются

— по возрасту: для младшей, средней и старшей возрастных групп.

— по видам движений: с ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания.

— по степени подвижности: игры малой, средней и высокой подвижности.

— по форме организации: линейные, круговые, врассыпную.

— по содержанию: сюжетные (зайцы и волк, медведь и пчелы, бессюжетные (найди себе пару, хороводные, игры – аттракционы, игры-забавы (коза-рогатая, народные игры.

— по пособиям, использующимся в игре: игры с мячом, лентам, обручами…

(слайд 6) Для достижения правильного результата надо учитывать особенности проведения подвижных игр на улице:

— Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды.

— Не желательно давать игры с продолжительным бегом.

— В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением.

— Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства.

— Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.

— При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.

— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

(слайд 7) Воспитатель должен планировать на каждый день недели игры разного содержания и характера. Подбирая игры надо учитывать предыдущую деятельность детей и последующую. На прогулке проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая – спокойная. Общая длительность игры составляет 5-6 минут – в младшей группе, 6-8 минут в средней группе, 8-10 минут в старшей группе. Игра повторяется 4-5 раз в течение месяца. Примеры игр:

СНЕЖИНОЧКИ – ПУШИНОЧКИ.

ЗИМА ПРИШЛА!

СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР.

БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ.

МОРОЗ.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС.

Особое внимание следует обратить на наличие выносного материала:

• Лопатки для снега и для творческой деятельности.

• Ледянки.

• Печатки.

• Султанчики.

• Вертушки.

• “Карандаши”.

• Клюшки.

• Мешочки, мячи для метания.

• Бросовый материал для игр со снегом.

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

– кукла, одетая по сезону, саночки;

– руль…;

– материал для игры “Магазин”;

– др.

• Атрибуты для спортивных игр:

– маски;

– ленточки;

– др.

• Материал для разметки.

• Набор для исследовательской деятельности:

– емкости для снега и воды;

– формочки для заморозки;

– палочки для измерения глубины снега;

– лупа;

– др.

Таким образом, следует отметить, что правильная организация и проведение прогулок содействует общему и всестороннему развитию. Кроме того целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка. Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки. Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.

Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений.

Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок – подвижные игры. Они не только поднимают настроение – они укрепляют здоровье, предупреждают простуду – движение в этом случае просто необходимо!

(слайд 8) Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе по выявлению влияния подвижных игр на прогулке в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы выявить уровень физического развития у детей старшего дошкольного возраста, было организовано и проведено исследование на базе МБДОУ д/с №12 МО горд – курорт Анапа.

В ходе проведения экспериментальной части исследования, были выбраны 10детей определенной возрастной категории (5-7 лет).

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: 1)предварительное тестирование, 2)проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных игр, 3)контрольное тестирование.

На экране результаты исходного уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень — 1 ребенок, что составляет 10 %

Средний уровень – 5 детей — 50 %

Низкий уровень — 4 ребенка – 40 %

(слайд 9) Организация двигательной и игровой деятельности проводилась с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивало высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Особое внимание уделялось развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств

(слайд 10) В конце эксперимента детям исследуемой группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности по той же методике.

На экране показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста на конец эксперимента:

Высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 20%

Средний уровень – 7 детей- 70%

Низкий уровень — 1 ребёнок – 10 %

(слайд 11) По итогам диагностики выявились различия по всем применявшимся тестам. Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 5-7 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в исследуемой группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр на прогулке.

(слайд 12) Благодарю за внимание!

Источник

Елена Меркулова
Особенности планирования работы с детьми на прогулке в летний период

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старший воспитатель должен подобрать необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).

Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное.

Развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов.

Задачи прогулки:

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным селом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять.

Задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Структура прогулки.

Наблюдение.

Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.

Труд детей на участке.

Индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, космонавтов, больницу и т. д.). Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения. (В нашем детском саду по плану 1 раз в неделю физкультурное занятие выносится на улицу).

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение. Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Источник