Развитие ребенка связано с ситуационными изменениями

Развитие ребенка связано с ситуационными изменениями thumbnail

«Не
навреди!».
Ни одно исследование или эксперимент
с участием людей не должны причинять
вред психическому или физическому
здоровью. Но, если после­днего избежать
относительно легко, то определить, что
может нанести ущерб пси­хическому
здоровью человека, довольно трудно.

В социологических и
психологических исследованиях, объектом
которых является человек, степень риска
должна быть минимальной, то есть не
должна превышать ту, с которой человек
может столкнуться в повседневной жизни
или при выполнении обычных психологических
тестов.

Получение добровольного
согласия.
Испытуемый
должен участвовать в исследова­нии
добровольно, получать полную информацию
о содержании и возможных по­следствиях
эксперимента и что недопустимо добиваться
чьего-либо согласия на участие в
исследовании, предлагая денежное
вознаграждение. Дети младшего воз­раста
могут участвовать в эксперименте только
с разрешения родителей. Дети старше 8
лет и взрослые должны дать свое собственное
согласие. Исследователь должен быть
очень осторожным, используя различные
формы убеждения. Кроме того, и дети, и
взрослые имеют полное право в любой
момент отказаться от дальнейшего участия
в исследовании.

Конфиденциальность.
Необходимо соблюдать конфиденциальность
инфор­мации, полученной в результате
исследования. Никакие организации или
частные лица не должны иметь доступа к
сведениям, сообщенным респондентами о
близких им людях, их мыслях и фантазиях.
То же самое касается и результатов
тестирова­ния.

Осведомленность о
результатах.

Участники имеют право получить инфор­мацию
о результатах исследования в доступной
для их понимания форме. Если в эксперименте
участвуют дети, о результатах можно
сообщить родителям.

Привилегии участников.
Ребенок, участвовавший
в исследовании, имеет те же привилегии,
что и взрослый. Права участников
исследования еще не определены до конца.
Тем не менее многие исследования сегодня
могут быть запрещены по этическим
соображениям.

7. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные.

Возрастная психология
отмечает те сравнительно медленные, но
основательные количественные и
качественные изменения, кото­рые
происходят в психике и поведении детей
при их переходе из одной возрастной
группы в другую. Обычно эти изменения
охваты­вают значительные периоды
жизни, от нескольких месяцев для
мла­денцев до ряда лет для детей более
старшего возраста. Эти измене­ния
зависят от так называемых «постоянно
действующих» факторов: биологического
созревания и психофизиологического
состояния орга­низма ребенка, его
места в системе человеческих социальных
отноше­ний, достигнутого уровня
интеллектуального и личностного
развития.

Возрастные изменения
психологии и поведения данного типа
на­зываются эволюционными,
так как они связаны со сравнительно
медленными количественными и качественными
преобразованиями. Их следует отличать
от революционных,
которые, являясь более глубокими,
происходят быстро и за сравнительно
короткий срок. Такие изменения обычно
приурочены к кризисам возрастного
раз­вития, возникающим на рубеже
возрастов между относительно спо­койно
протекающими периодами эволюционных
изменений психики и поведения. Наличие
кризисов возрастного развития и связанных
с ними революционных преобразований
психики и поведения ребенка явилось
одним из оснований для разделения
детства на периоды возрастного развития.

Важными аспектами в
изучении развития психики были
соотне­сение качественных и
количественных параметров этого
процесса, анализ возможностей
революционного и эволюционного путей
ста­новления психического. Частично
с этим связывался вопрос о тем­пе
развития и возможности его изменения.

Первоначально, исходя из
теории Дарвина, психологи, как го­ворилось
выше, считали, что развитие психики
происходит посте­пенно, эволюционно.
При этом существует преемственность
при переходе от стадии к стадии, а темп
развития строго фиксирован, хотя частично
может ускоряться или замедляться в
зависимости от условий. Работы Штерна,
в частности его идея о том, что темп
раз­вития психики индивидуален и
характеризует особенности данно­го
человека, несколько поколебали этот
взгляд, зафиксированный Холлом и
Клапаредом. Однако естественнонаучные
постулаты, доказавшие связь психического
с нервной системой, не позволяли
подвергнуть сомнению поступательный
характер развития психи­ки, связанный
с постепенным созреванием нервной
системы и ее совершенствованием. Так,
П. П. Блонский,
связывавший развитие психики с ростом
и созреванием, доказывал невозможность
его ус­корения, так как темп умственного
развития, по его мнению, про­порционален
темпу соматического развития, которое
не может быть ускорено.

Однако работы генетиков,
рефлексологов, психиатров, психо­аналитиков
показали, что нервная система человека
является продуктом его социального
развития. Это доказывали и эксперименты
бихевиористов, продемонстрировавшие
гибкость и пластичность психики при
формировании и переформировании
поведенческих актов, а также работы И.
П. Павлова, В. М. Бехтерева

и других уче­ных, которые установили
наличие достаточно сложных условных
рефлексов у маленьких детей и животных.
Таким образом, было доказано, что при
целенаправленной и четкой организации
среды можно добиться быстрых изменений
в психике ребенка и существен­но
ускорить его психическое развитие
(например, при обучении оп­ределенным
знаниям и умениям). Это привело некоторых
ученых, в частности российских лидеров
социогенетического направления, к мысли
о том, что возможны не только эволюционные,
но и револю­ционные, скачкообразные,
периоды в развитии психики, при кото­рых
происходит резкий переход накопленных
количественных из­менений в качественные.
Например, исследования подросткового
периода привели А.
Б. Залкинда
к мысли
о его кризисном характере, обеспечивающем
резкий переход на новую стадию. Он
подчерки­вал, что такой качественный
скачок определяется тремя процесса­ми
— стабилизационными, которые закрепляют
прежние приобре­тения детей, собственно
кризисными, которые связаны с резкими
изменениями в психике ребенка, и
появляющимися в этот период новыми
элементами, характерными уже для взрослых
людей.

Однако в целом развитие
психики все же характеризовалось
боль­шинством психологов как
преимущественно эволюционное, а
воз­можность полностью изменить
направленность и индивидуальные
особенности процесса, была постепенно
отвергнута. Идея же о со­четании
литических и критических периодов в
становлении психи­ки позднее была
воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений,
которые могут рассматриваться как
признак развития, связан с влиянием
конкретной социальной си­туации. Их
можно назвать ситуационными.
Такие изменения вклю­чают в себя то,
что происходит в психике и поведении
ребенка под влиянием организованного
или неорганизованного обучения и
вос­питания.

Возрастные эволюционные
и революционные изменения психики и
поведения обычно устойчивы, необратимы
и не требуют системати­ческого
подкрепления, в то время как ситуационные
изменения пси­хологии и поведения
индивида неустойчивы, обратимы и
предполагают их закрепление в последующих
упражнениях. Эволюционные и революционные
изменения преобразуют психологию
человека как личности, а ситуационные
оставляют ее без видимых перемен,
затра­гивая лишь частные формы
поведения, знания, умения и навыки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти) человека от рождения до старости.

Предмет возрастной психологии— есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на: эволюционные, революционные и ситуационные.

К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста).

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1. Выявление и обоснование возрастных норм различных психофизиологических и социальных функций

2. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития и их зависимости от условий развития социальной среды

3. Исследование процесса взросления во всем многообразии его проявления и с учетом роли ранних (предшествующих) периодов жизни

4. Прогнозирование содержания психического развития на разных этапах онтогенеза и факторов, которые могут повлиять на это развитие.

Структура возрастной психологии:

Детская (дошкольного возраста, младшего школьника, подростка) психология;

психология юности;

психология зрелого возраста;

психология старости.

Вопрос № 2.

Проблемы возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии.

Как известно, проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг человека, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл.

То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.

Однако, точно сказать, в какой степени психическое развитие человека на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одна из конкретных разновидностей этой проблемы — относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие человека.

Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей человека? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей людей: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у человека к определенному виду деятельности, например, музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?

Четвертая проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это — не недостатки, а достоинства, заключающиеся в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения человека. Так что же больше влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития — интеллектуальное и личностное — определяют его в целом?

Основные понятия возрастной психологии

Основными понятиями возрастной психологии являются: психическое развитие, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, центральное психическое новообразование, возраст, сензитивность.

Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Сущность психического развития заключается в разви­тии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникно­вения в действительность.

Источниками разви­тия являются:

-взаимодействие ребенка с действительность, главным обра­зом социальной, со взрослым ( Л. С. Выготский);

-усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продук­тах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

Условиями психического развития личности являются:

-общечеловеческие и индивидуальные органические особенно­сти, а также ход их созревания в онтогенезе;

-социальные условия (человеческая среда).

Движущей силой развития является отношение между лично­сть и ее социальной средой, обозначенные Л. С. Выготским как со­циальная ситуация развития личности. Под социальной ситуацией развитияпонимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждо­го возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Л. И. Божович).

Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. Признаком перехода от одной стадии развития к другой будет яв­ляться смена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ре­бенка к действительности.Ведущая деятельность— это наиболее часто встречащаяся на данном этапе развития деятельность, кото­рой ребенок отдает больше всего времени.

Именно в контексте ведущей деятельности возникат специфи­ческие для данной возрастной стадии психологические новообразо­вания. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутренняя и внешняя жизнь, весь ход его развития в дан­ный период (Л. С. Выготский). Центральные новообразования являют­ся ведущими для всего процесса развития на данном возрастном эта­пе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе.

Процессы развития, связанные с основными новообразования­ми, называются центральными линиями развития, все другие, совершающиеся в данном возрасте, — побочными линиями развития.

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменят всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и соци­альной действительность. Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего воз­раста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Точное определение возрастных этапов сложно, так как разви­тие происходит непрерывно. Каждый такой этап представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая оп­ределяет роль и удельный вес каждого отрезка линии развития, и называется возрастом. Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (П. П. Блонский). В от­носительно устойчивые (стабильные) периоды развитие совершает­ся, главным образом, за счет малозаметных изменений личности ре­бенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачко­образно складываются в какие-либо новообразования. Стабильные периоды развития сменятся кризисами.

В этих периодах на протяжении короткого отрезка времени со­средоточены резкие кардинальные изменения и переломы личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный характер.

Еще одним важным понятием возрастной психологии является понятие «сензитивный период развития». Сензитивный период раз-вития — это период в жизни человека, обеспечиващий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Вопрос № 3.



Источник