Развитие ребенка в кружках цель

Олеся Отрубейникова
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Ястребова С. С., заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Вакуленко Т. Б., ст. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Отрубейникова О. А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Клеева Е. В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является рассмотрение его как части среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни

Ю. С. Мануйлов

На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.

Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.

Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей.

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Программы дополнительного образования в нашем ДОУ разработаны в соответствии с:

ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.

И предусматривают развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;

необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

нормы нагрузки на ребёнка.

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Основанием организации работы кружка являются:

1. социальный заказ (опрос родительского сообщества);

2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.

В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.

В нашем ДОУ организованы следующие дополнительные бесплатные услуги:

«Сыпучие картинки» (ОО художественно-эстетическое развитие) разработала Горчакова Л. Б

Целью программы является создание условий для художественно-эстетического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

4. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

5. Снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения;

6. Развитие художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

Развитие плавности, изящества и точности движений;

• Умения работать кистью и пальцами обеих рук;

• Координации руки и глаза;

• Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

«Пластилиновая фантазия» (ОО художественно-эстетическое развитие) Даренская Л. О, Степанова О. Н.

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Цель: организация досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;

2. Развивать мелкую моторику.

3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

«Здоровячок» разработала Отрубейникова О. А. (ОО физическое развитие)

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Работа кружка способствует созданию двигательного режима, направленного на оптимизацию двигательной активности детей в детском саду.

Основным направлением дополнительной программы «Здоровячок» является воспитание здорового образа жизни воспитанников

Цель: создание условий для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

Задачи программы:

1. Обучать способам, формам и методам укрепления здоровья;

2. Развивать двигательную активность и способность её регулировать;

3. Воспитывать потребность в ЗОЖ воспитанников.

«Кукляшки» разработала: Кропотина О. В. (ОО художественно-эстетическое развитие)

Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности ребёнок решает многие проблемные ситуации от какого-либо персонажа. Ребёнок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребёнка.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, песни, сказки, небылицы) с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок и др. театральных атрибутов;

2. Развивать творческие и артистические способности детей, пополнять активный словарь;

3. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к художественной литературе.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников, т. е. ориентировано на разностороннее развитие личности ребёнка.

Взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его).

Воспитательная среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) – среда обитания дошкольника, благоприятная для формирования у ребёнка положительных качеств; это ближайшее окружение, т. е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, группа, воспитатели и т. д.

Воспитательное пространство предоставляет воспитаннику:

свободу выбора ребёнком деятельности (её содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;

построение диалоговых отношений со сверстниками;

более интенсивное проживание различных ролей

освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т. д.

Приведённые определения воспитательного пространства не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями. Так как воспитательное пространство обладает потенциалом – возможностями для развития (инновационным, творческим и пр., взаимодействие основной образовательной деятельности и кружковой работы в процессе создания воспитательного пространства предполагает развитие и реализацию личностных потенциалов воспитанников, то есть их возможностей и способностей без этого пространство будет мертвым.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги являются частью создания единого воспитательного пространства в нашем ДОУ.

Источник

Людмила Качалова
Консультация «Кружковая деятельность в системе дополнительного образования»

«Кружковая деятельность

в системе дополнительного образования детей»

Автор работы: педагог ОДОД Качалова Л. Л.

Санкт-Петербург

2019 год

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.

Указом Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» дан целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами к 2020 году в 70-75%, что фактически определило повышение вовлеченности детей в дополнительное образование в качестве приоритета государственной образовательной политики в долгосрочной перспективе.

КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело — внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.

В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин, по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:

— улучшение воображения и повышение креативности;

— увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;

— улучшение внимания и способности к концентрации;

— развитие памяти и мышления;

— развитие общительности и сопереживания;

— расширение кругозора;

— самосовершенствование.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.

Для более глубокого изучения школьного предмета «Литературное чтение», во время внеурочных занятий дети посещают кружок «Волшебный мир книг».

Руководителем кружка разработана программа, структура и содержание которой отвечают общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности и методическое обеспечение. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.

Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы: методы поиска решений творческих задач: «мозговой штурм», морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.

Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

— Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

— Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

— Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

— Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «О дополнительном образовании» //https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. 512 с.

3. Антропова Е. В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/05/differentsirovannyy-podkhod-v

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. — Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998

5. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы — — с. 41-43.

8. Майорова Т. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО // ***festival.1september.ru/articles/651905/

9. Петрова Н. Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО // ***nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)

11. Хабибуллина Р. Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС // *** pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-lichnostnyh-i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-501036

Источник