Развитие ребенка в изобразительной деятельности от рождения до школы

Развитие ребенка в изобразительной деятельности от рождения до школы thumbnail

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительной деятельности

для детей 5-6 лет (старшая группа)

автор Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Авторы – составители:

воспитатели: Городецкая С.В.

2017 — 2018 учебный год.

Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

  • Устав МБДОУ № 175

  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175

Особенности детей старшей группы «Радуга»

На начало учебного года в группе ___ человека – ___ девочек (___) и ____ мальчиков (___). Старшая группа от 5 до 6 лет.

По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:

  • ___ детей имеют I группу здоровья;

  • ___ детей имеют II группу здоровья из них: ___ ребенка — IIб; ___ ребенок — IIа;

  • ___ребенок имеет III группу здоровья.

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе ___ семей (88%) – полные семьи,

___семей (___) – неполные семьи.

Уровень жизни детей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы:

— русские – ___ семья (___),

— другой национальности – ___ семьи (___).

В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.

По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне — ___, однако в группе имеются ___ детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.

Наиболее низкие результаты по образовательным областям ___, ___ показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.

На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

В течение этого учебного 2017-2018 года будут также продолжаться регулярные занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Направление программы – художественно – эстетическое развитие детей.

Цели:

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения.

Задачи:

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.

Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать учить изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно.

Продолжать учить пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивать краски.

Рисование.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов: (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Формировать умения правильно передавать расположения частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать закреплять умение выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета используемые в росписи.

Лепка.

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из пластилина (пластической массы). Закреплять приёмы лепки, учить прищипыванию с лёгким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки, клюв). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приёмами использования стеки.

Аппликация.

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов.

Читайте также:  Развитие ребенка реферат по медицине

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём скругления углов. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат на треугольники и т. д.)

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Объем программы:

  1. по рисованию –2 раза в неделю. В месяц –8 занятий, в год –72 занятия;

  2. по лепке – 2 раза в месяц, в год – 18 занятий;

  3. по аппликации – 2 раза в месяц, в год – 18 занятий.

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине НОД проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

— НОД (занятия)

— беседы,

— наблюдения,

— рассматривания,

— игровые занятия с цветом,

— элементарные опыты с цветом и красками,

— наблюдения на экскурсиях,

— проблемно-игровые ситуации,

— ознакомление с жанрами искусства (репродукции)

— рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д. В группе созданы необходимые условия реализации программы.

Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых актуально развивать мелкую моторику, здесь ведется работа по лепке, оборудован изо-уголок, дающий детям право выбора материалов для самовыражения через разные изобразительные техники

  1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности и материалов для изо — деятельности.;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, а поддержка детской инициативы;

создание разных пространств для предъявления продуктов детской деятельности:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской деятельности.

-детское портфолио, которое собирает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по оформлению спектаклей, группы к праздникам и др. – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

  1. Самостоятельная деятельность детей;

  2. Педагогическая диагностика

Диагностика изо деятельности детей 4-7 лет

(на основе диагностики Т.С. Комаровой)

Анализ продуктов детской деятельности

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Методы и приемы по изо деятельности:

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный):

-наблюдение;

— обследовании предметов и картин и иллюстраций;

-беседа.

Репродуктивный метод обучения изо деятельности- применяется для закрепления путем упражнения.

Игровой метод:

— создание игровой мотивации;

— поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая подчиняется игровой;

— игровые действия должны совпадать с изобразительными.

— методы стимулирования,

— организации и контроля.

— методы изложения;

— методы организации самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

  • Выделять изобразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании:

  • Изображать предметы и явления, используя умения передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов: карандашей, красок(гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков.

  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

  • Создавать коллективные композиции сюжетного и декоративного содержания.

В лепке:

  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации:

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой (квадрат и прямоугольник, полоски), по диагонали (треугольники), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур

Содержание занятий:

Рисование.

Диагностическое занятие.

Диагностическое занятие.

«Картинка про лето»

«Знакомство с акварелью»

«Космея»
«Укрась платочек ромашками»

«Яблоня с золотыми яблоками»

«Чебурашка»

«Что ты больше всего любишь рисовать»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

«Осенний лес»

«Идёт дождь»

«Весёлые игрушки»

«Дымковская слобода»

«Девочка в нарядном платье»

«Знакомство с городецкой росписью»

«Городецкая роспись»

«Как мы играли в игру «Медведь и пчёлы»

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

«Создание игры «Что нам осень принесла»

«Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

«Сказочные домики»

«Закладка для книги»

«Моя любимая сказка»

«Грузовая машина»

«Роспись олешка»

«Рисование по замыслу»

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

«Зима»

«Большие и маленькие ёлки»

«Птицы синие и красные»

«Городецкая роспись деревянной доски»

Рисование по замыслу

«Снежинка»

«Наша нарядная ёлка»

«Усатый — полосатый»

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

«Что мне понравилось на новогоднем празднике»

«Дети гуляют зимой на участке»

«Городецкая роспись»

«Машины нашего города»

«Как мы играли в игру «Охотники и зайцы»

« По мотивам городецкой росписи»

«Нарисуй своих любимых животных»

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

«Красивое дерево зимой»

«По мотивам хохломской росписи»

«Солдат на посту»

«Деревья в инее»

«Золотая хохлома»

«Пограничник с собакой»

«Домик трёх поросят»

1

1

1

1

1

1

1

Март

«Нарисуй, что интересного произошло в детском саду»

«Дети делают зарядку»

«Картинка маме к празднику 8 Марта»

«Роспись кувшинчиков»

«Красивые цветы»

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»)

Рисование по замыслу

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

«Нарисуй какой хочешь узор»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

«Это он, это он, ленинградский почтальон»

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

«Роспись петуха»

«Спасская башня Кремля»

«Гжельские узоры»

Рисование по замыслу «Красивые цветы»

Читайте также:  Семиотическая функция для развития ребенка

«Дети танцуют на празднике в детском саду»

Рисование по замыслу

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

«Салют над городом в честь праздника Победы»

«Роспись силуэтов гжельской посуды»

«Цветут сады»

«Бабочки летают над лугом»

«Картинки для игры «Радуга»

«Цветные страницы»

Диагностические занятия

Диагностические занятия

1

1

1

1

1

1

1

1

Лепка.

Приме-

чание.

Сентябрь

Диагностическое занятие

«Грибы»

1

1

Октябрь

«Красивые птички»

«Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»

«Козлик»

1

1

1

Ноябрь

«Олешек»

«Вылепи свою любимую игрушку»

1

1

Декабрь

«Котенок»

«Девочка в зимней шубке»

1

1

Январь

«Снегурочка»

«Зайчик»

1

1

Февраль

«Щенок»

Лепка по замыслу

1

1

Март

«Кувшинчик»

«Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи)»

1

1

Апрель

«Петух»

«Белочка грызет орешки»

1

1

Май

«Сказочные животные»

Диагностическое занятие

1

1

Аппликация.

Приме-

чание.

Сентябрь

Диагностическое занятие.

«На лесной полянке выросли грибы»

1

1

Октябрь

«Блюдо с фруктами и ягодами»»

«Наш любимый Мишка и его друзья»

1

1

Ноябрь

«Троллейбус»

«Дома на нашей улице»

1

1

Декабрь

«Большой и маленький бокальчики»

«Новогодняя поздравительная открытка»

1

1

Январь

«Петрушка на елке»

«Красивые рыбки в аквариуме»

1

1

Февраль

«Матрос с сигнальными флажками»

«Пароход»

1

1

Март

«Сказочная птица»

«Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»

1

1

Апрель

«Наша новая кукла»

«Поезд»

1

1

Май

«Весенний ковер»

Диагностическое занятие

1

1

Дидактическое обеспечение:

  1. На казаке и рогожа пригожа (знакомство с казачьим костюмом),

  2. Русское народное творчество в воспитании детей – альбомы:

  1. гжель,

  2. жостовский букет,

  3. матрешки,

  4. городецкая роспись,

  5. хохломская роспись,

  6. тульский самовар,

  7. дымковская игрушка,

  8. филимоновские игрушка и свистулька,

  9. каргопольская игрушка,

  10. богородская игрушка,

  11. урало – сибирская роспись,

  12. онежская роспись,

  1. Солнечная керамика.

  2. Предметы декоративного промысла.

  1. Матрешки.

  2. Ложки.

  3. Стаканы, доски.

  4. Богородские игрушки.

  • Альбомные листы,

  • гуашевые краски,

  • акварельные краски,

  • цветные карандаши,

  • простые карандаши,

  • фломастеры, мелки,

  • кисти для рисования,

  • кисти для клея,

  • подставки под кисти,

  • салфетки,

  • клеенки,

  • ножницы,

  • цветная бумага,

  • пластилин,

  • стеки,

  • зубные щетки, расчески,

  • трубочки,

  • ватные палочки,

  • штампы, печати, трафареты,

  • макароны, крупы, пуговицы,

  • образцы бумаги разной текстуры,

  • раскраски.

Список литературы:

  1. УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

  3. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Источник

Программа «Детство»

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Её девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить».

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

-способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

-подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

-знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Программа «Радуга».

Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Основные цели программы:

-обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

-обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

-всестороннее и своевременное психическое развитие;

-формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

-приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали) .

В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому данная сфера представлена в виде двух самостоятельных подразделов.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка что это такое

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полно-ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

«Изобразительная деятельность» во всех группах осуществляется как часть занятий по развитию речи, лепке, аппликации, конструированию.

Программа «Гармония развития»

 автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Лениградского государственного университета им. А. С. Пушкина Д. И. Воробьева, уникальна, ее отличает концепция интеллектуально-художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Автору удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхностности, излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что, опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьева выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития.

Занятия по изобразительной деятельности используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности). Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. В программе впервые затрагивается необходимость присвоения ребенком такого социального опыта, который закодирован в структуре труда художника. Предлагаемая программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка строится на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что на новой основе организует как саму изобразительную деятельность, так и весь педагогический процесс в целом. Заданностью определенных педагогических условий мы помогаем ребенку самостоятельно и с помощью взрослых освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

Продуктивная изобразительная деятельность в данной программе составляет один из блоков содержания программы и включает рисование, аппликацию, лепку, конструирование.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» преимущественно уделяет внимание техническим умениям и навыкам, программа «Радуга» основывается на воспитании эмоциональности и развитии эстетических чувств, программа «Детство» старается учитывать все стороны художественной деятельности, опираясь на методики проблемного обучения. Программа «Гармония развития» основана на гармоничном развитии личности ребенка. Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся по разным программам. Автором выяснено, что к концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают практически одинаковых результатов, однако в течение изучаемого периода (от 4-5 до 6-7 лет) развитие внутренних компонентов художественной деятельности происходит по-разному. В зависимости от обучающей программы выявились особенности динамики развития характеристик художественной деятельности. Особенностью развития детей в типовой программе является плавность изменений компонентов художественной деятельности с возрастом. Дети данной группы от возраста к возрасту довольно равномерно повышают уровень развития своих умений и навыков, и к концу дошкольного возраста достигают требуемого уровня развития художественной деятельности относительно своего возраста и детей из других групп. У детей из группы «Детство», наоборот, отмечается замедленность формирования внутренних компонентов художественной деятельности на начальном этапе и резкое, скачкообразное их развитие — на последующих. Отличия также выражаются и в неравномерности развития отдельных компонентов художественной деятельности в зависимости от обучающей программы. Так, в группе детей, обучающихся по типовой программе, на протяжении всех этапов исследования прослеживалась четкая тенденция наибольшего развития технических компонентов художественно-изобразительной деятельности, таких как «Передача типичных характеристик объекта», «Технические умения и навыки» и «Особенности композиции». В группе обучающихся по программе «Радуга» наиболее высоких результатов, по сравнению с детьми из других групп, достигали дети по таким показателям, как «Эмоциональность», «Особенности проявления творчества» и «Эмоциональное восприятие картин». Дети же из группы «Детство», отличаясь низкими результатами (по сравнению с остальными детьми) в 4-5 и 5-6-летнем возрасте практически по всем показателям, к 6-7 годам по всем показателям добивались таких же результатов, как и дети из других групп. Дети, обучающиеся по типовой программе, достигли наибольших результатов в технике изображения и структурного построения рисунка; программа «Радуга» более успешно обеспечивает развитие творческого отношения и эмоциональной вовлеченности в процесс создания и восприятия художественных образов; программа «Детство» более сложным и более медленным путем добивается одинаковых, а в ряде случаев и лучших результатов по всем сравниваемым показателям. Кроме того, анализ программ показал, что в разделе «Изобразительная деятельность» только в программе «Гармония развития» выделены показатели по видам изодеятельности: рисованию, лепке, аппликации. В остальных программах данные разделы не прослеживаются. Таким образом, развитие у детей изобразительной деятельности осуществляется по-разному в зависимости от программы обучения, развития и воспитания в ДОУ. В целом, теоретический анализ позволил установить, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, развивает мышление, внимание, фантазию, восприятие мира, учит ребенка аккуратности, усидчивости, развивает технические навыки. Занятия лепкой, аппликацией, рисованием пробуждает у ребенка желание познавать новое, учиться. Кроме того, подготовка к занятию и уборка после приучают к трудолюбию и порядку. Именно в дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к творчеству. Позже он угасает и пропадает вовсе. Значительное влияние изобразительная деятельность оказывает на эстетическое воспитание: прививает чувство прекрасного, воспитывает умение видеть настроение образа, развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Источник