Развитие ребенка в изобразительной деятельности доу

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Виды изобразительной деятельности

В дошкольном возрасте  изобразительная деятельность включает такие виды занятий:

1). Рисование;

2). Лепка;

3). Аппликация;

4). Конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников

К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими — делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание — изобразить то, что видят в окружающей действительности.

Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира.

Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.

Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений в разном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.

Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета — цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация.

К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя — создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. 3 Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты.

Читайте также:  Здоровый ребенок законы роста и развития аномалии конструкции

Формированию у детей оценочного отношения к результатам рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель может заранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этом ребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ.

Педагог должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивали рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому. 4 Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельности

Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Однако дети 4-5 лет, как уже отмечалось в главе «Развитие детей», еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.

Задачи обучения изобразительной деятельности

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.

Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.

Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.

Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.

Читайте также:  Основные закономерности роста и развития ребенка

Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.

Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Задачи воспитания, которые решаются при ознакомлении детей с произведением искусств

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение.

Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»). Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения. Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Источники

1. Библиотека

2. Социальная сеть работников образования

3. Библиофонд

Источник

Любовь Пироженко
Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста.

В детях с самых ранних лет

Читайте также:  Социальная система развития у ребенка

должны развивать чувство

изящного, как один из

первейших элементов

человечности.

В. Белинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественно – творческая деятельность.

В дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, используя нетрадиционные материалы и техники, дети развиваютопределенные способности: уточняют свои представления о цвете, зрительную оценку формы и размера предметов и их частей, ориентирование в пространстве, чувство цвета, у них развиваются воображение, мышление, речь,а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. На таких занятиях дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

— внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

— кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Все виды художественно – творческой деятельности тесно связаны с

различными разделами программы. В процессе занятий по ознакомлению с

окружающим миром, в том числе с природой; по развитию речи, по чтению

произведений художественной литературы дети получают разнообразные

впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это

обогащает их опыт и образное содержание любой художественной

деятельности, способствует развитию мышления.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает

разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им,

огорчается, если что-то не получается. Старается добиться

удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки,

отказывается заниматься. В работе над изображением ребенок приобретает

различные знания, уточняются и углубляются его представления об

окружающем мире, он овладевает новыми для него изобразительными

навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и

учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его

психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или

иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание

того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное

творчество ребенка, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам

придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда

создается изображение по заданию воспитателя, определяя композицию,

цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные

дополнения.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются

нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до

конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать

трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение

объединяться для общего дела, договариваться, стремление помочь друг

другу.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе

изобразительной деятельности определяется тем, что дети передают свои

впечатления, полученные в окружающей жизни. При создании образа

действительности или литературного персонажа, картины у детей

уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые

являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно

образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных

формах и пространственном положении предметов окружающего нас мира,

различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети узнают различные

материалы (бумагу, краски, пластилин, мелки и др., знакомятся с их

свойствами, приобретают навыки работы с ними. Дети узнают орудия труда

человеческой деятельности – кисть, карандаш, ножницы и усваивают

способы действия с ними. У детей складывается эстетическое отношение к

изображаемому объекту, и к самому процессу изображения.

Изобразительная деятельность, один из путей воспитания чувства

прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни

общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре,

произведениях декоративного искусства, формирования потребности

изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

В процессе изобразительной деятельности у детей закладывается

интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которой

впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Источник