Развитие ребенка в игре по фгос до

Игровая деятельность дошкольников в свете ФГОС ДО

 Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

 Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

 В свете современных требований выделяются два возможных  пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым путем —  игра рассматривается как  деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

Это когда взаимодействие взрослого с детьми строится  на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок. Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры:

     — для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

     — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.

    — взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: 

младенческий этап (два месяца — один год) — предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

  • раннее детство (один-три года) — игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три — восемь лет) — более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

 Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации игры:

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников 

Виды

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): 

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  •  игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
  • подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка на разных возрастных этапах

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра 

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Театрализованная игра 

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Сюжетно-ролевая игра 

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Развитие в условиях ФГОС 

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры.

Две модели поведения взрослого:

  • взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
  •  взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

  1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
  2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
  3.  Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
  4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
  5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.
  6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
  7.  Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.
  8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
  9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
  10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.
  11.  Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
  12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
  13. Обучать умению договариваться.
Читайте также:  Развитие ребенка от 3 до 6 лет социальная ситуация развития возраста

Игра эксперимент — вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений. Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки. «Как распространяется звук» С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука. 

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

  • абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;
  • занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;
  •  держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;
  • брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;
  • помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;
  • уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;
  • в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям. 

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Источник

Мзия Болотаева
Игровая деятельность в условиях ФГОС

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

1. «Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)

2. Игра — ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте

3. Ребёнок живет в игре.

И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

4. Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так,

чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

5. Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов

6. Классификация игр

Фридриха Фребеля: немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

7. Классификация игр Карла.Гросса: немецкий психолог,

8.Януша Корчака: выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

9. Классификация игр

С. Л. Новосёловой: советский психолог, доктор психологических наук

10. Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные

11. Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО

12. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования вназывают «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5,называются:

Читайте также:  Примерная таблица развития ребенка до года

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит — успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

13. Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня

14. Н О Д включает разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим 5 образовательным областям областям.

15. Стадии дидактической игры

16. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию

досуговых,

подвижных,

театрализованных игр,

игр с правилами,

организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Роль воспитателя:

воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

17. Свободная деятельность сопровождается

организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований)

организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя:

• воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

18. Развитие и педагогическая поддержка игры в соответствии с возрастом воспитанников

19. ОРГАНИЗАЦИЯ театрализованных игр

20. Театрализованные игры

позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

21. Младший дошкольный возраст

Активизация интереса к наблюдению театрализованной постановки взрослого

Самостоятельная игра-имитация на основе литературного или фольклорного текста

Переход от имитаций действий к передаче эмоции

22. Средний возраст

Переход ребенка от игры «для себя» к театрализованной игре, ориентированной на зрителя

Переход от передачи в игре простого образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение, состояние героя.

Освоение разных видом игры – драматизации, настольного театра (мягкой игрушки, вязанный, конусный, плоскостных фигур)

К концу года – постановка коротких спектаклей

23. Старший возраст

Углубление театрально-игрового опыта

Освоение разных видов игры-драматизации и режиссерской игры

Образно-игровые этюды

Проявление детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов и оформлении

24. ОРГАНИЗАЦИЯ

сюжетно-ролевых игр

по программе «Детство»

25.Младший возраст:

Цель: Развивать игровой опыт дошкольников, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира. Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками

26.Средний возраст:

Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей:

-развивать все компоненты детской игры;

-создавать содержательную основу для развития игровой деятельности;

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

27. Старший возраст

Цель: Обогащать игровой опыт дошкольников, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Создавать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

28. ОРГАНИЗАЦИЯ

строительно-конструктивных игр

29. Строительные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

30. ОРГАНИЗАЦИЯ

подвижных игр

31. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.

32. Классификация

33. В младших группах детям нравятся игры сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями

В средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их.

Детей старших групп надо научить разным способам деления на партии.

34. особенности проведения

подвижных игр на улице

35. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности

36. Планирование

37. Мл. возраст Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.)

38. Ср. возраст Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.

39. Старший возраст Огромное количество для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку.

Постепенно увеличивается количество правил, они

становятся сложнее.

Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

40. Спасибо за внимание

Источник