Развитие ребенка в год логопед
Этапы развития детской речи.
Часть 1: от 0 до 3 лет.
Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли
развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не
стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? В этой статье мы
постараемся рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.
Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска,
они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении,
причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель —
закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание».Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
Часть 2: от 3 до 7 лет.>>
Желаем успехов!
Источник
1 год — 1 год 6
месяцев.
Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода
появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются
жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к
полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но
если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их
качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти
понятия.
1 год 6 месяцев – 2 года.
Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются
правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять
простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В
словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.
2 года – 2 года 6 месяцев.
Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти.
Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются
вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными,
появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные,
начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством
общения не только со взрослыми, но и с детьми.
2 года 6 месяцев – 3 года.
Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о
событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные
элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для
ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные
предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда
правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или
рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы,
состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от
первого лица.
Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для
упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).
3 года – 4 года.
К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков
С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне»,
называет свое имя, пол, возраст.
Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает
падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с
существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными
женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает
использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые
значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому
предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или
обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью
окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части
речи.
Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики,
встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь
ребенка составляет 1200—1300 слов
Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно
запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает
несложные сюжетные картинки.
Начинает подбирать рифмы к словам.
В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются
слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток
(молоток), мазелин (вазелин).
4 года – 5 лет.
Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка –
дерево – растение».
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и
временные признаки: «скоро, потом, вокруг».
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения
словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические
признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и
нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко
— громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам
ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного
числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после
того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает
грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы,
…зеркала»
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются
смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также
отсутствие вибрантов Р, Р’.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни
допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить
большое количество стихотворных произведений наизусть.
5 лет – 6 лет.
Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить
рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической
последовательности.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с
помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и
третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк»
или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных
предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются
навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка
слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются
«звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить
различные интонации.
6 лет – 7 лет.
Овладевает связной речью, способен
составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в
нужной временной и логической последовательности.
Речь правильная, но возможны ошибки при
построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели
кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
Произношение всех звуков правильное.
Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением,
иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.
Словарный запас увеличивается до 3500
слов.
Присутствуют образные слова и выражения,
устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)
Продолжает развиваться фонематический
анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез –
составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и
слогов.
Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в
предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое
мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для
дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Если у
Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна
Источник
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»
Источник