Развитие познавательных процессов ребенка тест

Развитие познавательных процессов ребенка тест thumbnail

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Читайте также:  Значение игрушек для развития ребенка дошкольного возраста

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит.  Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует.  После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

Комплекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей

от 3 до 7 лет

ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.

• “Кружки” – выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине. Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разные, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его (“большой”, “маленький”).

• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям от начала

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д.

• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребенком создает конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.

Методы диагностики.

• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;

Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.

• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление).

Материал: детская пирамидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пирамидка в случайном порядке, и просят собрать пирамидку.

• Коробка форм (форма) – пространственные отношения.

Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик.

• Тест для детей 4 лет на интеллектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ти ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен выложить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.

•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника.

Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры представлены по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается

невыполненным, оценивается знаком «минус» (-), если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливать отношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.

• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.

• Дорисовывание фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5), на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.

Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ записывается и дается следующий листок.

Оценка: КО (коэффициент оригинальности) – количество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.

Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на количество детей в группе.

• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.

Материалы: набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.

ОЦЕНКА:

Низ. уровень – не выполнение задания.

Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).

Выс. уровень – самостоятельное выполнение.

•Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет (Соколова Ю.)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Дорисовывание фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.

• “Эталоны” — восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.

Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сапог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку, морковь, щётку, машинку, желудь, корзинку, коляску, гитару). Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: “Рассмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.

“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.

Правильное решение:

1 лист – ботинок, собака, машина, коляска;

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу заполненный

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов.

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правильные баллы минус штрафные.

• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) — логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)

Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например, три треугольника) и единицы (один треугольник).

Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество), а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.

• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.

• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания).

Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Задание дается в несколько этапов. «Сейчас я снова прочту, те же слова и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-ми ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.

• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.

Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левая колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные), правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).

Оценка результатов:

За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.

• “Схематизация” — наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.

Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвлёнными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).

Инструкция:

1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грибка, тогда найдете домик».

2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».

3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».

4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначала мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».

5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.

6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметьте его.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:

«Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою клеточку (дети рассматривают таблицу). А теперь давайте рассмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).

Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.

Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Источник