Развитие ребенка в год и четыре месяца девочка
Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр | Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл | Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр | Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
- Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
- Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
- Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
- Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:
- малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
- пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
- реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:
- удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
- легко переключают внимание с одного на другой предмет.
Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.
Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка
Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.
- С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
- Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
- Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
- В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.
- Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
- Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.
В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.
Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.
Поделитесь с друзьями:
Источник
Полезные знания о том, что в 1 год и 4 месяца должен уметь ребенок, помогут родителям успешно справиться с его воспитанием. Это сложный возраст. Малыш стремится к самостоятельности. Мама и папа должны направить его активность в нужное русло. Это ускорит развитие ребенка, уменьшит вероятность бытовых травм.
Особенности данного возраста
Ребенок с большим интересом наблюдает за окружающими его людьми, он копирует их поведение. У него появляются новые бытовые и поведенческие навыки, они могут носить положительный и отрицательный характер:
- вытирает запачканные руки, просит их помыть;
- выражая несогласие, пытается ударить.
В этот период важно хвалить малыша за хорошие поступки, мимикой, словами показывать, что расстроены его плохим поведением.
Физиологические особенности
Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.
Параметр | Девочка | Мальчик |
Рост (см) | 77-78,5 | 79,5-81 |
Вес (кг) | 10,3-11 | 11-11,3 |
Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.
Эмоциональное развитие
У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:
- кормит;
- качает, обнимает;
- носит на руках.
Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.
Интеллектуальное развитие
Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.
У ребенка идет интенсивное развитие мозга:
- начинает развиваться память;
- появляется понятие формы, цвета, расстояния;
- малыш учится оценивать величину предметов.
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Уровень развития мелкой моторики такой, что ребенок легко управляет ложкой во время еды, самостоятельно пьет из кружки.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.
Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Отличие девочек от мальчиков
Исходя из статистики, специалисты говорят, что девочки в физиологическом развитии немного опережают мальчиков в 1 год 4 месяца. На деле все индивидуально. Мальчики предпочитают игры с машинками, кубиками, оставляя куклы и кукольную посуду девочкам.
Малыши мужского пола уже в этом возрасте любят смотреть картинки с машинами, самолетами, мотоциклами. Девочки любят повторять поведение мам. Они любят посмотреть на себя в зеркало, пытаются расчесывать волосы себе, маме, папе, куклам.
В общей массе мальчики ленивее девочек. Многие позднее начинают говорить. Их активность больше направлена на движение, освоение пространства. При небольших отличиях в физическом развитии дети в 1 год 4 месяца имеют равный уровень поведенческой активности.
Какие игрушки подходят для этого возраста?
Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.
Размер рыбок, утят, кукол-голышей не должен превышать 10-15 см. Для прогулок тоже подходят наборы из пластика для песочниц.
Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.
Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:
- коляску для кукол;
- машины разного размера с кузовом и без него;
- каталки.
Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.
Занятия и игры для развития в год и четыре месяца
В 1 год 4 месяца начинают приучать карапуза к порядку. Самое простое занятие — уборка игрушек. Прибирать их нужно несколько раз в день, помогая и хваля ребенка. Способствуют развитию занятия, проводимые в форме игры. Нужно купить 1-2 пирамидки с кольцами разного цвета. Упражнения с ними помогают понять размер предмета (маленький, большой), его цвет. Занятия с пирамидками должны сопровождаться речью взрослого. Сначала все действия делает он, потом предлагает ребенку их повторить.
Медицинское сопровождение малыша в 1 год 4 месяца
Необходимо посетить участкового детского врача. Он проведет плановый осмотр, сделает все необходимые обмеры, выпишет направления на сдачу анализов:
- мочи;
- общий анализ крови.
Если у родителей возникают вопросы по поводу здоровья и развития ребенка, врач дает направление к узкому специалисту: ЛОР-врачу, окулисту, кардиологу, неврологу.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
На прогулках малыши видят собак. У одних они вызывают только положительные эмоции, у других — чувство ужаса. Чтобы избавить малыша от негативных эмоций, родителям необходимо:
- подарить мягкую игрушку, похожую на настоящую собаку;
- рассматривать картинки с изображением животных;
- познакомить с воспитанным псом.
Часто возникают проблемы с кормлением. У ребенка образуется много дел и развлечений более интересных, чем прием пищи. Поэтому дети в 1 год 4 месяца часто отказываются от еды. Маме не стоит впадать в панику, нужно подогревать интерес ребенка к еде красивой посудой, интересным оформлением блюд. Родители должны понимать, что их малыш в 1 год 4 месяца уже становится личностью со своим характером, желаниями, потребностями. Все взаимоотношения между ними должны строиться на уважении интересов малыша. При выборе игр нужно учитывать желание маленького человека.
Источник
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 – 8:00 | пробуждение |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:30 – 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 – 17:30 | полдник |
17:30 – 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 – 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 – 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Источник