Развитие ребенка в дошкольном возрасте схема

Развитие ребенка в дошкольном возрасте схема thumbnail

Социальная
ситуация развития

Познание
мира человеческих отношений и их
имитация. Ребёнок выходит из кризиса
3-х лет с желанием действовать автономно
и с системой самооценки. Благодаря
развитой речи и способности передвигаться,
он может чувствовать соразмерность
со взрослыми. Ребёнок понимает, что
взрослые делают что-то не на основе
умений (как делать), а на смысловой
основе (почему делать), в начале периода
у ребёнка ещё не развита
мотивационно-потребностная сфера.
Задача ребёнка в этом периоде –
развитие этих смыслов путём участия
в человеческих отношениях. Поскольку
взрослые ограждают его от этого
активного участия, ребёнок реализует
это стремление в играх, в которых он
моделирует мир взрослых и правила
функционирования в нём. Общение носит
характер внеситуативно-познавательного.
Противоречие
ССР

основная потребность ребёнка – жить
вместе с окружающими людьми, но жизнь
ребёнка проходит в условиях
опосредованной, а не прямой связи с
миром.

Ведущий вид
деятельности

Сюжетно-ролевая
игра – особая форма освоения
действительности путём её воспроизведения,
моделирования (ребёнок сначала
эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает всю систему человеческих
отношений). Предмет
деятельности
:
взрослый – носитель определённых
общественных функций. Структура
игры
: роль
– исполнение обязанностей, которые
накладывает роль; игровые
действия
– действия, свободные от
операционально-технической стороны,
действия со значениями, носят
изобразительный характер; сюжет
– отражаемая в играх действительность;
содержание
– то, что ребёнок выделяет как основной
момент деятельности взрослых; правила
– необходимые условия выполнения
игровых действий. К концу периода игры
приобретают «режиссёрский» характер.
С 5 лет начинаются конструктивные игры
(рисование, лепка), которые носят
гендерный характер. Значение
игры:

позволяет постигнуть систему отношений
между людьми и усвоить нормы поведения;
способствует развитию знаково-символической
функции сознания и речи; в игре дети
учатся общаться, согласовывать свои
действия с действиями другого, учатся
взаимопониманию и взаимопомощи;
вызывает качественные изменения в
психике ребёнка; формируются нравственные
чувства; обмен опытом; в результате
постоянного сравнения своего поведения
с поведением других, и оценки, у ребёнка
появляется возможность лучшего
осознания самого себя.

Центральные
новообразования

Соподчинение
мотивов

(одни имеют более сложное значение,
чем другие, что придаёт определённую
направленность всему поведению). В
этом возрасте можно наблюдать
преобладание обдуманных действий над
импульсивными. Благодаря этому
формируются настойчивость и умение
преодолевать трудности, возникает
чувство долга по отношению к другим
людям.Самосознание

возникновение осознания своего
ограниченного места в системе отношений
со взрослыми, стремление к осуществлению
общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности. Важные
составляющие самосознания – самооценка
и осознание своих переживаний.

Другие
новообразования

Произвольность
(как возможность приостановливать
аффект для оценки ситуации и
прогнозирования); Появление «внутреннего
мира»: научение дифференциации своих
состояний и переживаний как полностью
открытых другим людям; Способность к
обобщению переживаний (как появление
стойкого отношения, то есть чувств);
Нравственное развитие: переход от
принятия культурных и нравственных
норм как данности к сознательному их
принятию; Сформированная правильная
речь; Развитая непроизвольная память,
начало развития произвольной памяти;
Целенаправленное анализирующее
восприятие; Наглядно-образное мышление,
в конце периода – переход к
словесно-логическому мышлению;
Творческое воображение, соединяются
воображение, мышление и речь;
Дифференциация перцептивных и
эмоциональных процессов. Расширение
круга эмоций. Эмоциональная регуляция
поведения.

Познавательное
развитие

Память
– является ведущим психическим
процессом, интенсивное развитие
способности к запоминанию и
воспроизведению. Характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
к произвольному и опосредованного
запоминанию и припоминанию. У детей
младшего и среднего дошкольного
возраста неплохо развиты непосредственная
и механическая память. У детей старшего
дошкольного возраста появляются
признаки смыслового запоминания,
хорошо развита эйдетическая память.

Восприятие
– от 3 до 7 лет складывается способность
мысленно расчленять выделенный предмет
на части и затем объединять их в единое
целое. Помимо контуров предметов
выделяются структура, пространственные
особенности и соотношение частей
предмета.

Внимание
– на протяжении дошкольного возраста
в связи с усложнением деятельности
детей и их продвижением в общем
умственном развитии, внимание
совершенствуется, приобретая большую
сосредоточенность и устойчивость.
Внимание вызывается внешне
привлекательными предметами, событиями
и людьми и остаётся у ребёнка до тех
пор, пока есть интерес к воспринимаемым
объектам; оно не является произвольным.
В развитии произвольного внимания
ребёнку помогают рассуждения вслух.
Младшие дошкольники могут сосредотачивать
внимание 6-8 секунд, а старшие 12-20 секунд.

Мышление
– дальнейшее совершенствование
наглядно-образного мышления на базе
развивающегося воображения; улучшение
наглядно-действенного мышления на
основе произвольной и опосредованной
памяти; начала активного формирования
словесно-логического мышления путём
использования речи как средства
постановки и решения интеллектуальных
задач, развитие операций классификации
и сериации. На протяжении дошкольного
возраста у ребёнка формируется
конкретно-логический интеллект.

Воображение
– в 1-ой половине дошкольного детства
преобладает репродуктивное воображение,
механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов. В старшем
дошкольном возрасте воображение из
репродуктивного развивается в творчески
преобразующее действительность.

Речь
– становится более связанной и
приобретает форму диалога. В этом
возрасте характерно словотворчество.
Появляется развёрнутое монологическое
высказывание, развивается речь «про
себя» и внутренняя речь.

Личностное
развитие

Дошкольный
возраст – начальный этап формирования
личности. Развитию личности способствуют
продуктивные виды деятельности, в них
формируются направленность на получение
результата. Очень важно одобрение
взрослых, которое переходит в оценку
своих собственных качеств и неудач,
т.о. ребёнок овладевает навыками
самооценки и оценки других людей.
Появляется персональное самосознание,
включающее осознание собственных
личностных качеств, способностей,
причин успехов и неудач. Возникают
личностные образования: соподчинение
мотивов

деятельность и поведение начинают
осуществляться на основе системы
мотивов, среди которых всё большее
значение приобретают мотивы общественного
содержания которые подчиняют личные
мотивы, это выступает условием развития
способностей. Усвоение
нравственных норм

– с помощью взрослого ребёнок
устанавливает соответствие своего
действия с положительным или
отрицательным эталоном. Формируется
произвольность поведения

– характерно устойчивость,
внеситуативность, у ребёнка появляется
возможность планировать свои действия,
производить их анализ и самоконтроль;
в 3-4 года происходит укрепление
эмоциональной саморегуляции, в 4-5 лет
– нравственная саморегуляция, в 6 лет
– деловые личностные качества ребёнка.
Продолжает формироваться характер.

Социальное
развитие

Эмоционально-положительное
отношение к себе ориентирует ребёнка
на притязание соответствовать
положительному этическому эталону,
в связи с этим возникает стремление
к одобрению и признанию среди окружающих.
Возникает потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, т.е.
появляются уже первые нормы поведения
и нравственные чувства. Социальное
развитие состоит в том, что человек
учится выбирать своё поведение в
зависимости от конкретной ситуации.
В ролевых играх между детьми складываются
отношения сотрудничества, взаимопомощи,
разделения труда, заботы, а также
властвования, грубости, зависти.
Общение со сверстником становится
более регулярным и продолжительным.
Развивается мотивация общения, желание
быть понятым. Появляются качества
личности, обнаруживаемые в игре,
которые определяют формирующиеся
взаимоотношения.

Источник

На что стоит обратить внимание родителям дошкольников

kp.ru

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это играФото: Иван ПРОХОРОВ

Изменить размер текста:

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник