Развитие ребенка в благополучной семье

Одним из главных факторов психического здоровья ребенка и эмоциональной уравновешенности является стабильность психологического климата семейной среды. Большое значение имеет воспитательная способность близкого окружения и родителей.

От взрослых зависит развитие личности ребенка, все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Процесс воспитания можно считать вполне сознательным, если родители контролируют манеру отношения к другим людям, свое поведение, внимательны к организации семейной жизни.

Все это позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их гармоничному и всестороннему развитию.

На примере родителей ребенок находит нужные ему методы взаимодействия между партнерами по общению, учится договариваться.

Американский психотерапевт К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:

· сотрудничество и преданность;

· общение, предполагающее открытое самовыражение;

· гибкость отношений;

· самостоятельность.

В семьях с благоприятным психологическим климатом складываются коммуникативные навыки, малыш открыт для общения, приучается к ответственности, учится контролировать свою деятельность и анализировать.

Благоприятный психологический климат ведет к снижению остроты возникающих конфликтов, гармонии, снижению стрессовых состояний, реализации личностного потенциала каждого члена семьи, повышению оценки собственной социальной значимости.

В благополучных семьях присутствует атмосфера честности, естественности, любви. На основе этого ребенок учится принимать и отдавать свою любовь. В зрелой семье всегда готовы поделиться чем–то своим и с интересом выслушать другого. Члены семьи умеют считаться друг с другом.

В семьях с благополучным климатом можно открыто выражать свою радость и боль, а рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь высмеян, так как все в этой семье понимают, что вместе с риском, с желанием попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые говорят, что человек растет и развивается.

Члены благополучной семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, нужными, высоко ценимыми, от каждого ждут признания, любви и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно.

В благополучных семьях можно услышать и увидеть проявления особой жизненной силы. Люди, которые счастливо живут друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения грациозны и свободны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они естественны и искренни в поведении и разговорах друг с другом.

Начало школьного обучения – важнейшая веха в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6–7 годам проявляют интерес к статусу ученика и готовность примерить на себя эту роль. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные малышом со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Перемена условий жизни, режима дня, типа ведущей деятельности требует колоссального напряжения всех ресурсов организма. В помощь детям, впервые переступившим школьный порог, приходят специальные программы адаптации первоклассников, создаваемые и совершенствуемые педагогами и психологами. Но для наиболее успешной и быстрой адаптации важно и активное участие в ней родителей, которые могут оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в этот переломный для него момент.
Что такое адаптация?
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация первоклассников к школе длится от 2 до 6 месяцев и состоит из трех основных компонентов:
Психологическая адаптация первоклассников. В школьном коллективе ребенок более отчетливо начинает ощущать себя, как личность. У него формируется самооценка, уровень притязаний относительно успехов в учебе, нормы поведения с окружающими. Также важным моментом является переход от игровой деятельности, как ведущей, к учебной. У всех детей разный уровень начальной академической подготовки, поэтому во избежание возникновения психологического дискомфорта, от отметок на период адаптации первоклассников лучше воздержаться.
Социальные особенности адаптации первоклассников к школе. Ребенок приспосабливается к новому коллективу, учиться общаться, решать возникающие межличностные проблемы и конфликты. Нужно помочь ребенку правильно реагировать на сложности в общении и преодолевать их.
Физиологическая адаптация первоклассников. Учеба влечет за собой кардинальные изменения образа жизни ребенка, в том числе и его физической составляющей. Малышу непривычно высиживать подолгу на одном месте, ему не хватает привычной физической активности и свободы действий. Важно правильно организовать режим дня, чередуя нагрузки с отдыхом.
Рекомендации по адаптации первоклассников для родителей
Для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов.
не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое–то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год;
по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором;
ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов;
хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой;
внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем–то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания;
внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко;
создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.

Читайте также:  Патология речи психическое развитие ребенка

Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой–то очень важной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть понятым. Если же сейчас в семье почему–либо не до него, он прекрасно понимает, что дело не в недостатке любви, а именно в недостатке времени [25, с.107].

Вывод:Климат в семье имеет большое значение для развития детской психики. В семьях с благоприятным психологическим климатом формируются коммуникативные навыки, он открыт для общения, ребенок приучается к ответственности, учится анализировать и контролировать свою деятельность. Такой климат способствует гармонии, снятию стрессовых состояний, снижению остроты возникающих конфликтов, реализации личностного потенциала каждого члена семьи и повышению оценки собственной социальной значимости. Когда в семьях возникают ссоры, скандалы, возрастает число детей тревожных, испытывающих на себе трудности, которые возникают между родителями. Семьи, которые еще вчера считались благополучными, распадаются, меняется режим работы родителей и т.д., все это неблагоприятно влияет на детей.

Источник

Мамедова Зоя
Эмоциональное благополучие ребёнка в семье

Подготовила: Мамедова Зоя Мамедовна

Цель: Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию эмоционально благоприятной семейной атмосферы.

Актуальность: В наше время люди из-за динамичного жизненного ритма не могут уделять должного внимания всем вещам, которые важны. Например, психологической атмосфере в семье начинают уделять меньше внимания. Несмотря на это, психологическая атмосфера очень важна детям, ведь в детском возрасте происходит формирование нервной системы.

Философ Иван Александрович Ильин сказал «. Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок учится любить (кого и как, верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

«Семья это основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека».

Родители, составляющие первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни. К родителям, особенно к матери, мысленно обращаемся мы в минуты испытаний, а на склоне лет родители и дети становятся все более близкими. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется, главным образом, тем, что родительская забота необходима для поддержания самой жизни ребенка. Родительская любовь жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа; а любовь каждого ребенка к родителям беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ?

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

наличии чувства доверия к миру;

способности проявлять гуманные чувства;

способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

наличии положительных эмоций и чувства юмора;

способности и потребности в телесном контакте;

чувстве удивления; вариативности поведения;

способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании.

В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей

Выделяются следующие стили родительского воспитания:

демократический,

контролирующий,

смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю, хорошим физическим развитием.

Читайте также:  Ступени психического развития ребенка от 1 до 2

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Выделяется три типа неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.

1. Неприятие — эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о “хороших детях”. Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН

НЕ ВОРУЕТ

НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ

СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ

СЛУШАЕТ ДРУГИХ

РАЗГОВОРЧИВ

НЕПОСРЕДСТВЕНЕН

УЛЫБЧИВ

НЕ ДРАЧЛИВ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА

НЕ КРИКЛИВ

НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ

ТРИ ГРУППЫ ФАКТОРОВ влияющих на гармонию семейных отношений, от которой в прямую зависит психоэмоциональное состояние ребенка

1. Социально — психологический фактор

2. Социально- культурный фактор

3. Социально- экономические факторы

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКСКОГО КОМФОРТА РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ

принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

создание в семье атмосферы положительных эмоций;

создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

включенный в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРЕЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМАСФЕРЫ

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни. 6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. СОЗДАЙТЕ В СЕМЬЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ

ЦИТАТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.

Источник

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Читайте также:  Выготский развитие ребенка 3 лет

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен. И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка— это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок, в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник