Развитие ребенка в 9 месяцев онлайн бесплатно

Развитие ребенка в 9 месяцев онлайн бесплатно thumbnail

К девятому месяцу жизни у ребенка начинается подготовка к новому состоянию. Речь идет о прямом хождении. Все внимание родителей должно быть направлено на меры, помогающие укрепить костный скелет малыша. По рекомендациям педиатров, растущему организму необходимы психологическая готовность и физическая активность. Разнообразные игры для 9 месячного ребенка помогут в доступной форме подготовиться к новому этапу жизни малыша.

Развивающие игры

Развивающие игры

Особенности развития в 9 месяцев

С ростом ребенка начинается уменьшение ежемесячной прибавки к массе тела. Максимальная прибавка в норме не превышает 300-500 гр. Причина этого связана с повышением активности. С увеличением движений затрачивается больше энергии. У подросшего ребенка появляется больше навыков и умений:

  1. Уверенность в сидячем положении. Может сесть без помощи взрослых. Тянется и достает игрушки. Время без опоры – до 10 минут.
  2. Если рядом опора, самостоятельно принимает вертикальное положение. Делает сам несколько шажков. Многие дети, держась за стул, переставляют и передвигаются вместе с ним.

Первые шаги

Первые шаги

  1. Малыш в ходунках движется, приседает или прыгает около 10-12 минут.
  2. Предпринимает активные попытки ползти по поверхности. Некоторые передвигаются на четвереньках, другие ползут на животе.
  3. У малыша активная мелкая моторика. Использование пальчикового захвата позволяет поднимать крошки, мелкие игрушки. Схема при этом проста – поднять, пощупать, положить в рот. С удовольствием рвет листы бумаги на мелкие клочки.
  4. Развит сильный хват. Привычка что-либо держать в руках. Пока не потерян к предмету интерес, забрать его из детского кулака очень трудно.
  5. Активное выражение своего мнения в поведении. Если ребенок не хочет отдавать игрушку, он отводит руку, отталкивает взрослого, может отползти подальше.
  6. Продолжается активный рост молочных зубов. Их количество отличается, поэтому паниковать из-за медленного прорезывания не стоит.

Развивающая игра с 9 месячным ребенком на прогулке или дома помогает его психическому и эмоциональному росту.

Во что поиграть с девятимесячным младенцем

Возраст 9 месяцев для крохи – это завершение поры беспомощности. Эмоциональное взросление помогает ребенку выражать свои желания, громко смеяться от удовольствия или плакать от обиды. У малышей появляется точка зрения, но они не готовы к запретам. Малыш будет тянуться и просить любой предмет, но не поймет, почему нельзя поиграть опасными ножницами или булавками.

Важно! В период активного познавания пространства необходимо убрать из поля зрения малыша на девятом месяце предметы, представляющие для него опасность.

Безопасные предметы для игры

Безопасные предметы для игры

Карапуз много времени может активно проводить на полу или в манеже. Сосредоточенно рассматривает новые предметы, игрушки. Задача родителей – направить его активность в нужную сторону. Существует много занятий игровой формы, помогающих незаметно вводить навыки для дальнейшего взросления:

  • Обучение процессу раздевания или одевания мелких предметов одежды: шапочки, носков, пинеток. Ребенок будет заинтересован примерить другие вещи, даже взрослые. Это познавательно и интересно для крохи. Чем больше тренировок, тем легче будет дальше.
  • Перебирание маленьких игрушек, предметов. Можно приспособить разноцветные бусинки, камушки, пуговицы разной формы. Малышам очень нравится перекладывать их из одной кучки в другую.
  • Купание в ванной становится занимательной игрой с ребенком в 9 месяцев. Всевозможные игрушки, плавающие в ванной, отвлекают малыша от собственно мытья. Он долго играется с ними, не хочет расстаться. Для спокойного завершения водных процедур лучше сказать им «до свидания» и помахать ручкой.
  • Для хорошо ползающего ребенка отличным занятием будет освоение домика с тоннелем. Он сможет двигаться в любом направлении, по пути встречая «случайно» оставленные сюрпризы-игрушки.
  • Наблюдательный карапуз внимательно будет следить за любым занятием взрослого. Построение пирамиды из кубиков, игра в колечко, перекладывание посуды, раскладывание карточек – все эти действия вдвоем с взрослым являются шагом в новый мир. Пусть малыш с удовольствием развалит башню или оденет колечко на палочку. Нужно вместе с ребенком собрать детали в коробку. Потом он сможет выполнить это сам.
  • Стоит приобрести карапузу куклу, независимо от гендерной принадлежности (мальчик или девочка). Нужно показать, какие у пупса нос, руки, глаза и т.п. Ребенок должен понять, где у него голова или ноги, а где у куклы.
  • Хлопанье в ладошки нужно делать под веселую музыку, песенку. Малыш в состоянии уловить ритм.

Первая стройка

Первая стройка

Внимание! Нельзя оставлять ребенка наедине с предметами. Все домашние занятия только при участии взрослых. Нужно предотвратить попытку карапуза засунуть себе в рот или ухо пуговицу (бусинку, камушек и т.п.). Мама должна занять ребенка и отвлечь от ненужных действий.

Цель и предназначение развивающих игр с 9-месячного возраста

У любого занятия в игровой форме для детей девяти и старше месяцев есть свои правила и конечная цель. Построить самостоятельно пирамидку, найти нужную фигуру или цвет, значит, это научиться выполнять определенные установки или правила. Детские психологи настоятельно рекомендуют ежедневно включать развивающие игры в распорядок бодрствования. Родители подрастающего малыша должны уделять время на игры ровно столько, чтобы не было капризов или усталости. Воспитание усидчивости с раннего детства поможет ребенку преодолевать трудности обучения в дальнейшем. Рекомендуют составить план, чтобы малыш смог постепенно развиваться.

Развитие речи

К 9 мес. малыш может связывать слово и определенный предмет или действие. Понимание зависимости понятий приближает к началу диалога между взрослым и карапузом. Он воспринимает простые просьбы. Все слоги из уст крохи необходимо обязательно поддерживать. Нельзя игнорировать первые осознанные попытки общаться. Максимум озвучивания любого действия, комментирование родителями любого события позволят малышу быстрее освоить разговорные навыки. Внятная и грамотная речь взрослого быстрее поможет развить речь малыша.

Читайте также:  Игры для ребенка 4 лет играть для развития

Если при разглядывании картинок из книжки возникает контакт, ребенок начинает подражать взрослым, пытается произнести отдельные слоги, звуки «гав», «мяу», «ням» и другие. Игра-развивашка «Теремок» совершенствует внимание, артикуляционный аппарат, эмоциональные проявления. Для игры нужно иметь:

  • игрушечный домик;
  • игрушки;
  • кубики или предметы;
  • маленькие куклы.

Спрятав в домик все заготовленные аксессуары, взрослый по очереди должен доставать предметы, обязательно озвучивая каждый. Необходимо стимулировать ребенка. Он должен усвоить урок, повторить за взрослым звуки. Если подготовиться к этой игре, можно рассказывать стишок о предметах из «Теремка». Развитый малыш должен слышать правильную речь, не нужно специально сюсюкать или искажать произношение слов.

Физическое развитие

При увеличении подвижности малыша ему необходимы гимнастические упражнения в игровой форме. Игры с 9 месячным ребенком лучше совместить с показом на большом игрушечном звере, пупсе. Последовательно делая зарядку для куклы и ребенка, взрослый усилит физический эффект наглядным сравнением:

  • движения сгиба и разгибания ручек малыша в сидячем положении;
  • теперь очередь ног, выполнять также последовательно, лежа, по одной и вместе;
  • поворачивать ручки круговыми движениями (ребенок сидит);
  • наклоны детского туловища в разные стороны сидя;
  • по очереди наклонять корпус, предварительно прижав ребенка спиной к взрослому, для упражнения нужно прижимать коленки карапуза.

Сгибание и разгибание ног

Сгибание и разгибание ног

Чтобы научить лучше ребенка, необходимо выполнение условий:

  • пространство для игр и занятий должно обеспечить полную безопасность ребенка;
  • показывая игру с предметами, нужно озвучивать каждое действие, называя цвет, характер движения («синий мячик прыгает вверх, вниз»);
  • все игры с предметами должны быть совместными – передавать дитю кубик, игрушку;
  • следует обучить ребенка радоваться после действия – «Куда закатился мячик», «Давай поищем зайку», «Нужно догнать машинку».

Важно! В ходе проведения упражнений нужно внимательно следить за реакцией, настроением. Если упражнения понравились, малыш потребует продолжения. Нельзя допускать детских капризов или плача.

Обучение ползанию

Обучение ползанию

Игры на развитие сенсомоторных навыков

Игры с ребенком в 9 месяцев, направленные на совершенствование моторики, возможны, благодаря скачку в этом возрасте. Растущий малыш учится брать предметы, не захватывая их, а загребающими движениями пальчиков. Обычно он осторожно дотрагивается указательным пальцем, потом двумя или тремя достает легкий предмет. Может одновременно перекладывать несколько (до 3 игрушек). Чем быстрее развиваются сенсомоторные навыки, тем легче ребенок начнет говорить по слогам, заниматься в дальнейшем.

Перебирание игрушек

Перебирание игрушек

Доктор Комаровский советует с раннего возраста начинать игры с красками, тестом или пластилином. Если показать малышу, как можно пальчиками оставлять следы на листе бумаги, у него появится интерес к творчеству.

Важно! Для игр с малышами по развитию моторики в 9 месяцев нужно использовать нетоксичные краски или мелки.

Похожие игры можно перенести в ванную комнату. Допустим, свежей клубничкой раскрасить кафель на стене или тело карапуза. Затем смыть все следы под теплым душем. С помощью заготовки из соленого теста показать, как втыкать различные предметы в него: фасоль, камушки, макаронины. Потом вместе или самостоятельно «искать» и выковыривать из лепешки. Хороший вариант игры для моторики – дать в ручки малышу тонкую веревочку с привязанной игрушкой. Он с удовольствием будет тянуть ее по полу.

Игры на развитие координации

Начиная с младенческого возраста и до 16-18 лет, пока растет скелетный каркас, формируется ориентированность в пространстве. Мозжечок отвечает за эти процессы, его развитие зеркально отражает навыки: ползание, ходьба и первые шаги. Вестибулярный аппарат помогает человеку уверенно двигаться, без «шатающей походки». Чем заняться с крохой?

 Игра в прятки

Игра в прятки

Рекомендуют обучить игре в прятки для освоения навыков координации:

  • Взрослый должен накинуть на голову пеленку, потом стянуть ее. Повторить два-три раза.
  • Предложить ребенку повторить движения. Закрыть карапуза, подождать, чтобы он стащил ткань.
  • Если ребенок не сообразил, нужно показать еще раз на нем.
  • При раздевании оставить носок на одной ножке. Показать, как его снять.
  • При купании нужно научить ребенка самостоятельно мыть лицо. Вначале на собственном примере.
  • После воды помочь вытереть полотенцем лицо.

Все обучающие игры должны доставлять удовольствие карапузу.

Развитие слуха и зрения

Игры для развития слуховых и зрительных навыков учат подражать услышанным звукам, осмысливать ситуацию. Малыш старается повторить различные слоги, связывая их с конкретным изображением или картинкой. Показывая новые игрушки, следует проговаривать внятно «мяу», «кис-кис», «га-га», «ути-ути». Речь крохи совершенствуется вместе со слухом. С третьего-четвертого урока малыш осознанно будет произносить слога.

Чтобы простимулировать зрение, рекомендуется устраивать «цветные дни». В течение светового времени можно одевать ребенка в определенный оттенок, к одежде добавляют игрушки одинакового колора. Карапуз должен понимать, что сегодня все розовое. Взрослые должны проговаривать вслух названия предметов выбранного цвета. При отражении крохи в зеркале рекомендуют акцентировать внимание на разных частях тела. Помогут маленькие солнечные зайчики, пусть малыш хлопает по ним ладошкой.

Важно! При всем желании дать малышу максимально больше обучающего материала необходимо помнить, что активные игры сильно утомляют. Младенец радуется всему новому, но это создает добавочную перегрузку для неокрепшей нервной системы. Чтобы развивающие игры не перевозбудили кроху, педиатры рекомендуют играть с малышом днем. Следует выделять чуть больше времени на успокоение, подготовку к ночному сну.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до полутора лет программа

Видео

Источник

Прошло 9 месяцев с момента рождения малыша. За это время он изменился до неузнаваемости, и не только внешне. Кроха все больше приближается к моменту, когда ему будут подвластны главные для человека навыки: ходьба и речь. Поэтому сейчас родителям важно помочь ребенку усовершенствовать необходимые для этого способности. Как нужно развивать ребенка в возрасте 9 месяцев, чтобы этого достичь?

Основные навыки месяца

Чтобы правильно развивать ребенка в 9 месяцев, необходимо отталкиваться от того, что он уже умеет.

Багаж навыков у малыша в этом возрасте достаточно внушительный.

  • Ребенок много и достаточно быстро передвигается во всех направлениях на четвереньках.
  • С легкостью поднимается по опоре и передвигается вдоль нее приставными шажками.
  • Может менять положение тела (перевернуться, сесть, лечь), научился садиться из положения стоя (не плюхаться на попу, как было раньше).
  • У некоторых малышей уже получается отпускать опору и стоять самостоятельно.
  • Прекрасно манипулирует предметами согласно их предназначению (крутит, открывает, нажимает, дергает, катает, стучит).
  • Пританцовывает под веселую музыку, топая ножками и прихлопывая в ладошки.
  • Выполняет многие просьбы родителей, в том числе – повторить ранее выученное действие.
  • Знает части своего лица, может показать их на лице взрослого.
  • Понимает, что предмет существует, даже если его не видно. Помнит, где лежит какая-то вещь, ищет там (телефон мамы – в сумочке, молоток папы — в ящике с инструментами).
  • Лепет ребенка яркий и активный. Он научился удваивать слоги. У многих деток сейчас появляются первые простые слова (дай, на, там, мама, папа, баба).
  • Малыш научился хитрить, пытается манипулировать мамой.

Чему научить девятимесячного кроху?

Сейчас ребенок учится понимать предназначение вещей и предметов, наблюдая за взрослыми и подражая им. Этим нужно воспользоваться, чтобы научить малыша важным для него вещам. Прежде всего – тем, которые соответствуют возрасту, но малышу пока не удаются (переступать ножками, садиться).

Кроме того, для развития ребенка сейчас полезно учить его:

  • основным цветам;
  • названиям частей тела;
  • сортировке предметов по размерам и цветам;
  • пересыпанию крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или совочка;
  • рисованию пальчиковыми красками;
  • умению комкать и рвать бумагу;
  • переливать воду из большей емкости в меньшую, зачерпывая ее ложкой, ковшиком, чашкой;
  • пользоваться ложкой, кружкой, зубной щеткой, мочалкой, салфеткой, полотенцем;
  • умываться;
  • надевать и снимать носочки, обувь, шапочку.

Не стоит думать, что у крохи все это непременно должно получиться легко и быстро. Обучение может занять довольно много времени, но за этот период малыш разовьет координацию движений, моторику, станет более ловким и самостоятельным. А ведь впереди у него – кризис первого года, характеризующийся внутренним конфликтом («я – самостоятельный, но ничего не умею, как взрослый»). Так что эти навыки помогут значительно уменьшить кризисные проявления.

Как развивать малыша в этом возрасте?

Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию. На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно. Главное – подавать достойный пример. Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.

Основной упор в развивающих занятиях делайте на движение. Малышу сложно быть усидчивым, долго сосредотачиваться на карточках или скучных для него пособиях. Поэтому интеллектуальные занятия должны кроху, во-первых, заинтересовать, а во-вторых, не переутомлять. То есть быть веселыми, короткими и чередоваться с двигательной активностью.

Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:

  • совершенствовать координацию;
  • улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые;
  • помогать изучению свойств предметов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • пополнять пассивный лексический запас малыша;
  • давать возможность познавать окружающий мир.

Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.

  • Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
  • Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
  • Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
  • Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.

Совершенствуем двигательные навыки

Гимнастика для 9-месячного малыша не менее важна. Она должна включать упражнения, укрепляющие мышцы спины, рук, ног, тазобедренные суставы.

Кроме базовых упражнений, рекомендованных педиатрами, можно проводить следующие.

  • Положите ребенка на спину, включите веселую ритмичную музыку. В такт музыке «топайте» ножками крохи по спинке дивана или стене. Постепенно дайте возможность ребенку топать по вертикальной поверхности без вашей помощи.
  • Двигательные навыки и координацию развивает подражание движениям животных или птиц. Как топает мишка, как летает сорока, как ползает змейка? Кроме физического развития такие упражнения дают расширение кругозора и пассивного словаря, способствуют развитию речи, особенно если сопровождать такие подражания еще и голосовой имитацией звуков.
  • Возьмите малыша за ножки в положении на животике так, чтобы он встал на ручки. Подталкивайте его вперед, чтобы он переступал ручками.
  • Разложите на диване или кровати яркие игрушки, чтобы ребенок передвигался, стараясь их взять.
  • Стимулируйте ползание. Для этого можно привлекать кроху спрятанными музыкальными игрушками или устроить догонялки с мамой.
  • Посадите ребенка себе на колени и начинайте раскачивать его, постепенно ускоряя темп (лошадка скачет сначала медленно, потом все быстрее). Это развивает вестибулярный аппарат, чувство ритма, а также просто приводит кроху в восторг.

Стимулируйте ребенка к движению с помощью движущихся игрушек: каталки, которые нужно толкать вперед, и машинки, которые нужно катить, помогут крохе, играя, улучшать физическую форму.

Развиваемся весело

Ребенку в этом возрасте важно развиваться всесторонне. Для этого можно подобрать немало интересных занятий на развитие той или иной сферы.

  • Мышление.
Читайте также:  Методика раннего развития ребенка видео

Переверните любимую игрушку карапуза вверх ногами. Спросите у малыша, что не так, а затем предложите исправить ситуацию.

Спрячьте игрушку, оставив выглядывать какую-то ее часть. Пусть малыш найдет предмет и определит, что это.

Кроме того, развитию логического мышления способствуют собирание пирамидок, постройка башни из кубиков (учите его строить и разрушать), игры с сортером, матрешками, вкладышами.

  • Ловкость и координация.

Здесь помогут яркие мячики. Ребенок может их перекатывать, толкать, бросать, пинать. На прогулке полезно учить малыша переступать через преграды (камешки, бугорки, палочки), забираться на ступеньки, пеньки, бордюры, слезать с них.

  • Окружающий мир.

Знакомиться с ним можно как при помощи карточек или картинок в книжках, так и во время прогулок, изучая все, что кроха видит. Для этого полезны также игрушечные наборы животных, фруктов, овощей. Взрослые, используя их, могут разыгрывать перед ребенком небольшие сценки, демонстрирующие, что для чего нужно, кто что умеет делать. Сейчас полезно рассказывать малышу, что из каких частей состоит.

  • Внимание и память.

Известная всем игра в «ку-ку» в этом возрасте может заметно усложниться. Мама прячется не под полотенцем, а каждый раз в новом месте, за новыми предметами. Малыш должен отыскать ее, исследуя пространство.

Речевые навыки

Для развития речи в этом возрасте все так же полезны простые пальчиковые игры, упражнения-звукоподражания (подражать можно любым звукам, главное, чтобы крохе это нравилось). Сейчас можно подключать к звукам их визуальное изображение: показывать предмет в жизни или на картинке.

Как и прежде, важна роль речевой среды вокруг ребенка. Говорить с ним нужно постоянно. Показывать новые звуки, комментировать все, что происходит вокруг него, рассказывать о свойствах предметов, их форме, цвете, пользе и т. д.

Чтение книжек, стишков, веселые песенки и медленные колыбельные – все это способствует развитию артикуляции, пассивного словаря, кругозора.

Отдельно стоит остановиться на играх, развивающих мелкую моторику рук. Это не только делает ребенка более ловким, но и стимулирует речевой центр мозга. Для этого можно использовать такие игры и развивашки.

  • Доска-бизиборд. Ее можно купить или сделать самим. На такой доске помещают всевозможные предметы, которые можно дергать, крутить, открывать (кнопки, замки, щеколды, задвижки, баночки с крышками, застежки на пуговицы или молнию и т. д.).
  • Развивающий кубик. Также можно изготовить самим. Это текстильная игрушка, на сторонах которой прикреплены всякие «трогалки», «нажималки», различные детали и предметы (молнии, кнопки, липучки, шнурки).
  • Яркие коробки разного цвета для сортировки мелких предметов. Для начала можно взять 2 коробки, чтобы малыш рассортировал в них из общей кучи два вида предметов (например, лесные орехи и фасоль). Постепенно количество коробок и веществ для сортировки можно увеличивать.
  • Тесто для лепки. Его можно просто месить в ручках или рвать на кусочки, что уже полезно. А можно раздавить в лепешку и вместе с крохой вдавливать в нее всякую мелочь (горошины, пуговки, бусины). Затем пусть ребенок выковырнет все это обратно. А можно взять формочки для печенья, чтобы выдавливать из лепешки разные фигурки.
  • Пальчиковые краски. Они легко смываются и не вызывают аллергии. Рисовать можно на полу, на собственном теле, на бумаге, на кафеле в ванной… Пусть ребенок сам решает, какого цвета отпечатки и «каляки» он хочет оставлять. Такие занятия, помимо практической пользы, могут подарить карапузу массу положительных эмоций.

Конечно, это далеко не полный перечень возможных вариантов игр и занятий для развития крохи в этом возрасте. Подбирая их для своего ребенка, родители должны руководствоваться, прежде всего, его интересами и не навязывать то, что ему не нравится. В крайнем случае нужно заинтересовать малыша игрой. И, само собой, играть с ним во все подряд целый день – глупо и невозможно. Достаточно нескольких игр, которые будут усложняться по мере их освоения. Польза от них будет очевидна. Особенно если малыш уверен, что родители – его верные компаньоны, любящие помощники и друзья.

Источник