Развитие ребенка в 8 месяцев девочка игры
В восемь месяцев малыши очень активны и любознательны. Интерес вызывает все, что они видят и слышат. Желание все потрогать или попробовать на вкус подталкивает к новым свершениям. Познавать мир и развиваться должным образом помогают занятия и правильно подобранные игры с малышами в 8 месяцев.
Младенец в окружении игрушек
Как развивается ребенок в 8 месяцев
В этом возрасте мальчики и девочки развиваются очень быстро. Физически дети становятся более активны: подолгу и с удовольствием ползают (развивают и укрепляют мышцы). Доктор Комаровский положительно отзывается об этом виде физической активности, упоминая, что в дальнейшем это позволит приобрести хорошую правильную осанку и избежать проблем с позвоночником.
Важно! Необходимо позаботиться о безопасности младенца во время ползания: доступ к розеткам должен быть закрыт, хрупкие, острые предметы и мелкие детали, а также опасные при попадании в рот предметы, такие как медикаменты и бытовая химия, убраны из зоны доступа.
Когда малышу исполняется 8 месяцев, у него совершенствуются слуховые и зрительные ориентировочные реакции, усиливается эмоциональная привязка к одному из близких родственников, чаще к маме. Ребенок начинает понимать, какие из его действий одобряются, и повторяет их. Он также может продемонстрировать свое отношение к критике или запрету обидой в голосе и изображением недовольства на лице.
Карапуз начинает хорошо подражать взрослым и другим детям. Особенно внимательно наблюдает за действиями другого ребенка и реагирует на них лепетом или смехом.
Услышав веселую музыку, карапуз начинает хлопать в ладоши, приседать или поднимать ручки вверх – совершать танцевальные движения.
Малыш может заниматься с интересующими его предметами и игрушками: стучать кубиками, которые держит в обеих руках, комкать листы книг вместо аккуратного рассматривания картинок.
Развивающие игры для детей в 8 месяцев
Начиная с восьмого месяца, в коре головного мозга начинает работать отдел, отвечающий за воспоминания, в связи с чем малыш может играть, много раз повторяя одно и то же действие.
Обратите внимание! Если перед карапузом поставить четыре яркие разноцветные игрушки и одну белую невзрачную машинку, он не проявит к ней интереса, но, если взрослый возьмет эту машинку и покажет, как ее катать, покрутит колеса, изобразит, с каким звуком машинка едет, ребенок заинтересуется именно этой игрушкой. Даже по прошествии некоторого времени в тех же условиях малыш снова выберет для игры белую машинку. Это говорит о способности хранить воспоминания и о важности участия взрослого в занятиях с ребенком.
Мама и малыш собирают пирамидку
Какие игры подойдут для восьмимесячного ребёнка
Одна из первых игр, в которую начинают играть с детьми, – игра в прятки. Она проста, но очень полезна – помогает увидеть причинно-следственную связь, понять, что предмет или человек не исчез, но на время скрыт из вида.
Увлекательной игрой для 8 месячного малыша является сбрасывание различных предметов на пол с высоты кроватки или стульчика и наблюдение за их падением и новым местом пребывания.
Одной из самых простых развивающих игр для детей 8 месяцев являются «ладушки». Хлопать в ладоши и весело смеяться вместе со взрослыми совсем несложно и очень полезно для развития моторных навыков.
Еще один вариант игры для 8 месячного ребенка – взять коробку и положить в нее игрушки, затем показать, как перевернуть коробку и вывалить из нее все содержимое. Малыш с удовольствием будет опустошать коробку, выбрасывая из нее игрушки.
Можно поиграть в пирамидку с колечками, которые кроха будет снимать, или построить высокую башню из кубиков, которую малыш будет радостно разрушать.
В форме игры можно приучать малыша пользоваться тарелкой, ложкой и чашкой, для начала накормив и напоив куклу, используя детский набор посуды.
Какие игрушки купить 8-месячному малышу
Выбирая игрушки, следует помнить, что они должны быть произведены из безопасных материалов, не должны содержать мелких деталей, острых углов и быть хрупкими. Игрушки должны различаться по величине и форме, по цветам и фактуре. Лучше, чтобы каждая обладала одним определенным качеством: шуршала, пищала, звенела, позволяя малышу понимать и оценивать свойства по отдельности.
Малыш с мягкими игрушками
Игрушек не должно быть много, достаточно базового набора:
- Воспроизводящие звуки закладывают основы логического мышления:
- музыкальные с кнопочками или клавишами,
- резиновые животные-пищалки,
- инструменты: барабан, колокольчик,
- неваляшка.
- Разные по размеру, цвету и материалу мячики;
- Пирамидка из колец;
- Конструктор или набор кубиков;
- Набор разноцветных стаканчиков-вкладышей;
- Движущиеся игрушки приводят малышей в восторг, поэтому для игр с восьмимесячным ребенком необходимо приобрести машинку на колесах, заводную или работающую на батарейках;
- Кукла для изучения частей лица и тела;
- Набор детской пластиковой посуды, который можно использовать во время купания.
Виды развивающих занятий
Развивающие занятия условно можно разделить на следующие виды:
- Физические,
- Сенсорные,
- Познавательные,
- Речевые.
Игры для физического развития
Активные игры с 8 месячным ребенком приветствуются, так как в этом возрасте требуется хорошо овладеть движениями с изменением положения тела в пространстве: переворачиваться, садиться, ложиться, вставать, а также переступать, держась за опору.
В игровой форме следует стимулировать ползание. Можно прятать любимую игрушку на расстоянии полутора-двух метров от непоседы, накрыв ее платочком, или опуститься на колени и ползать вместе с карапузом, играя в догонялки.
Начиная с этого возраста, малышу нравится самостоятельно подниматься на ноги, придерживаясь за опору, или даже ходить, крепко хватаясь за пальцы взрослого.
Вскоре это приведет к первым самостоятельным шагам. Можно попробовать ускорить процесс освоения ходьбы в виде игр с 8 месячным малышом. Для этого два стула располагаются рядом на расстоянии шага ребенка. Яркую игрушку ставят на один из стульев. Кроха тянется за игрушкой и, придерживаясь, встает. В этот момент игрушка должна быть перемещена на соседний стул, это подтолкнет ребенка потянуться за ней и совершить шаг, перейти от стула к стулу практически без опоры.
Уверенное хождение невозможно без развитого вестибулярного аппарата. Именно он позволяет удерживать равновесие. Развить еще несовершенный детский вестибулярный аппарат помогут специальные игры с ребенком 8 месяцев:
- подбрасывание;
- раскачивание на качелях, руках или ноге;
- катание на фитболе.
Катание на фитболе
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев
Существуют методики, направленные на создание вокруг малыша условий, способствующих гармоничному развитию личности. Частью одной из таких методик являются игры развивашки, целью которых становятся развитие и совершенствование с течением времени мелкой моторики, мышления и воображения.
Приспособления для развития мелкой моторики:
- Сенсорные подушечки или мешочки, которые мама может сделать из лоскуточков ткани. В качестве наполнителей используются крупы, макаронные изделия, орехи. Лоскуточки можно сделать из разных на ощупь тканей: гладких или шершавых, что поможет развить тактильную чувствительность.
- Пластилин можно сделать в домашних условиях из муки и соли в равных пропорциях, разбавляя водой до нужной консистенции.
- Пуговки разных цветов, форм и рельефов, пришитые к ткани.
- Пальчиковые краски, способствующие также творческому развитию.
Дети в этом возрасте должны уметь выполнять «пинцетный» и «щипковый» захват пальчиками. Для тренировки используются ленточки или шнурки, а также игрушки небольшой величины или даже крошки со стола.
Познавательные занятия и игры с детьми 8 месяцев
Малыш познает мир вокруг него: открывает дверцы шкафов, интересуется содержимым ящиков, пробует игрушки на вкус, стаскивает покрывало с кровати, оценивает падение брошенного им предмета, прислушивается к звукам.
Понимание причинно-следственной связи приходит во время занятий с музыкальными инструментами или предметами, привязанными веревочкой, например, воздушный шарик: стоит дернуть за веревочку, шарик прилетит.
Родители учат младенца правильному обращению с предметами: надевать кольца обратно на стержень, закрывать открытую коробку, вновь строить разрушенную башню из кубиков. Подобная деятельность позволяет малышу разносторонне смотреть на предметы и учиться заниматься самостоятельно.
Малыш развивает тактильные ощущения
Развитие слухового внимания и речи
Взрослому необходимо чаще обращаться к ребенку, вовлекая его в диалог. Следует сопровождать свои действия простыми фразами, чтобы карапуз запоминал слова и учился понимать, какое действие от него требуется, или о каком предмете идет речь.
Малыш подражает взрослому, выполняя просьбы «дай», «покажи», «где».
В этом возрасте можно тренировать звукоподражание. Следует играть в бубен или звенеть колокольчиком, произнося при этом простые слоги.
Стоит обращать внимание младенца на звуки, которые можно услышать дома или на улице.
Когда и сколько заниматься с 8-месячным ребенком
Ограничением в занятиях с ребенком могут быть только режимные моменты. Лучше всего приступать к играм тогда, когда малыш сыт, бодр, находится в хорошем настроении, не болен, не устал и не хочет спать. Активные занятия будет уместно организовать в утренние и дневные часы, более спокойные отложить на вечернее время, так же, как и купание, после которого малыш должен успокоиться и вскоре уснуть.
Не стоит начинать заниматься с малышом непосредственно перед сном, так как заканчивать играть с 8 месячным ребенком лучше до того момента, когда он успевает устать.
Если мама видит, что деятельность нисколько не утомляют непоседу, он все также весел и не настроен прерываться, игры можно продолжать.
Прекрасной развивающей средой является мир, окружающий ребенка. Каждый день полон новых открытий и впечатлений, если родители сводят запреты к минимуму, создавая условия для благоприятного и гармоничного развития своего чада.
Малыш в окружении игрушек
Видео
Источник
Невероятно, но ваш кроха уже совсем большой! Он уже сидит, как взрослый, ползает на животике, а может, и на четвереньках, как подтверждает доктор Комаровский, пытается стоять, хочет потрогать все, до чего может достать, и всеми способами показывает родителям бесконечный интерес к этому миру (подробнее в статье: как можно эффективно научить ребенка ползать в 8 месяцев?).
Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.
Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей – помочь ему в этом
Учимся взаимодействовать с предметами
Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:
- Развитие мелкой моторики.
Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.
- Работаем с игрушками.
Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.
- Башня из кубиков.
Постройте башенку из мягких кубиков большого размера – малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.
- Чудесные бутылочки.
Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). 8-ми месячный малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.
- Игрушки на шнурке.
Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.
Развитие слухового внимания
Стимулируем ребенка подражать действиям взрослого для достижения определенной цели – выявления звуков, издаваемых предметами. Для этого ему нужно будет потрясти, сжать, опрокинуть или сделать другое необходимое действие, в зависимости от свойства игрушки. Для ребенка 8 месяцев можно выполнить такие развивающие упражнения: (подробнее в статье: интересные развивающие игры для детей до года)
- Игра “Что спрятано?”.
Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.
- Игра “Потяни за шнурочек”.
Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.
Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.
Развитие речевого внимания
- Игра “Найди мишку”.
Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.
- Игра «Ку-ку».
Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: “А где мишка?”, а потом радостно восклицает: “А вот же он!”, сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: “А где папа? А вот он!”, “А где Коля? Вот!”.
- Вербальные игры.
Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: “привет”, “дай ручку”, “ладушки”.
Развитие активной речи
- Произносим лепетные слоги.
Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.
- Настраиваем на подражание.
Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков – для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.
Развитие речи – одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий
Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.
- Первые подражания звукам.
Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).
Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).
Сюжетные игры
Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.
Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: “Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?” Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).
Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: “мур-мяу кошечка”, “би-бип машинка”.
- Учите ребенка словам, которые раскрывают действия: подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
- Комментируйте все действия, когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила “би-би!”, уехала. А тут птичка прилетела “чив-чив” и стала клевать крошечки “клю-клю, клю-клю”.
- Расширяйте знания об игрушках, которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям – таким, как носик, ушки, глазки.
И не забывайте делать побольше фото ваших замечательных 8-ми месячных деток. Они так быстро меняются!
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
В возрасте 8 месяцев малыш уже может многое. Его новые возможности становятся основой для игр. В свою очередь занятия с мамой подталкивают и стимулируют дальнейшее развитие малыша. В этой статье мы расскажем, какие существуют игры с ребенком 8 месяцев.
Что же умеет малыш в этом возрасте?
Его речь развивается, теперь малыш может лепетать без остановки, произнося разные звуки и слоги. Он понимает взрослого, выполняет простые просьбы: «дай руку», «покажи, где кукла».
Ребенок в 8 месяцев четко различает «своих» и «чужих», пугается незнакомого или относится к нему настороженно. В то же время он не любит расставаться с мамой, плачет и тянет к ней ручки.
Малыш уже умеет сидеть и способен сесть сам из другого положения. Некоторые малыши уже встают, подтягиваясь, и стоят у опоры. Могут даже сделать несколько шажков в сторону, крепко держась за что-либо. И все-таки в этом возрасте малышу привычнее передвигаться по-другому: он осваивает «нижний этаж» – активно ползает по полу.
В ползании малыши отличаются друг от друга, как и в остальных навыках. Одни отталкиваются пятками, другие – коленками, кто-то и вовсе пятится назад. Видимо это зависит от того, как ребенку впервые удалось передвинуться. Он запомнил это и теперь повторяет.
Развиваются и бытовые навыки. Малыш учится держать кружку, ходить на горшок. Хорошо ест из ложки, открывая рот. Не огорчайтесь, если малыш плохо осваивает новые действия, терпеливо повторяйте их и не ругайте его за неудачи.
Как уже говорилось, все эти умения просто необходимо использовать. Какие игры можно устроить с малышом? В этом возрасте для него все является игрой. Любые бытовые моменты можно обыгрывать, ведь если ребенок чем-то увлечен и заинтересован, он легче осваивает новые виды деятельности.
Игры на физическое развитие
Ползание – это лучшее упражнение. Застелите полы в доме мягкими одеялами, пледами, закрепив их по краям, чтобы не было складок. Разбросайте любимые игрушки по полу на некотором расстоянии друг от друга. Малыш проводит много времени, ползая от одной игрушки до другой, и даже иногда засыпает за игрой. Если одеяло мягкое, и нет сквозняков, малыша не стоит тревожить, просто укрыть сверху и оставить спать.
Активное ползание
Стимулируйте кроху ползти в вашем направлении, ласково подзывая его, а когда доберется, обнимите и расцелуйте. Малыш обрадуется своему достижению. Помните, общение с взрослым – главный стимул и движущая сила развития для ребенка.
Догонялки
Имитируя погоню, ползайте вместе с малышом, приговаривая: «Догоню, догоню!» — побуждая его ползти быстрее. Догнав кроху, подбросьте его пару раз вверх, и затем повторите игру.
Преодоление препятствий
В развитии координации поможет «полоса препятствий». Устройте гору из подушек, тоннель из больших коробок, пещеру из одеяла. Малыш, ползая и пробуя преодолевать препятствия, будет учиться соотносить размеры предметов, расстояние и свое положение в пространстве.
Тренируемся вставать
Приготовьте детский стульчик и наклоните его спинку так, чтобы малыш, стоящий на четвереньках, ухватился за нее. Легко потяните стульчик так, чтобы ребенок встал сначала на колени, а затем — на стопы ног. Возможно, первое время вам придется прижимать стопы крохи к полу.
Пробуем ходить
Дайте малышу свои пальцы, пусть крепко ухватится за них. Поднимите его на ноги и постойте так. Хвалите его, рассказывая, какой он уже большой, и это упражнение ему понравится. Потом потяните к себе за ручки, пусть попробует делать шаги. Естественно, делать это нужно на одеяле, чтобы, если ножки вдруг ослабнут, малыш просто мягко сел на попу.
Тренируем умение переступать
Все малыши сначала осваивают ходьбу вдоль опоры, держась за нее ручками. Это может быть диван, манеж, кроватка. Когда малыш стоит держась за опору, поманите его к себе игрушкой, побуждая пройти переступая ножками и перехватываясь ручками. Если малыш сделал хотя бы шаг, но дальше не хочет отдайте ему игрушку и похвалите. Повторите упражнение позже.
Учимся опускаться
Иногда дети, научившиеся вставать, не могут опускаться обратно на четвереньки. Чтобы научить малыша, поманите его, стоящего у опоры игрушкой. Когда он подойдет, опустите игрушку с опоры на пол или дно кроватки, побуждая малыша опуститься. Если у него не получается, помогите ему согнуть сначала одно колено, потом другое.
Настя, мама годовалого Матвея: «В 8 месяцев сынок любил показывать нам представления у телевизора, где обычно собиралась вся семья. Низкая длинная тумба с разложенными на ней игрушками – до сих пор его любимая площадка для игр. Он учился ходить, переступая вдоль тумбочки, брал игрушку одну за другой и показывал нам, вертел в руках, что-то по-своему рассказывал. Все аплодировали. Такой вот кукольный театр».
Сенсорное развитие
Развивающие игры для детей 8 месяцев дома очень просты и не занимают много маминого времени, в них можно использовать любые подручные средства.
На прогулке
Ребенок в восемь месяцев изучает мир на ощупь, на вкус, учится различать цвета, размеры, структуру материалов. На прогулке не препятствуйте исследовательской деятельности малыша, пусть поиграет с песком, листьями, веточками, водой, камешками, снегом. Катание в коляске по дорожке мало что прибавит к развитию.
Игрушки из подручных материалов
Дайте малышу несколько баночек с откручивающимися крышками и игрушки разного размера. Пусть малыш открывает и закрывает крышечки, пытается положить игрушки внутрь и вынуть их обратно. Так он учится соотносить размеры вещей: маленький резиновый мячик влез в баночку, большой, но мягкий платок тоже, а вот деревянный кубик нет. Сопровождайте все игры своими комментариями, указывая цвета, названия, размеры и свойства предметов.
«Сенсорный клад»
Устройте малышу «сенсорный клад» – набор предметов, обладающих разными свойствами. Положите туда:
- кусочек меха (мягкий, теплый, ласковый);
- гальку (круглый, твердый, холодный);
- шишку (колючий, твердый);
- пищащую игрушку (эластичный, громко пищит);
- матрешки (открываются, а там еще одна);
- колокольчик (звенит, если потрясти);
- маленькое зеркальце в надежной рамке (пускает блики, блестит, можно увидеть себя) и так далее.
Как играть с этими предметами? Доставайте их из коробки по очереди, предлагайте подержать малышу, покажите со всех сторон и расскажите, какие эти предметы. Вот мех, им можно провести по ручкам, лицу — это очень приятно, мех щекочется. А если взять шишку, она колет ручку, и в то же время она легкая. Расскажите, что шишка растет в лесу на дереве, а на прогулке покажите ее «сестер». Перебирая с мамой эти интересные вещички, малыш будет узнавать свойства предметов.
Важно! С мелкими деталями можно играть только в присутствии взрослого! Никогда не оставляйте малыша наедине с опасными предметами.
Музыкальные игры
Включайте ребенку музыку, подберите для него игрушки, которые издают звуки: металлофон, барабан, баночку с сухим горохом, бубен. Покажите, как извлекать звуки, и устройте «концерт».
Минус многих современных музыкальных игрушек – в однообразных и надоедливых электронно-визжащих звуках. Обязательно проверяйте звучание игрушки перед покупкой: оно должно быть приятным, мелодичным. Избегайте резких и пугающих световых эффектов.
Пение
Для развития музыкального слуха полезно пение. Пойте малышу детские песенки, показывая игрушки, например медведей:
Танцевать два мишки вышли —
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей —
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Миша тонкий уморился —
Та-ра-ра, та-ра-ра!
И на толстого свалился —
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Дайте игрушки малышу, побуждая подражать увиденной игре.
Маракасы
Дайте малышу маракасы в каждую ручку. Если у вас их нет, сделайте что-то похожее из маленьких бутылочек, насыпав в них горох. Задача — научить ребенка чувствовать ритм. Напевайте любые стишки, наигрывая ритм, тряся маракасы:
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по дорожке
Всем ребятам напоказ!
Танцы
Напевайте мелодию, хлопая в ладоши и топая ногами в ритм. Пусть малыш повторяет:
Ручки пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Ножки пляшут
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Наденьте на ручки и ножки ребенка бубенчики, держите его за ручки, водите из стороны в сторону, топайте ногами:
Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ, еще раз топ!
Ручкой хлоп, ручкой хлоп,
Еще раз хлоп, еще раз хлоп!
Развитие речи и расширение знаний об окружающем мире
Как развивать речь малыша в 8 месяцев? Методики развития ребенка, на самом деле, нельзя разделить на составляющие. Любое занятие имеет свою цель, но попутно способствует развитию и других качеств. Тот же «сенсорный клад», сеанс массажа, и даже кормление ребенка можно превратить в занятие по развитию речи. Достаточно только общаться с малышом в процессе. Четко и многократно проговаривайте названия предметов, привлекая к ним внимание ребенка: «Сегодня будем есть из зеленой тарелки. Где она? Вот зеленая тарелочка, положим в нее вкусное пюре».
Мама Славы, 8 месяцев: «Сыну очень нравилось собирать все, что лежит на полу, и отдавать мне. Эта игра у нас называлась «Уборка». И она так ему понравилась, что он стал подбирать с пола все, что только можно. Брал и потом полз ко мне, а я называла предмет, который он принес. Если на полу ничего не было, мог подобрать клочок бумажки или нитку и гордо вручить маме».
Читайте книжки
Подберите малышу несколько детских книжек с яркими картинками и короткими стишками или рассказами к ним. Рассматривайте картинки, рассказывая малышу, что на них происходит, какое время дня изображено, что чувствует нарисованный герой, что он говорит. Эмоциональная речь взрослого много значит для малыша. Так он узнает, что мама жалеет Таню, которая уронила мячик, но в то же время успокаивает ее. Проговаривайте простые фразы во время игры: «Дай куклу!», «На куклу!», «Где кукла?», дайте понять ребенку, что нужно делать после этих фраз.
«Покажи где»
Просите малыша показать, где у куклы глазки (носик, ротик, ручки и так далее). Затем пусть то же самое покажет у мамы и у себя. Каждый раз подтверждайте правильность действия: «верно, это глазки», а если показал неправильно – поправьте. Игру можно усложнить. Спросите, где глазки, например, у мячика. Если ребенок растеряется, подтвердите, что у мячика глазок нет и быть не может. Обязательно хвалите малыша за сообразительность.
Расширяйте словарный запас крохи, называя предметы, а через некоторое время прося показать их. С одного раза малыш, конечно, не запомнит, но если повторять одни и те же действия каждый день, пассивный словарь значительно обогатится.
Для правильного развития речи важно постоянно вести диалог с ребенком, но в то же время не «забивать» его голову информацией. Не включайте телевизор как фон: постоянно звучащая быстрая речь, резкие звуки и мелькание перегружают мозг малыша. То же самое с радио, компьютером, игрушками.
Ролевые игры
Для развития воображения полезны ролевые игры, где у героев разные характеры. Конечно, малыш еще не умеет играть в такие игры. Сделайте это сами. Поиграйте в мишку и лисичку: покажите, как мишка говорит низким голосом, а лисичка тоненько пищит. Это поможет малышу научиться различать высоту звуков и понимать, что такое художественное подражание.
Пальчиковые игры
Для некоторых игр вовсе не нужны игрушки, а развивающий эффект от них огромен. К примеру, всем известные пальчиковые игры. Сюда относятся «ладушки», «семья», «сорока-ворона» и другие известные игры. Они представляют собой простые движения (сгибания/разгибания) пальчиков и кистей рук с проговариванием простых стишков.
Пальчиковые игры соединяют в себе развитие мелкой моторики (активные и пассивные движения), речи и фонематического слуха (ритмичные стихи). Начните разучивать стишки уже в восемь месяцев, и они будут развлекать и развивать малыша как минимум до трех лет.
Семейка мышек
Мышки в норке живут,
(складываем ладошки вместе «ложечками» и заглядываем туда)
Громко песенки поют.
(подносим сомкнутые ладошки к уху)
Утро настало, солнышко встало!
(крутим поднятыми ладошками влево-вправо)
Вот проснулся папа-мышь,
(делаем на одной ручке кулачок, отгибаем и гладим большой пальчик)
Вот проснулась мама-мышь,
(отгибаем и гладим указательный пальчик)
Вот проснулся братец-мышь,
(отгибаем и гладим средний пальчик)
Вот проснулась дочка-мышь,
(отгибаем и гладим безымянный пальчик),
Вот проснулся мышь-малыш.
(отгибаем и гладим мизинец)
Ёжик
Очень хитрый старый ёж,
(Руки складываем в «замок», но при этом пальцы выпрямлены, образуя колючки)
Что он спрятал — не найдешь
(указательным пальцем делаем отрицательный жест)
Для своих детей грибочек
(сжимаем одну руку в кулак, вторую ладонь кладем сверху, образуя шляпку)
Ёжик спрятал между кочек.
(Прячем руки за спину или между ног)
Медведь
Спит медведь в своей берлоге
(складываем руки «домиком» над головой)
Не найти к нему дороги
(«идем» двумя пальцами)
Снег засыпал все вокруг
(стучим пальчиками по полу)
Спи скорей и ты мой друг.
(изображаем сон, положив ладони под голову)
Правила выбора игрушек
Чем проще игрушки, тем лучше. Каждая должна иметь одно яркое свойство, отличающее ее от других. Не покупайте сложно устроенные дорогие игрушки, для них время еще не пришло. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку: если у него получилось ее сломать, значит, она, либо неправильно устроена, либо не подходит ему по возрасту. Иногда сломанная игрушка по-прежнему может выполнять свои функции.
Выбирайте игрушки из экологически чистых материалов и от проверенных производителей. У них не должно быть мелких деталей, которые легко оторвать. Если это электронная игрушка, батарейки должны находиться в отсеке, закрученном винтами. Мягкие игрушки выбирайте такие, которые можно стирать. Помните: ребенок все пробует на вкус. Если вы даете ему какую-нибудь «недетскую» вещь для знакомства, например, будильник, телефон и так далее, не оставляйте ребенка с ней один на один, а убирайте в недоступное место.
Идеальная игрушка та, которая используется в разных играх по-разному. Например, возможности