Развитие ребенка в 5 месяца при искусственном вскармливании

Развитие ребенка в 5 месяца при искусственном вскармливании thumbnail

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Девочка с ободком в 5 месяцев

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

Девочка в 5 месяцев улыбается с бантиком

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.
Читайте также:  Основные проблемы развития ребенка дошкольного возраста

Ребенок тянется к игрушкам

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Уход

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Режим дня

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

Мама и малыш 5 месяцев

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Читайте также:  Русский фольклор и его значение в развитии ребенка

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает запор, особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Мама и ребенок 5 месяцев лежат вместе

Источник

Искусственное вскармливание ребенка в 5 месяцев

Искусственное вскармливание – альтернативный грудному типу питания вариант кормления. Искусственное вскармливание ребенка в 5 месяцев весьма распространенное явление, которое может иметь под собой множество причин: нехватки молока у матери, повторная беременность и невозможностью продолжать лактацию, необходимость приема лекарственных препаратов, несовместимых с грудным питанием.

При этом, следует помнить, что пятимесячный срок жизни новорожденного представляет собой определенный рубеж в искусственном вскармливании, когда в рацион детей следует начинать вводить первый прикорм.

  • Основные правила искусственного вскармливания ребенка в 5 месяцев
  • Рацион ребенка в 5 месяцев
  • Как правильно ввести первый прикорм ребенку на искусственном вскармливании в 5 месяцев

Основные правила искусственного вскармливания ребенка в 5 месяцев

Чем кормить ребенка в 5 месяцев и сколько питания по объему ему давать – вопрос, с которым сталкиваются все родители.

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться в процессе организации кормления детей в 5 месяцев:

• принимая во внимание возможность ввода первого прикорма для детей этого возраста, следует учитывать, что адаптированная молочная смесь на этом возрастном этапе должна составлять основу их рациона;

• при альтернативном варианте кормления в пятимесячном возрасте необходимо строго избегать правила о кормлении «по требованию», поскольку искусственный тип предполагает выдерживание необходимых временных интервалов для правильного усвоения и переваривания всех питательных веществ, поступающих из адаптированной смеси;

• в среднем дети в 5 месяцев должны питаться около 5-6 раз за сутки и съедать за один раз порядка 200 мл адаптированной смеси;

• перерыв между кормлениями в ночное время должен составлять не менее 10 часов;

• 5 месяцев – возраст, в котором детям на искусственном вскармливании, можно предлагать их первый прикорм, при этом необходимо предварительно проконсультироваться со своим лечащим врачом-педиатром по этому вопросу;

• в процессе ввода новых продуктов в рацион детей следует ответственно выбирать готовые магазинные баночки с детским питанием и правильно подбирать продукты, в том случае, когда приготовление пищи для крохи будет проходить самостоятельно.

Рацион ребенка в 5 месяцев

Основной рацион питания ребенка в 5 месяцев составляет адаптированная молочная смесь. В этом возрасте детям-искусственникам нужно вводить первый прикорм.

Желудочно-кишечный тракт таких детей уже достаточно окреп для того, чтобы справляться с новыми продуктами, в отличие от малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Первый прикорм сократит недостаток витаминов и полезных микроэлементов в организме малыша, который мог сложиться в результате альтернативного типа кормления.

Читайте также:  Родительское собрание на тему роль семьи в развитии речи ребенка

Педиатры сходятся во мнении о том, что прикорм предпочтительнее начинать с овощей.

Овощи содержат много витаминов, минеральных веществ, пектина, которые необходимы и важны для юного растущего организма.

Важно это и для детей, страдающих расстройствами в работе пищеварительной системы и запорами.

В процессе выбора овощей предпочтение нужно отдавать гипоаллергенным брокколи, кабачку и цветной капусте, а вот яркие овощи: тыкву, морковь и свеклу лучше оставить для более позднего периода развития.

Если у малыша присутствует недобор в весе, то знакомство с новыми продуктами можно начинать с ввода в рацион безмолочных каш.

Среди круп, подходящих для детей в этом возрасте, отмечают  гречку и рис. Варить каши (или заваривать их, если речь о покупных готовых вариантах) нужно на воде.

Полезные советы мамочкам: СМЕШАННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Допаивать детей, находящихся на искусственном вскармливании, рекомендуется дистиллированной кипяченой водой.

Соки и компоты, разбавленные с водой в соотношении 1:1 также могут занять свое место в детском меню, но в весьма ограниченном количестве.

Важно помнить правило о том, что в рационе детей в 5 месяцев не должно быть соли, сахара и любых других видов приправ.

Как правильно ввести первый прикорм ребенку на искусственном вскармливании в 5 месяцев

Прежде чем приступать к вводу первого прикорма в пятимесячном возрасте малышу, находящемуся на искусственном типе кормления, важно обратить внимание на определенные признаки, которые станут дополнительными сигналами к тому, что дитя готово расширить свое привычное меню:

• с момента рождения новорожденного, его вес увеличился как минимум в 2 раза;

• появление первых зубов;

• малыш самостоятельно уверенно сидит;

• проявление интереса к общему столу;

• быстрое возникновение у маленького едока чувства голода после очередного употребления адаптированной молочной смеси, которое говорит о том, что привычной порции еды для него уже недостаточно.

При наличии большинства из этих признаков, можно говорить о том, что дитя готово к знакомству с новыми для него продуктами питания.

Для того чтобы ввести прикорм в 5 месяцев деткам-искусственникам, нужно соблюдать следующие основные правила этого процесса:

• знакомство с любым новым продуктом питания можно начинать только в том случае, если дитя полностью здорово. Если относительно недавно было перенесено какое-либо заболевание, вакцинация или у крохи просто нет настроения, и он капризничает, то лучше отказаться от нововведений в этот день и немного подождать;

• начинать ввод продукта нужно с небольшой порции (не более половины чайной ложки), постепенно увеличивая ее до необходимого объема;

• детям в 5 месяцев можно предлагать пищу только в пюреобразном состоянии;

• вводить два новых продукта одновременно нельзя;

• режим дня с этого времени должен включать в себя прием новой пищи в одно и тоже время каждый день, желательно в дообеденные часы (для того, чтобы легче было проследить возникновение негативной реакции детского организма на вновь введенный продут);

• ввод каждого нового продукта занимает порядка 7 дней. (3 г. в пюре в первый день ввода продукта; и 166 г – в последний седьмой день).

В пятимесячном возрасте большинство деток с осторожностью относятся ко всему новому, поэтому нужно быть готовым к тому, что от новых продуктов они также поначалу будут отказываться, даже не попробовав их.

Предлагать новую пищу в таком случае  нужно не менее 11 раз. Для того, чтобы сделать вкус нового продукта более знакомым для маленького едока, можно добавить в пюре немного привычной для него смеси.

В том случае, когда он отказывается от предлагаемого ему продукта, следует отложить введение новых продуктов в рацион пятимесячного малыша, находящегося на альтернативном типе питания, не некоторое время.

Пятимесячный срок в жизни малышей, находящихся на искусственном типе вскармливания, представляет собой определенный переходный период в организации системы питания таких деток, когда им можно предложить попробовать первый в их жизни прикорм.

Основной компонент их питания по-прежнему адаптированная молочная смесь, которую постепенно начинают дополнять новыми продуктами.

Их ввод в повседневный рацион необходимо начинать только после предварительной консультации с лечащим врачом-педиатром, и только в том случае, когда сам малыш готов к таким нововведениям.

При соблюдении этих простых рекомендаций детки в 5 месяцев будут активно развиваться, получать из пищи необходимые им полезные вещества, витамины и макроэлементы, что положительно скажется на их росте и здоровом развитии.

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Источник