Пособия по развитию внимания ребенка раннего возраста

Пособия по развитию внимания ребенка раннего возраста thumbnail

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каких-либо объектах и явлениях интенсивно развивается в раннем детстве под влиянием овладения ребенком ходьбой, предметными действиями и речью. Самостоятельная ходьба приводит к расширению объема восприятия окружающей действительности, увеличению количества объектов, попадающих в сферу деятельности, а следовательно, и к увеличению объема внимания. Овладение предметными действиями приводит к сосредоточению на различных свойствах предметов. К началу раннего возраста ребенок может действовать с несколькими предметами. Постепенное увеличение общего количества предметов, с которыми действует ребенок, до трех-четырех позволяет развивать устойчивость и объем внимания. Длительность сосредоточения в этом возрасте может достигать 10-15 минут. Речевое развитие, формирование потребности в общении с другими людьми и появление интереса к их действиям способствует сосредоточению внимания ребенка не только на предметах, но и на значении слов и фраз. Слово начинает выступать как средство привлечения внимания ребенка и способствует развитию произвольного внимания.

Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. Дети раннего возраста, внимание которых привлекается к какому-либо новому необычному предмету, не могут сосредоточенно его воспринимать необходимое время, так как другие стимулы затормаживают познавательную активность и способствуют переключению внимания на другие предметы. В целом у детей раннего возраста доминирует непроизвольное внимание, оно характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью.

Постепенно с возрастанием способности понимания речи взрослых появляется возможность произвольного управления вниманием ребенка. Дети могут по указанию взрослого переключить внимание на тот предмет, который называет взрослый. С помощью словесных инструкций взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. По мере речевого развития процессы внешнего словесного управления совершенствуются. Однако внешне управляемое внимание ребенка раннего возраста малоэффективно, поскольку оно неустойчиво и слишком подвижно, не обладает свойством распределения. Ребенок может делать только одно дело и выполнять одно действие. Если его что-нибудь отвлекает, то он может и не вернуться к прежнему делу без специального напоминания.

Практический пример

Паша Г., 2 года 11 месяцев. Физически здоров. Любознательный, веселый, жизнерадостный, добрый, импульсивный и одновременно рассеянный. Легко увлекается занятиями, которые ему предлагает мама – чтением, рисованием, игрой и др. Однако ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение 10-15 минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребенка. Отвлекается на все подряд.

Развитие речи способствует постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого происходит только к девяти-десяти годам. Несмотря на то что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения со взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.

Выделяют несколько стадий развития внимания детей (рис. 6.1). Первая стадия соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, отвлекаемое и неспособное к концентрации. Вторая стадия становления внимания на втором году жизни связана с возникновением фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном. Ригидная концентрация внимания не дает ребенку возможность осуществлять параллельную активность, причем необходимость отвлечения от выбранного занятия порождает у него негативные эмоции. На третьем году жизни внимание обнаруживает свойство гибкости, которое позволяет ребенку переключиться со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а затем после короткого временно́го промежутка вернуться к своему занятию (стадия гибкого одноканального внимания).

Стадии развития внимания детей в раннем возрасте

Рис. 6.1. Стадии развития внимания детей в раннем возрасте

Следовательно, ранний возраст заканчивается фазой развития одноканального внимания, которое активизируется в связи с определенной мотивацией. Такая одноканальность и неустойчивость внимания ребенка объясняет низкую эффективность обучения в раннем возрасте. Желание ребенка может направить его внимание на произвольно выбранный объект и некоторое время оно на нем концентрируется. Внимание на границе раннего и дошкольного возрастов не отличается еще признаками зрелой формы, а именно: пластичностью, переключаемостью и распределением, что создает ограничения для проявления функции мышления и поведения ребенка в целом.

Таким образом, для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, оно в основном непроизвольное, слабоустойчивое, поэтому ребенок часто прекращает начатую деятельность. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. В целом внимание детей кратковременно, неустойчиво, слабо концентрировано, легко отвлекаемо, характеризуется узким объемом и трудностями переключения (рис. 6.2).

Читайте также:  Логопедия индивидуальные программы развития ребенка

Основные характеристики внимания детей раннего возраста

Рис. 6.2. Основные характеристики внимания детей раннего возраста

Примерно после двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, определенными указаниями, жестами и т.д., что позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой детей одновременно.

Источник

Людмила Канева
Методическое пособие по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста

Методическое пособие

по развитию сенсорных способностей

у детей раннего возраста через использование нетрадицион-ных игр и пособий

“Ай, да игрушка”

Актуальность.

Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность — это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

При планировании занятий с детьми второго года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.

Основы успешного обучения в школе и социальной адаптации закладываются у детей ещё в грудном возрасте. Чем раньше происходит развитие способностей ребенка, тем лучше они раскроются. Этому способствует правильные игрушки.

Чтобы как можно более целенаправленно развивать ребёнка на первых годах жизни, разработана специальная концепция игрушек.

В данном пособии предложены нетрадиционные игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные педагогами и родителями. Игры полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Предложенная серия игрушек охватывает все стороны сенсорного развития ребёнка раннего возраста, что предаёт данной работе особую значимость.

Теоретическое обоснование.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является сензитивным, т. е. благо-приятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Пособие разработано с учетом данных научных исследований.

Технология опыта.

Цель: создание современного методического и дидактического комплекса для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:

1. Продолжать обогащать сенсорный опыт детей;

2. Совершенствовать разнообразные действия с предметами;

3. Развивать мелкую моторику руки;

4. Развивать внимание, мышление, творческие способности;

5. Продолжать учить соотносить форму, цвет, размер предмета с эталоном

В пособии предложен перспективный план использования игр в течение учебного года, игры могут использоваться на занятиях «Действия с дидактическим материалом» и в нерегламентированной деятельности.

Дается описание игры или игрушки с указанием названия и цели. Ценным является то, что пособие снабжено фотоприложением. Это облегчит возможность трансляции данного опыта.

Автором рекомендуется неоднократное повторение, закрепление знакомых игр с детьми в течение года. Также необходимо привлечение родителей к закреплению полученных детьми навыков в домашних условиях.

Адресная направленность.

Методическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий “Ай, да игрушка” адресовано педагогам, работающим с детьми раннего возраста, родителям.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии как ему помочь

Новизна.

Новизна данного пособия заключается в систематизации и обобщении нетрадиционных игр, игрушек и пособий. Значимым является то, что в методическом пособии прилагаются авторские игры («Тактильные бусы», «Чудо книжка», «Сухой бассейн», «Баночки».)

Галерея нетрадиционных игр и пособий.

Игры с водой и песком.

Центр «Песок и вода» — помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова построить.

Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.

Игры с водой.

Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:

• Тонет не тонет

• Мокнет

• Со льдом

• Горячее, холодное

• Со снегом

• Растворяется (краска, гуашь)

• Вылавливание предметов сочком

• Путешествие кораблика

• Купание игрушек

• Стираем – маме помогаем

• Рыбалка

• Замерзание воды в сосуде

Игры с песком

• Сухой – закапывание предметов в песок

• Строительство пирамидок

• Рисуем палочками на песке

• Пересыпание песка из ладошки в ладошку

• Пересыпание с мельницы

• Сырой – печем печенье

• Игры с пасочками

• Закапывание, раскапывание игрушки в песке

• Строительство дорожки, горки

• Оставь свой след на песке

• Укладывание дорожек из камушков на песке

Веселые крышки

Цель:

Развитие сенсорного внимания, учить различать предметы по величине, группировать предметы по цвету, формировать представление у детей о величине, развивать координацию мелких мышц руки.

Ход игры:

Воспитатель и ребенок высыпают на стол крышки.

1. Воспитатель предлагает ребёнку самую большую или маленькую крышку, показать определенного цвета или такую как у него;

2. Построить башню из крышек;

3. Выложить дорожку из крышек.

Сухой бассейн.

Цель:

Снятие напряжения, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческой способности, совершенствования мелкой моторики рук.

Ход игры:

Сухой бассейн – это набор цветных крышек, собранных в коробке. Эту игру можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден.

1. «Купание» рук в сухом бассейне: погружение кистей рук, рук по локоть, плечи, шуршание крышками.

2. Рассыпать крышки по ковру (столу, полу, предложите ребенку ответить на вопросы и выполнить задание:

• В тазике помещается много крышек?

• Какого цвета крышки?

• Какого цвета больше?

• Сортируем крышки по цветам.

3. Детям предлагается рассыпать и собрать их, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

4. «Чьи бусы длиннее» малыш должен выложить на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета;

5. Строим пирамиды, башенки, арки, ворота. Ребенок строит различные сооружения, ставя крышки друг на друга. Если в игре принимают участие несколько детей, можно предложить им посоревноваться, например: «Чья башенка выше?»

Речевые кубики.

Цель:

Развитие словарного запаса слов, узнавать предметы на рисунке, развивать внимание детей, совершенствовать координацию рук.

Ход игры:

Крупные кубики с крупными, яркими изображениями на всех сторонах: предметов, действий, животных, размеров, цветов, несложных сюжетов, расположения предметов (использование предлогов в, на, за).

Воспитатель предлагает ребенку кубик и просит его бросить на пол, ту картинку которая оказывается на верхней грани кубика, воспитатель рассматривает, ребенок называет, что изображено, его цвет, звукоподражание.

Прищепки.

Цель:

Совершенствовать мелкую моторику, закрепление основных цветов, умение группировать однородные предметы.

Ход игры:

У воспитателя заранее есть заготовки ежика, солнца, тучи, елки без лучи-ков, колючек, капелек. Ребенку предлагается подобрать и прищепить необходимую прищепку по цвету заготовки в нужном месте.

Читайте также:  Развитие и тренировка внимания у ребенка

Картинки на крышках.

Цель:

Обогащение словарного запаса, развитие предметного восприятия.

Ход игры:

Воспитатель высыпает перед ребенком крышки с нарисованными предмет-ными картинками, а ребенок рассматривает картинки и называет, что на них изображено.

Бусинки.

Цель:

Развитие мелкой моторики, развивать внимание, учить чередовать бусы по цвету, развивать координацию движения рук под зрительным контролем. Формировать понятие о количестве предметов, понимать слова «один»«много».

Ход игры:

Воспитатель высыпает перед ребенком бусинки, а ребенок нанизывает бусы на шнурок чередую их по цвету, величине, форме.

Мышки.

Цель:

Развитие основных четырех цветов, ориентация в пространстве и начальные навыки счета.

Ход игры:

Чтобы кошка не нашла свою добычу, квартиры в домике такого же цвета, что и мышки. Дайте ребенку в руки одну мышку, предложить показать, где ее квартира. Иногда мышки выходят на прогулку: первая идет красная, последней – зеленая. Между ними желтая и голубая. Предложите ребенку расставить мышек в ряд.

Ай да книжка!

Цель:

Развитие тактильного восприятия, развитие речи, расширение словарного запаса слов. Знакомство с названиями простейших предметов и объектов.

Ход игры:

Все дети любят книжки, но, листая их неловкими пальчиками, рвут бумаж-ные странички, наша книжка не порвется – её страницы сделаны из носовых платочков, так необходимым малышам. На каждой странице имеется красочная картинка, которую можно не только рассмотреть, но и потрогать, помять, даже использовать по прямому назначению, ведь такую книжку легко постирать.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку на странице, назвать, что нарисовано.

Тактильные бусы.

Цель:

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Ход игры:

Бусы собраны из разных на ощупь предметов: пуговицы, бегунки, мягкие емкости с воздухом внутри и т д. У ребенка в руках бусы, воспитатель предлагает ребенку найти на них шершавую поверхность, гладкую, мягкую, твердую.

Пирамидка.

Цель:

Учить действия с предметами в определенной последовательности, развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении задания с однородными предметами разной величины, совершенствовать мелкую моторику, формировать умение правильно ориентироваться на словах «большой»«маленький».

Ход игры:

Многофункциональная, мягкая пирамидка. Воспитатель разбирает пирамидку, а ребенку необходимо собрать пирамидку по размеру колец.

Кубик с кармашками.

Цель:

Развитие сенсорного внимания, мелкой моторики.

Ход игры:

Мягкий, крупный куб с кармашками основных цветов и плоскими предметами таких же цветов. Воспитатель предлагает ребенку заготовки предметов, ребенок вкладывает заготовку в нужный карман.

Шумящие коробочки.

Цель:

Развитие слухового внимания, умение различить звуки.

Ход игры:

Ребенку предлагается найти по звучанию такой же звук коробочки, что и у воспитателя, определить, что бренчит «громко»«тихо», «глухо»«звонко».

Баночки.

Цель:

Развитие мелкой моторики, координации движения рук.

Ход игры:

На столе раскладываются баночки с крышками, ребенок подбирает методом прикладывания крышку к нужной баночке, пытаясь подобрать необходимое. Баночки закрыты, ребенку предлагается открутить крышки.

Коробки – матрёшки.

Цель:

Обратить внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов «большой»«маленький», вводить данные слова в активный словарь, учиться относить формы предметов с помощью проб. Выполнять простые действия с предметами. Открывать и закрыть коробки, познакомить с принципом складывания «одну в одну».

Ход игры:

Перед ребенком набор «коробок матрешек», ребенку необходимо подобрать крышку к данной коробке. Найти самую большую коробку или маленькую, собрать коробки «одна в одну» по величине (размеру).

Замки.

Цель:

Развитие мелкой моторики. Учить детей открывать и закрывать дверки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает мелкие предметы спрятать в домик и закрыть замо-чек.

Список использованной литературы:

1. Е. К. Ютова «Тренинг общения с ребенком», г. Санкт-Петербург 2002г.

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», г. Москва «Просвещение» 1982г.

3. Л. Н. Павлова «Раннее детство. Познавательное развитие», г. Москва, Мозайка-синтез 2006г.

4. И. Ю. Кулагина «Возрастная психология», г. Москва «Просвещение» 2005г.

5. В. Г. Сотникова «Самый маленький в детском саду», Линка-Пресс 2005г.

6. И. В. Пастревич «После трех уже поздно», г. Надым 2003г.

7. С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возрас-та», г. Москва «Просвещение» 2005г.

Источник