Развитие ребенка творческих способностей ребенка на ритмике

Развитие ребенка творческих способностей ребенка на ритмике thumbnail

Тема: «Уроки ритмики для развития творческих способностей детей».

Учитель ритмики

Федорова Т.В.

Стаж работы: 14 лет

МОБУ СОШ№1

г. Якутска

Я работаю учителем ритмики в МОБУ СОШ №1 второй год. Ритмика как предмет художественно-эстетического цикла, является вариативной частью учебного плана школы, поэтому урок стоит в расписании и ведется один раз в неделю с первого по восьмой классы. За такое короткое время детей необходимо научить многому: элементам классического, народно-сценического, историко-бытового, бального, современного танцев. Элементы ритмопластики и партерной гимнастики являются неотъемлемой частью каждого урока. Беседы об искусстве, прослушивание музыки, выступления на школьных вечерах и утренниках, концертная деятельность участников – все это заложено в программу уроков ритмики.

Уроки ритмики очень близки по целям и задачам к урокам развития творческих способностей детей. Поэтому по сути уроки ритмики – это и есть развитие – развитие творческих способностей детей средствами хореографии.

Именно ритмы рок-музыки, поп-музыки с наибольшей полнотой имитируют сегодня естественную ритмику жизни тела подростка, физическая активность которого в век научно-технического прогресса снизились. Отсюда и увлечение детей различными формами танцевального досуга: занятие в хореографических кружках, шейпингом, аэробикой в спортклубах, увлечение дискотеками, самостоятельное исполнение танцев дома. И везде танец выполняет функцию психической, соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

И я как специалист с уверенностью могу сказать, что все дети талантливы и очень любят, и хотят танцевать. Поэтому чтобы развивать наших детей в области хореографии, я работаю в школе. Ведь благодаря танцам происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей.

Молчаливый и быстрый взгляд усваивает колоссальную по важности и объему информацию: интонацию речи, выразительность позы, силуэта, жеста, взгляда – всей манеры непосредственного поведения. Проявляемый в танце ритмопластичеcкий портрет его исполнителей красноречивей всяких словесных характеристик.

Самое массовое увлечение танцами – это дискотеки, где дети танцуют, выражая свою индивидуальность. Но организация танцевальной среды на дискотеках находится на очень низком уровне. Молодежь в своей массе не обладает даже элементарными выразительными средствами танцевальной импровизации, которая противостоит проявлению в человеке его стадных инстинктов и способствует развитию его достоинства, культуры эмоционального переживания радости или печали. Однако никто участников дискотек этому не учит, они предоставлены сами себе. У нас в стране вообще отсутствует концепция массового развития танцевальной культуры населения.

Поэтому программа «Ритмика и танец» по которой я работаю, направлена на разрешение существующих противоречий и нацелена на:

Основную задачу – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.

Цель программы: Формирование установки к здоровому и двигательно – активному образу жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать детям первоначальную хореографическую подготовку,

  • выявить их склонности и способности;

  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

  • воспитание культуры поведения и общения;

  • развитие творческих способностей;

  • воспитание умений работать в коллективе;

  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

  • организация здорового и содержательного досуга.

На мой взгляд, главная задача художественно-эстетического образования в области танца заключается в том, чтобы научить детей танцевать красиво, в свободной непринужденной манере, владеть ритмопластикой танца, помогающей быть искренним, привлекательным, непосредственным. Тогда и культура общения в танце станет естественной и необходимой нормой поведения, вне которой учащиеся не смогут реализовать свои лучшие личные качества. Поэтому основным направлением учебно-познавательной работы на уроке является посильное развитие в каждом ученике:

— творческих способностей;

— умения оперировать танцевальными, пластическими образами посредством погружения в специфику хореографического процесса;

— соответствия внутреннего и внешнего образа ученика в единстве с развитием его нравственных устремлений;

— физических данных.

Движение – потребность детского организма. Недостаток движений приводит к ряду заболеваний. Приход ребенка в школу почти вдвое сокращает двигательную активность по сравнению с дошкольным периодом. Уже к концу первого года обучения в школе у многих детей наблюдается нарушение осанки. И это понятно. Ведь им столько приходится сидеть, а какие тяжелые, просто неподъемные рюкзаки таскать! А мышцы так слабы, не тренированы. Ритмическая гимнастика является одним из эффективных средств достижения требований к уроку, обуславливающих его образовательную направленность, высокую моторную плотность, динамичность и эмоциональность. Простота и доступность упражнений ритмической гимнастики обеспечили ей особое место на уроках ритмики в начальных классах.

Комплекс упражнений ритмической гимнастики может применяться в водной части урока для подготовки организма учеников к решению задач основной части. Комплексы ритмической гимнастики обязательно составляются с учетом возраста, физической подготовленности школьников, а также последовательного включения различных частей тела к работе, постепенного увеличения и снижения нагрузки.

Подбор музыкального сопровождения соответствует характеру выполняемых движений, их ритму и темпу. Комплекс упражнений составляется так, чтобы общеразвивающие упражнения были направлены на укрепление мышц спины, формирование правильной осанки. Удачный подбор музыкального сопровождения, танцевальных элементов содействуют развитию двигательных качеств (координации) и музыкально-эстетическому воспитанию учащихся. Обязательно на уроке говорю о том, зачем нам нужно выполнять те или иные упражнения, что они развивают, какие группы мышц. Как и чем нужно заниматься, чтобы быть сильным, здоровым, интересным человеком. Привожу примеры различных сказочных персонажей («Сказка о горбатой принцессе»). Основываясь на естественное влечение детей к игре, подражанию животным, предлагаю различные упражнения на дыхание, имитацию. Детям упражнения, элементы на перевоплощение очень нравятся. Предлагаю упражнения сюжетного характера, например, «Рисуем солнышко», «Печем пирожки», «Лепим снеговика» и т.д. С первого дня учу детей выполнять элементы правильно, эмоционально, что развивает память, воображение.

Обязательно говорю детям, чтобы запомнившиеся элементы дети выполняли дома. На каждом уроке к изученным элементам добавляем новый и новый танцевальный этюд. Обязательно чередую упражнения на развитие координации, силу ног, мышц спины, живота, танцевальные этюды с игровыми моментами и элементами партерной гимнастики.

Читайте также:  Речь и интеллект в развитии ребенка скачать

Очень важно во время урока подойти к каждому ученику: одного похвалить, другому подсказать, подбодрить тех, у кого еще не совсем правильно получается, и тогда каждый сможет достичь успеха. Тогда все стараются, и очень трудное сначала упражнение позже становится любимым. На каждом уроке приходится работать с полной отдачей. Конечно, очень трудно, но видеть радость в глазах детей это и есть результат моей работы. Особое внимание на уроках ритмики я уделяю партерной гимнастике. Простые элементы в форме игры, образов я ввожу уже с первого класса. В среднем звене дети с лёгкостью выполняют уже наиболее сложные элементы. Упражнения партерной гимнастики развивают у детей пластику, укрепляют мышцы спины, ног, формируют осанку, укрепляют внутренние мышцы всего организма. Детям очень нравятся такие упражнения, так как они выполняются сидя, лежа на полу на животе, спине, под спокойную, мелодичную музыку. Все эти упражнения на протяжении всех лет, когда ведутся уроки, в большей степени поддерживают и укрепляют здоровье детей, так как многие из них направлены на улучшение иммунной системы человека. Дети учатся «любить» свое тело, развивать его и заботиться о нем. А это имеет большое значение в развитии школьника, как личности. Дети могут самостоятельно пополнять свои знания, умения, занимаясь партерной гимнастикой дома.

Ритмическая гимнастика, партерная гимнастика, игровая деятельность являются составной частью всех уроков ритмики. С первого класса, от простого к сложному, я приобщаю учащихся к миру танца. Если в начальных классах дети изучают детские танцы, такие как «Веселые утята», «Чебурашка», «Полька».

В среднем звене, 5-8-е классы в программу изучения входят элементы классического, историко-бытового, народно-характерного, современного, бальных танцев. Большое значение имеет то, что при изучении бальных танцев ребята танцуют в парах, где воспитывает благородство и уважение к партнеру. Программа подразумевает изучение бальных танцев класса «Д». Это основные элементы танцев «Румба», «Танго», «Ча-ча-ча», «Венский вальс», «Медленный вальс», «Фигурный вальс», а также фитнес-аэробика.

На уроке я стараюсь вводить элементы импровизации и постановки танцевальных сюжетов. Ученикам очень нравится импровизировать, так как при обучении импровизации все формы практических занятий способствуют проявлению собственной инициативы, их стремления сделать что-то свое, новое, лучшее. Сопоставляя спонтанно возникающие движения и выученный материал, анализируя свое выступление и выступление других, участвуя в различных концертах, ребята учатся концентрировать свое внимание на формах рассредоточенного мышления, столь необходимых для принужденного раскрепощенного мастерства в импровизационном искусстве танца.

Создавая атмосферу творчества на уроке, в которой процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным, важно пробудить в ученике веру в самого себя, уважение к каждому самостоятельно найденному решению, пусть даже не всегда интересному. Ведь обучение танцевальной импровизации учит выражать свои чувства, эмоции, возникающие обычно спонтанно в различных жизненных ситуациях.

На всех уроках я использую различные методы:

  1. Репродуктивный (показ-повтор);

  2. Объяснительно – иллюстративный:

    • Рассказ о танце;

    • Беседа;

    • Показ движений;

    • Прослушивание музыки;

    • Просмотр видео.

  1. Частично поисковый:

  • Поиск новых движений;

  • Импровизация;

  • Творческие работы учащихся.

  1. Средства:

  • Музыкальные – диски, пластинки, аудиокассеты;

  • Технические средства – магнитофон, проигрыватель, музыкальный центр, компьютер, интернет;

  • Оборудование – зеркала, станки.

За короткое время работы в школе я добилась неплохих результатов. Созданный при школе ансамбль танца «Нюргуhун» является украшением любого концерта на школьных мероприятиях. Успешно выступает на конкурсах различного уровня. В большинстве случаев ребята с интересом и улыбкой приходят на уроки ритмики, поэтому неуспевающих по этому предмету нет, да и «3».

Показатель за 2015-2016 учебный год:

УО – 100% всего 623 ученика

УК – 100%; на «4» и «5» — 623 ученика

I полугодие 2016-2017 учебного года

УО – 100% всего 457 учеников

УК – 100%; на «4» и «5» — 457 учеников

Значимость игры на уроках ритмики.

На уроках я очень часто использую игровые моменты, что очень нравится детям.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности.

Игровая ситуация – это учебное по цели и содержанию, но игровое по форме окружение, способствующее развитию творческой активности учащихся через постепенное включение его в учебную деятельность.

Задачи игровой среды

  1. Создать условия для более осознанного, интересного через организацию активного взаимодействия ребенка и игровой среды.

  2. Обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.

  3. Создать творческий потенциал ребенка.

В классе, где обучаются дети с задержкой психического развития: создание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит у них неравномерно и в замедленном темпе.

Остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и позиция школьника. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряженную учебную деятельность – быстро устают.

Но эти явления, по наблюдению психологов, не имеют стойкого характера и при индивидуальной помощи взрослого компенсируются. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы решаются многие педагогические задачи. И в этом большое значение имеет игра.

  • Упражнения и игры на внимание, развитие координации

«Где нос, где ухо?»

Правой рукой беремся за левое ухо, левой рукой за нос – хлопок – беремся левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос (повторяем несколько раз).

Игра «Запомни порядок»

Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается т перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.

Игры на развитие памяти

«Запомни движение»

Учитель показывает детям движения из 3-4 действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом можно в обратном.

«Повторяем движения»

Участники игры стоят в кругу. Ведущий в центре.

Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного или два. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши, а при положении «руки в стороны » — топать ногами.

Читайте также:  3 месячный ребенок физическое развитие

Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

«Поем вместе»

Участники игры удобно сидят в кругу.

Условия игры: ведущий предлагает спеть вместе песню, например, «голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, то все начинают дружно петь вслух. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно, про себя. Если ведущий хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух.

И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибется. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

«Развиваем внимательность и наблюдательность»

Условия игры: участники выбирают водящего. Остальные участники занимают определенные позы, которые водящий должен запомнить. Затем водящий выходит из комнаты, а играющие должны сделать всего 5 изменений в одежде, в позах. После этого входит водящий. Он должен вернуть всех в исходное положение. Если водящий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность.

«Комплимент»

Участники игры стоят в кругу. Нужно сказать выразительно, эмоционально комплимент тому, кто стоит справа. Все говорят по очереди соседу справа комплимент, затем в обратном прядке. Игровая ситуация, являясь своего рода оболочкой, позволяет разнообразить учебное наполнение урока, обеспечивает целостную связь, позволяет педагогу параллельно вести игровую и учебную линию. Соблюдать их правильное взаимоотношение, способствовать активизации познавательной деятельности

Источник

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти — семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживаю и развиваю творческие способности детей на занятиях ритмикой и хореографией. Ведь приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией имеет главную цель: определение эффективности развития творческих способностей детей.

Для достижения цели выделяются следущие задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

2. Формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.

3. Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми.

4. Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой и хореографией осуществляются в согласии с принципами педагогики: принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенного повышения требований, принцип систематичности и повторяемости материала, принцип сознательности и активности, принцип гуманизации.

На занятиях ритмикой и хореографией следует использовать методические приемы, которые вызывают у детей желание творчества: игровой метод, импровизационный метод, метод показа, концентрический метод, музыкальное сопровождение как методический прием.

Развитие творческих способностей детей на занятиях может быть эффективным лишь на основе полноценного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.

Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движений, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

В репертуар включаются  русские, украинские народные мелодии, музыкальные произведения композиторов, чье творчество обращено к детям (Е. Тиличеева, М. Красев, Ю. Слонов, В. Витлин, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.). Из классического репертуара отобрала произведения композиторов – классиков М. Глинки, Н. Римского – Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, К. Сен–Санса, Э. Грига, А. Бородина, разнообразные по жанрам, тематике.

Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы “через себя” музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда моя задача развивать не столько воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

Читайте также:  Причины развития атопического дерматита у ребенка

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением “сиюминутности” процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому провожу игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине.

Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

При использовании на занятиях игр – импровизаций описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.

Игровая ситуация “Подснежник”.

Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ.

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон.

Используется запись из альбома “Времена года” П.И. Чайковского.

Игровая ситуация “Капельки”.

Используется музыкальное произведение “Лирический танец” Поль Мориа

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — “спят”.

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

Работая над ритмическими движениями, стремлюсь не только закрепить у детей ощущение музыкального ритма, но и научить свободному владению грамматикой, техникой движения, добиваясь того, чтобы пластика тела каждого ребенка становилась одухотворенной и выразительной. Поэтому при освоении технических приемов исполнения ритмических движений дети сразу получают установку на выразительность, то есть на передачу эмоционального содержания, заложенного в движении. Для этого сначала предлагаю мини – этюды, способные собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Для детей первоначально провожу игры по подражанию, затем они начинают фантазировать сами.

Мини-этюд “Березка”.

Упражнение активизирует воображение детей, развивает музыкальность, эмоциональность и фантазию. Используется музыкальное произведение “Березка” Е. Тиличеевой.

Педагог. Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр – путешествий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

Источник