Развитие ребенка средствами русского народного творчества

Развитие ребенка средствами русского народного творчества thumbnail

кутова анна
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л. Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоресочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.

При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.

Тушки – тушки,

Сели на подушке,

Пришли подружки,

Столкнули с подушки. —

Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.

Веселя малыша,можно сказать:

Кокли-мокли,

Глазоньки промокли,

Кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

Во время кормления мы приговариваем:

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку произносим пестушку:

Наши детки маленькие,

На них шубки аленькие.

Опушки бобровые,

Детки чернобровые.

Шапка да шубка –

Вот и есть Мишутка!

Во время умывания мы приговариваем:

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие чистые

Ушки и ладошки!

Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».

Прибаутка, шутя,показывает взаимосвязь всего в мире:

Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

– Сено косить.

На что тебе сено?

– Коров кормить.

На что тебе коровы?

– Молоко доить, ребяток поить.

Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.

Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.

В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

Да норы не дорыла.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет.В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:

Катится торба

С высокого горба,

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем будешь делиться?

Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими

«устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки, народные игрушки.

В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое.Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К. Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н. Н. Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».

В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?

При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русскихпословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.

Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.

Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации.Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».

В старшей группе мы начали знакомить детей с православными («Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).

С детьми мы заучили колядки:

Коляда – моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

На Мироновом двору,

Эй, дядька Мирон,

Вынеси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.

В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.

Источник

Анастасия
Проект в старшей группе «Русское народное творчество как средство развития речи детей»

Проект в старшей группе

«Русское народное творчество, как средство развития речи детей».

Тип: познавательно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Срок проведения: с 12.11.18 г. по 23.12.18 г.

Руководители: Величкина А. А., Гончаренко Н. В.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Актуальность. Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель. Развитие совместной творческойдеятельности взрослого и ребенка через следующие образовательные области программы: речевое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие. Повышение статуса семьи, творческого союза детей и родителей; воспитание чувства любви к родной культуре и истории. Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста, делая жизнь детей интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.

Задачи:

1) Развивающие:

развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

— расширять словарный запас;

— формировать связную речь;

2)Образовательные:

— дать представление о русском народном творчестве, ремесле, литературе, музыке;

— расширить представления детей о разных формах фольклора;

3)Воспитательные:

— воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

План реализации проекта.

Первый этап – подготовительный.

1) Разработка плана проекта

2) Сотрудничество с родителями.

3) Разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала.

4) Составление сценария развлечения.

Второй этап – основной, организационно-практический.

1) Индивидуальные и групповые занятия, беседы;

2) Изучение разных форм фольклора;

3) Работа с родителями;

4) Театрализованная деятельность.

5) Разучивание песен, танцев на русскую народную тематику.

6) Сочинение сказок и их инсценировка.

7) Творческо-эстетическая деятельность.

Третий этап – презентация.

1) Организация выставки дымковских игрушек.

2) Итоговая презентация проекта.

Ожидаемые результаты.

1)У воспитанников:

-формирование устойчивого интереса к русскому народному творчеству, традициям и культуре Родины;

-повышение уровня связной речи;

-обогащение словаря новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

2)У родителей:

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

— поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Мероприятия:

Формы работы с детьми и родителями:

1. Вступительная беседа «Матушка Россия». Обзор предметов русского быта (русский народный костюм, кокошник, платок; посуда (хохлома, гжель, различные виды русской народной росписи, узоры; матрёшка дымковская игрушка).

2.Дидактические игры:

«Продолжи пословицу»;

«Отгадай русский народный музыкальный инструмент»;

«Определи на ощупь»;

«Определи героя сказки»;

«Чей узор?»;

«Пословица, мы тебя знаем».

3. Театральное приключение «К нам приехал театр, а мы его актёры», инсценировка русских народных сказок.

4. Художественно-творческая деятельность, рисование «Матрёшка».

5. Музыкальный видео-урок «Русский народный танец», «Русская народная песня», просмотр, обучение движениям, песен «Калинка», «Во поле берёзка стояла».

6. Изучение пословиц, поговорок. Рисование одной из пословиц на выбор ребёнка.

7. Русская народная игра «Горелки».

8. Чтение русских пословиц и поговорок, сказок «Белая уточка», «Хаврошечка», «Василиса прекрасная», «Теремок», «Репка», Петушок и бобовое зёрнышко» и т. д.

9. Физкультминутки «Калинка», «Мы весёлые ребята, любим танцевать».

10. Подвижные игры «Повтори движение», «Вместе весело плясать».

11. Выставка дымковских игрушек.

Конспект проекта

«Русское народное творчество как средство развития речи детей».

– Ребята, сегодня мы с вами окунёмся в мир фольклора – русского народного творчества. Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

— Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица перьем, а человек уменьем? (человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

— А чтобы нам определить, кто в какую мастерскую пойдет,давайте разделимся таким способом: я называю по порядку виды росписи, а вы как стоите, друг за другом запоминайте в какую мастерскую вы пойдете.

— Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секрет,

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

— Что такое Дымка? Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?

(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

— Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета?

Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор? (Гжельская роза). Что расписывают этой росписью? (Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом сине- голубого цвета. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.)

— Что такое Хохлома? Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

— Что такое Филимоновские игрушки? Почему она названа Филимоновская? (Деревня Филимоново) Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).

Физ.Минутка:

Конь меня в дорогу ждёт.

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой

Быстро на коня вскочу,

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой,

Помашу тебе рукой.

— Давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей узор?». На столе будут разложены карточки, на них изображены элементы определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.

— Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев! Вам понравилось? Какие виды росписи вы закрепили?

Художественно творческая деятельность, рисование матрёшки (карандашами).

II. — Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится.

— А вы знаете пословицы? Назовите?

— Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

— Все эти произведения называются фольклором

— Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

— Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “ творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.

— Что же такое пословица?

Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Дидактическая игра: «Узнай пословицу по рисунку».

— Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу.Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём — увидим».

В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная,общественная: его потребности, привычки.

Пословицы и поговорки о дружбе

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы об учении

Ученье свет, а неученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Жить — Родине служить.

ФИЗМИНУТКА: Делу время – потехе час, — говорит русская пословица.

— Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

Игра «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, …а дома лучше.

За двумя зайцами погонишься, … ни одного не поймаешь.

Игра «Собери пословицу» (в парах).

Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто медом мажет,

А то тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего,

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

— А теперь каждый из вас нарисует ту пословицу, которая вам больше всех понравилась (дети рисуют в свободном формате).

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

II. — А вы знаете, как появились сказки?

— Человек с древних времен учился у природы, но были явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, боялись темноты. И все это люди объясняли проявлением волшебных сил. Человек наделял силой птиц, рыб, животных. Появилась сказочная Жар-птица, щука, которая помогла Емеле, Сивка-Бурка. Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного к другому, из уст в уста, так как люди не умели писать. Поэтому сказки относятся к устному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди и рассказывали свои сказки.

Были признанные сказатели, сказочники, которых послушать приходили из других деревень.

— А скажите трудно придумывать сказки? А почему?

— А вы хотите научиться придумывать сказки?

Воспитатель читает сказку «Белая уточка». Разбираем композицию сказки.

— А теперь, ребята, вы должны придумать все вместе сказку на новый лад, каждый из вас говорит по предложению, затем читаем, что получилось.

Театрализованное выступление.

Выставка Дымковской игрушки.

Русский фольклор.

Предметы русского быта

Рисунки Матрёшки

Методические материалы к проекту.

1. Аникин В. П., Русская народная сказка.

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду.

3. Шорохова О. А. Играем в сказку.

4. Логинова В. И., Максаков М. Д., Развитие речи детей дошкольного возраста.

5. Устное народное творчество: виды и жанры. Ушакова О. С.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Проект в старшей группе «Русское народное творчество как средство развития речи детей»Развитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчестваРазвитие ребенка средствами русского народного творчества

Источник