Развитие ребенка состоит из пяти

Развитие ребенка состоит из пяти thumbnail

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Особенности развития ребенка в 5 лет

Особенности развития ребенка в 5 лет

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Читайте также:  Как не допустить развитие бронхиальной астмы у ребенка

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш уже помогает родителям

Малыш уже помогает родителям

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.

Творческое развитие детей

Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.

Читайте также:  Москва программа развития для ребенка 3 лет

  • Развивающие ИГРЫ для детей 5 лет. ЛУЧШИЕ игры для развития ребенка.

  • Развитие речи ребенка 5-7 лет

  • Развитие и воспитание детей от 5 до 8 лет

Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное. Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику. А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.

Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей. Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем. Подходите к воспитанию комплексно. Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.

Источник

Любовь Гальчук
Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок к пяти годам»

«Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам»

Вашему малышу скоро исполнится 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.

А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.

В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может и должен овладеть ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.

МАТЕМАТИКА.

— ребенок должен усвоить, что множество предметов может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;

уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну;

уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;

— считать до 5, соотносить число и цифру (если ребенок хорошо усваивает материал, можете знакомить его со счетом до 10);

— называть числительные по порядку;

уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине, отражать результат сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные по толщине, высоте, длине, ширине;

— сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);

— устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами по величине и раскладывать их в порядке убывания или нарастания величины, отражать результаты сравнения в речи (красная башенка — самая высокая, оранжевая пониже, розовая – еще ниже, а желтая – самая низкая);

— знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать их (чем похожи, чем отличаются, называть элементы фигур (углы, стороны);

— знать объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус;

— соотносить форму предметов с геометрической формой: тарелка – круглой формы, мяч похож на шар и т. д. ;

уметь определять расположение предметов «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, посередине, сверху, внизу, далеко, близко;

— знать части суток, их характерные особенности, последовательность (утро – день – вечер – ночь – снова утро и т. д.);

— понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

— знакомить детей с признаками предметов: уметь определять их цвет, форму, величину, вес, а так же группировать предметы по этим признакам;

— знакомить с материалами, из которых сделаны предметы, их отдельные части и почему именно из этих материалов они сделаны (корпус машины из металла, шины из резины и т. д.);

— знакомить ребенка с разными материалами и их свойствами (металл – твердый, прочный, тяжелый; дерево – легкое, легко режется, горит; пластмасса, стекло, резина и т. д.)

-расширять знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный транспорт);

— знакомить ребенка с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, музеем, людьми, работающими в них, с правилами поведения в общественных местах;

— знакомить ребенка с жизнью в городе и в сельской местности с опорой на опыт ребенка;

— знакомить ребенка с деньгами, возможностями их использования;

— знакомить ребенка с историей разных предметов (игрушки, предметы обихода, техника и т. д., тем, как изменялся, в связи с этим, человеческий труд;

— ребенок должен знать свое имя и фамилию, называть имя, фамилию (желательно и отчество) своих родителей, ближайших родственников;

— знать название родного города, своей страны, столицы Родины, название своей планеты;

— знать свой домашний адрес;

— знакомить ребенка с некоторыми государственными праздниками: Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы;

— знакомить ребенка с названиями основных профессий людей и объяснять им, что делают люди тех или иных профессий (врач лечит, повар готовит еду, шофер водит машину, продавец продает разные товары, парикмахер делает стрижку или прическу и т. д.); знать профессии своих родителей;

— знакомить ребенка с последовательностью времен года, и последовательностью дней недели;

— знакомить ребенка с домашними животными и птицами, с домашними питомцами (аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т. д.) и почему они так называются (домашние – потому что о них заботится человек, а дикие животные заботятся о себе сами);

— знакомить с дикими животными своего края и экзотическими;

— знакомить с пресмыкающимися (черепаха, ящерица) их внешним видом, способами передвижения, питанием;

— расширять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, разные виды жуков);

— расширять знания о фруктах, овощах, ягодах (растущих в нашей местности и с экзотическими, грибах (съедобных и ядовитых);

— знакомить ребенка с травянистыми и комнатными растениями (как называются, как за ними ухаживать);

— ребенок должен знать и узнавать минимум 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, осина и т. д., а так же знакомить с деревьями растущими в других районах нашей страны и в других странах;

— знакомить с птицами наших лесов (синица, воробей, ворона, сорока, снегири, дятел, ласточка, трясогузка, стрижи, кукушка, скворец, свиристель и т. д., ребенок должен различать и называть птиц зимующих и перелетных, подкармливать их зимой, узнавать их следы на снегу или песке;

Читайте также:  Критические периоды развития психики ребенка

— рассказывать ребенку об охране растений и животных;

— помогать ребенку замечать сезонные изменения в природе, знакомить с природными явлениями и активизировать эти названия в речи (снегопад, метель, вьюга, ливень, мелкий дождь, моросящий дождь, листопад, дождливо, пасмурно, солнечно, ветрено и т. д.);

РЕЧЬ.

Учить и помогать ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками:

— обсуждать с ребенком информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;

— слушать ребенка, уточнять ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, какого-то поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение;

— способствовать развитию любознательности ребенка;

— учить и помогать ребенку доброжелательно общаться со сверстниками, оказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться;

Формировать словарь ребенка:

— расширять представление ребенка о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в собственном опыте ребенка;

— активизировать в речи ребенка название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

— учить использовать в речи разные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия;

— вводить и активизировать в речи ребенка существительные, обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия;

— постоянно упражнять ребенка в умении определять и называть местоположение предмета «от себя» (справа, слева, рядом, около, между, перед собой.);

— помогать ребенку заменять слова «там, туда, такой, этот» на более точные выразительные слова;

— упражнять ребенка в употреблении слов – антонимов (чистый – грязный, светло – темно и т. д.);

— учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, птицы, посуда, игрушки и т. д.);

Формировать звуковую культуру речи:

— закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Помните, к 5 годам у ребенка должно сформироваться произношение всех звуков родного языка. Если этого не случилось, ему нужна помощь логопеда!

— учить ребенка различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (р – рыба, ручка; б – башня, булка и т. д.);

продолжать работу над дикцией: отчетливо произносить слова и словосочетания, интонационно читать стихи;

Формировать грамматический строй речи:

— учить ребенка согласовывать слова в предложении;

— правильно использовать разные предлоги;

— образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии (котенок – котята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т. д.);

— употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, волчата – волчат и т. д.);

— правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель);

— напоминать ребенку правильное употребление глаголов повелительного наклонения (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги);

— побуждать ребенка употреблять в речи предложения простые и распространенные;

Формировать связную речь:

— учить ребенка участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;

— развивать умение описывать предмет, картину;

— составлять рассказ по нескольким картинкам в рамках одного сюжета;

— упражнять в пересказе небольших рассказов или наиболее динамичных и выразительных отрывков из сказок;

— регулярно читать ребенку художественные и познавательные книги, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Рисование:

— развивать у ребенка умение при передаче сюжета располагать изображения на всем листе бумаги;

— направлять внимание ребенка на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже дерева, цветы ниже куста;

— ребенок должен хорошо знать основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый, к ним добавляются оттенки основных цветов (темно – синий, светло –зеленый, голубой, оранжевый, коричневый и т. д.);

— знакомить ребенка, как можно получить более светлый оттенок краски (добавить белую краску);

— учить ребенка промывать кисть перед употреблением краски другого цвета (использовать не более 2 красок);

— учить ребенка закрашивать рисунок кистью, проводя линии только в одном направлении (слева направо либо сверху вниз);

— закрашивать рисунок в пределах контура;

— упражнять в рисовании широкой линии всей кистью, а тонкие линии и точки концом кисти;

— упражнять ребенка в умении получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша;

— знакомить ребенка с народными игрушками, расписанными в дымковском, филимоновском, городецком стиле; расписывать силуэты игрушек, вырезанных из бумаги в стиле этих росписей;

Лепка:

— учить ребенка лепить из разных материалов: пластилина, пластической массы, глины, из соленого теста;

— учить разным приемам лепки: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны (на конус, сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички, примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.

Аппликация:

— учить ребенка правильно держать ножницы и пользоваться ими: сначала разрезать по прямой короткие полосы, а затем разрезать длинные полосы по длине и создавать узор из полос разной длины (лесенки, заборчики, скамейка, дерево, кустик и т. д.);

— упражнять в вырезывании круглых форм из квадрата путем скругления углов, а овальных форм из прямоугольников (овощи, фрукты, ягоды, цветы);

— составлять и наклеивать из нескольких крупных и мелких готовых деталей различные предметы;

— учить преобразовывать формы, разрезая их пополам или на 4 части (круг на полукруги, четверти; квадрат на треугольники по диагонали или пополам на прямоугольники).

Помните, что ребенка необходимо учить сохранять правильную позу при рисовании, лепке, аппликации:

• не горбиться,

• не наклонять низко голову над столом,

• карандаш должен «смотреть» на правое плечо,

• сидеть свободно, не напрягаясь,

• ноги должны стоять на полу.

Приобщение к изобразительному искусству:

— знакомить ребенка с разными жанрами и видами искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура);

— знакомить с архитектурой (дома, различные здания – это архитектурные сооружения; они разные по форме, высоте, длине, сделаны из разных материалов, с разной формой окон, подъездов и т. д.);

— знакомить с профессиями: архитектор рисует проект (план) сооружения, строители строят, композитор сочиняет музыку, а музыкант ее исполняет, художник пишет картины, поэт сочиняет стихи, певец исполняет песню и т. д. ;

— обязательно посетить с ребенком библиотеку и рассказать о том, для чего она нужна (это центр хранения книг, созданных писателями и поэтами, кто в ней работает;

— посетить музей.

Источник