Развитие ребенка шаг за шагом

Развитие ребенка шаг за шагом thumbnail
  • Печать

Развитие ребенка шаг за шагомАннотация

Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий  по  педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста. Программа имеет полное методическое обеспечение (пособия с описанием развивающих занятий, детские книги, игрушки и т.д.), которое представлено в ПМК «Воробушки». 

Читать всю программу…

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
Рецензия № 228/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.
  • Содержание
  • Пояснительная записка

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи Программы «Первые шаги»

Принципы построения Программы «Первые шаги»

Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего возраста

Развитие предметной деятельности

Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым

Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребёнка

Развитие речи в раннем возрасте

Становление игровой деятельности

Формирование потребности в общении со сверстниками

Физическое развитие в раннем детстве

Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет

Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательных областей Программы «Первые шаги»

Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности

Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра

Взаимодействие педагогов с детьми

Становление общения со сверстниками

Развитие игровой деятельности

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формирование эстетического отношения к окружающему миру

Приобщение детей к изобразительной деятельности

Приобщение детей к музыкальной культуре

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Физическое развитие

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация режимных моментов

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

Планирование педагогической работы

Организация совместной работы педагогов и родителей

Задача совместной работы педагогов и родителей и проблемы в работе с семьёй

Выявление запросов родителей

Информирование родителей о работе ДОО

Обратная связь.

Консультирование родителей

Формы участия родителей в жизни ДОО

Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО

Трудности адаптационного периода

Факторы, определяющие характер адаптации

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО

Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации

Участие матери в процессе адаптации

Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации Программы «Первые шаги»

Методическое оснащение Программы «Первые шаги»

Читать всю программу…

Источник

Поситнёва Светлана Владимировна
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей «Шаг за шагом»

Читайте также:  Журнал мой ребенок календарь развития

«Шаг за шагом»

(развитие эмоциональной сферы)

Педагог-психолог МКДОУ ДС №60: Поситнева С. В.

Цель: развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать настроение людей.

Задачи:

Познавательные:

Учить различать эмоциональное состояние, проговаривать свое ощущение, свои чувства, развивать мимические мышцы лица.

Коррекционно-развивающие:

расширять и активизировать словарный запас детей,

развивать общую и мелкую моторику;

развитие личностных особенностей;

развивать умение выражать эмоции (страх, грусть, радость);

учить создавать из элементов целостную композицию;

научить детей снимать напряжение

Воспитательные:

Учить слышать друг друга, формирование позитивного отношения ко взрослым и сверстникам.

продолжать учить выполнять правила игры;

формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, дары Фрёбеля, тактильные ячейки, карточки с эмоциями, фибриотический душ «Солнышко».

Дети на машинах подъезжают к кабинету «Психологической разгрузки».

Психолог: Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Какие вы веселые, счастливые. Какое у вас сейчас настроение?

Дети. Отличное, хорошее.

Психолог: Ребята, у каждого из нас и у детей, и у взрослых бывает разное настроение: веселое, грустное, радостное. Разные настроения могут, как помогать, так и вредить человеку. А у вас, когда ни- будь было плохое настроение? Когда? (дети перечисляют такие настроения). Когда их становится слишком много, что произойдет? Хотите узнать. А вот сейчас мы проведем такой опыт: представьте, что этот шарик надувается ненужными, плохими настроениями. Вы будете перечислять плохие настроения, а я буду надувать шарик (педагог надувает шарик). Что может случиться, если шарик сильно надуть?

Дети: Шарик лопнет.

Психолог: Конечно, шарик лопнет, а человек может заболеть или плохо себя чувствовать.

Когда у человека плохое настроение, он напряжен. Поэтому не надо накапливать плохие эмоции, а уметь с ними справляться (начинает понемногу спускать шарик). И сегодня я научу вас расслабляться. (Играет спокойная музыка).

Представьте, как мы злимся: сильно сожмите кулачки, затем, резко расслабьте их.

Давайте немного отдохнем! Ложитесь на коврик и слушайте мой голос: (виртуальная реальность)

Есть у нас игра такая-очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление приятно.

Нас ласкает теплый, нежный ветерок…

Солнышко нам ласково улыбается…

Мы улыбаемся солнышку…

Нам так приятно! Нам так хорошо вместе!

Активизация (выход из расслабления):

Но вот прохладный ветер пробежал по телу.

Взбодрил нас. И мы потянулись, улыбнулись.

Сели.

Психолог: Вы сегодня так много путешествовали! А какое настроение у вас было во время путешествия?

А сейчас мы поиграем.

Мы представим себе, что мы актеры. И нас задание: изобразить различные настроения. Я произношу начало фразы, а вы с помощью мимики показываете настроение:

Когда мне весело, я такой…

Если меня обидели, я такой…

Если мне стало грустно, я такой…

Если моему другу нужна помощь, я такой…

Если я с друзьями, я такой…

Если у меня болит зуб, я такой (дети выполняют задание).

Молодцы, хорошо, у вас получается. Но у меня для вас есть еще одна игра.

По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 5, а вы в это время будете изображать персонажей на картинках.

На счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новыми заданиями.

Звучит песня «Игра» из мультфильма «Пластилиновая ворона».

Психолог: Вы — настоящие артисты!

Ребята, а на каком транспорте сегодня вы путешествовали? А что можно осенью увидеть из окна автобуса или поезда? (ответы детей). А, посмотрите, на столах лежат рамки. В этих рамках сделайте то, что вы могли бы увидеть во время путешествия. Деревья, цветы, людей, солнышко, дождик.

(Дети собирают композицию).

Психолог: Адам, расскажи, что ты сделал? А ты, Ваня? (дети рассказывают о своих работах)

Психолог: Как хорошо вы потрудились! Посмотрите, как улыбается вам солнышко. Как протягивает к вам, свои лучики. Протяните свои ручки на встречу солнцу (трогают солнышко)

Психолог: А сейчас, у меня для вас сюрприз. У меня есть волшебные мешочки. А в этих мешочках спрятаны различные игрушки. Сможете ли вы, с закрытыми глазками, определить на ощупь, что это за предмет. (Дети выполняют задание).

Психолог: Что понравилось вам сегодня? Какое у вас сейчас настроение? Я предлагаю вам выбрать своё настроение. Ну, тогда, со своими веселыми смайликами занимаем свои места в транспорте. И со своим другом – Светофором отправляйтесь в любимую группу.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в 2 года что должен уметь ребенок

До встречи, ребята!

Источник

Психомоторное развитие ребенка 9-12 месяцев

Алексей Митраков

Центр психолого-медико-социального сопровождения

детей и подростков г. Москвы,

детский невролог

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами. 

Ох, нелегкая это работа…

Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое руководство» моторными функциями организма — своего рода высшее представительство этих Развитие ребенка шаг за шагом функций — сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое «ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, — ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.

Другое немаловажное условие успешной ходьбы — сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.

Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован — в силу целого ряда причин:

  • Во-первых, у ребенка недостаточно развиты моторные зоны коры больших полушарий, поэтому сокращения мышц еще не вполне скоординированы.
  • Во-вторых, функциональные связи между двумя полушариями еще находятся в процессе становления и не могут обеспечить четкой координации движений.
  • В-третьих, несформированность механизма ответной реакции на нарушения равновесия при ходьбе не дает малышу возможности быстро реагировать, если он споткнулся или зацепился за неровность в полу и т.д.

И, наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.

Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений. 

Готовность номер один

К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.

Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:

1. Постепенное угасание реакций выпрямления

2. Устойчивое закрепление реакций равновесия

3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:

  • Ахиллов (сгибательный) рефлекс — если легонько ударить по пяточному (ахиллову) сухожилию, происходит подошвенное сгибание стопы (см. фото 1).
  • Коленный (разгибательный) рефлекс — при ударе неврологическим молоточком по области на полсантиметра ниже коленной чашечки происходит разгибание голени (см. фото 2). 

О чем расскажет походка

Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?

При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.

Читайте также:  Понятие норма и отклонение в психофизическом развитии ребенка

Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.

У детей с гиперкинезами (см. в предыдущем номере журнала) походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.

Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на «периферии» нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, «пришлепывают». Такая походка носит название «степаж».

Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, — такую походку называют «утиной». Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.

HOMO FABER — человек умный

Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?

  • К 9 месяцам большинство детей уверенно и с удовольствием ползают на четвереньках (некоторые, впрочем, «не снисходят» до этого занятия, видимо, полагая, что если уж двигаться — то «на своих двоих»).
  • Примерно к 9-10 месяцам (все цифры, как вы понимаете, ориентировочные) ребенок начинает сознательно воспринимать обращенную к нему речь, знает названия многих предметов, выполняет несложные просьбы. Его активный словарный запас значительно увеличивается.
  • Многие малыши с удовольствием и подолгу имитируют беглую речь, произнося Развитие ребенка шаг за шагомбессмысленные слоги, интонированные на «взрослый» манер.
  • 9-12 месяцев — период стремительного развития игровой и предметной деятельности. Малыш свободно манипулирует игрушками, в его игре появляются элементы драматизма (зайчик прыгает, мишка ревет и т.п.). Ребенок начинает пить из чашки, учится самостоятельно есть ложкой (см. фото 3 и 4).
  • К 11-12 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще держась за опору — диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим — и ребенок попытается повторить ваш танец.

От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два (см. фото 5). 

Рекомендации родителям

1. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.

2. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.

3. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

4. Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций — и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.

5. Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.

6. Двенадцать месяцев — время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка. 

Вот мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и исключительно увлекательном пути, — любовь, внимание и забота.

Будьте здоровы и счастливы!

Источник