Развитие ребенка счет до 10

Развитие ребенка счет до 10 thumbnail

Научить ребенка считать до 10 может каждая мама. Для этого не обязательно бежать в элитный развивающий центр к именитым педагогам. Важно понять, в каком возрасте оптимально это делать и какими методическими приемами лучше всего пользоваться, чтобы обучение счету проходило естественно, и ребенок получал новые знания с интересом.

kak-nauchit-rebenka-schitat
7ya.ru

Научить ребенка считать до 10 можно за несколько этапов.

Начинать знакомить ребенка с цифрами можно с 1, 5 — 2 лет. В этом возрасте на первый план в обучении выходят действия с предметами, цифры пока не используем.  Кушаем — считаем ложечки, купаемся — считаем игрушки, одеваемся — считаем пальчики, идем на прогулку — считаем ступеньки, накрываем на стол — считаем тарелки и вилки, едем в лифте — следим за циферками на экране, считаем этажи и т.п. 

Второй этап — знакомство с цифрами. Называем количество предметов — показываем соответствующую цифру.

Дальше можно учить детей писать цифры и выполнять простые арифметические действия с ними.

Учим детей считать до 10: простые советы

  • Чтобы научить ребенка считать до 10, начните с малого: освойте счет от 1 до 5. 

Предложите поближе познакомиться с собственными пальчиками. На руке их пять.

Развитие ребенка счет до 10steshka.ru

Назовите все поименно, используя количественные (один, два, три и т.д.) и порядковые (первый, второй, третий и т.д.) числительные.

  • Потренируйтесь считать в обратном порядке.

Загибаем пальчики и считаем от 1 до пяти, разгибаем и считаем от 4 до 1.

  • Когда и с этим все начнет получатся, беритесь за вторую ручку и учите ребенка считать до 10.

Для закрепления счета до десяти — пальчики на ножках вам в помощь!

  • Ненавязчиво вводите математические задачки в повседневную жизнь.

Главное, превратить все в игру, заинтересовать ребенка, учить его считать до десяти между делом. 

  • Знакомство с понятием «ноль».

Малышу сложно понять, что такое «ноль», осознать, что это такая же цифра, как 1, 2, 3 и т.п. А вот значение слова «пусто», ребенок понимает, т.к. жизненный опыт уже есть. Было 3 конфеты, мы их съели. Что осталось? Ничего — пусто, ноль.

Развитие ребенка счет до 10onethree.ru

От усердного зазубривания цифр толку мало. Важно помочь ребенку не просто механически называть цифры по порядку, а понимать произносимые значения, соотносить их с количеством предметов, развивать математическое мышление.

  • Считайте ступеньки!

Как минимум 2 раза в день во время дневной прогулки вы будете проходить по лестнице: чем не способ закрепить навыки счета до 10?

  • Определяем количество «на глаз».

Полезно давать ребенку упражнения на определение «больше-меньше». Разложите печеньки (или другие предметы) по кучкам. В одной кучке два печенья, во второй — три, в третьей — четыре. Попросите определить «на глаз», где количество предметов больше, не пересчитывая.

  • Чаще употребляйте цифровые примеры в речи.

Упражнения с цифрами: счет до 10

kak-nauchit-rebenka-schitat-do-10agushkin.ru

  • Чаще используйте счет в обратном порядке.

Самое важное, что должен понять ребенок при обучении счету до 10, это то, что каждая цифра меньше последующей и больше предыдущей цифры на один.

  • Очень полезное упражнение — считать двойками.

Это подготовка к изучению таблицы умножения.

  • Упражнение «Цифры заблудились».

Разложите перед ребенком карточки с изображением цифр и предложите расставить их в правильном порядке.

  • Учите ребенка раскладывать числа на составляющие.

Состав числа: основа счета в пределах первого десятка. Зная состав числа, малыш с легкостью освоит сложение и вычитание в пределах 10, а позже и с переходом через десяток. 

У нас пять яблок, давай угостим куклу, зайку и мишку. А теперь попробуй по-другому распределить яблоки между игрушками. Так, мы покажем ребенку разные варианты разложения числа на составляющие (состав числа 5). 

  • Играйте с деньгами (муляжами денег).

Чаще играйте в магазин: покупайте, считайте сдачу, меняйте и пр. Легендарный педагог Мария Монтессори отмечала, что самые лучшие результаты в обучении детей счету показывали занятия с деньгами. 

Игры и пособия для обучения детей счету до 10

1. Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера.

Развитие ребенка счет до 10school-baby.ru

Не нужно усаживать малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться считать до десяти». Так вы только вызовите нежелание заниматься и нелюбовь к учебе в дальнейшем, что сослужит вам плохую службу перед школой. Действуйте мудрее и хитрее. Опирайтесь на те виды деятельности, которые нравятся малышу. Любит играть с конструктором? Окей, будем считать детальки, а заодно можно и знание цветов потренировать, и моторику развить, и зрительную память, и усидчивость.

2. Играем в магазин без денег.

Развитие ребенка счет до 10school-baby.ru

Любите играть в магазин? Используйте вместо денег конструктор. «Цену» товара обозначьте карточками-подсказками. Пробиваем товар на кассе и рассчитываемся детальками конструктора, собранными в определенной последовательности. «Продвинутый уровень» — это когда учитывается еще и «номинал»деталек. Например, 2 двойные + 1 одинарная + 3 тройные. 

3. Играем в домино.

Можно прикрепить к машинкам цифры и «грузить» доминошки в соответствии с «грузоподъемностью» транспорта.

4. Выкладываем дорожки.

chet-do-10-2
golos.io

Из счетных палочек или любого другого игрового материала выкладывайте дорожки, а затем считайте и подбирайте нужную цифру. Если использовать однородный материал, можно научить по длине дорожки определять, какая цифра больше или меньше — визуально ребенку будет очень легко это сделать.

chet-dj-10-3baby-journal.eu

5. Пронумеруйте спичечные коробки и предложите ребенку разложить спички, фасолинки, пуговицы по домикам.

6. Старайтесь задействовать осязание, обоняние и слух — все вместе.

shet-do-10
www.maam.ru

7. Придумывайте игры, где ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. 

Уважаемые читатели. Расскажите, как вам удалось научить ребенка считать до 10, в каком возрасте вы начали знакомство с цифрами?

Источник

Содержание:

  • Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти
  • Урок № 1

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

«Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Сергей Поляков

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать»

Источник