Развитие ребенка с сенсорной алалией
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.
Общие сведения
Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.
Сенсорная алалия
Причины сенсорной алалии
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:
- Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
- Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
- Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.
Патогенез
Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.
Симптомы сенсорной алалии
При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.
Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.
Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).
Осложнения
Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.
Диагностика
Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:
- Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
- Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
- Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
- Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.
Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.
Коррекция сенсорной алалии
Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:
- Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
- Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
- Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.
Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.
Источник
В прошлый раз я живописала портрет моторного алалика, сегодня опишу сенсорного.
Один диагноз — алалия — объединяет моторных и сенсорных во вроде бы одно нарушение, вроде бы незначительно друг от друга отличающееся.
На самом же деле это два совершенно разных механизма нарушения и совершенно разные дети .
Моторного алалика в раннем возрасте часто очень трудно заставить говорить даже то, что он может — ему не надо, его все устраивает ???? Его театр мимики и жеста доступен для понимания всем близким ????
Пока не создастся ситуация определенного дискомфорта, связанная с развитием мышления и желания поделиться впечатлениями, а также связанная с трудностями контакта со сверстниками — такой ребенок будет изобретательно саботировать все попытки целенаправленного обучения речи ???? И будет вполне счастлив и доволен жизнью .
Ребенок с сенсорной алалией впечатление счастливого производит редко. У него тоже все в порядке с мотивацией к общению, и он пытается общаться, тоже используя мимику, жесты, эмоции — но его попытки это делать становятся все более робкими и неуверенными.
Что толку, когда ты все равно не понимаешь, что тебе отвечают? Мир полон разнообразных шумов, часто очень громких и неприятных (для ребенка с сенсорной алалией множество совершенно обыденных звуков — именно такие, в том числе частота человеческой речи).
Поэтому желание коммуницировать постепенно сменяется потребностью слышать поменьше. Ребенок уходит в себя, закрывает уши руками, пытается перебить звуковой фон отвлекающими движениями, действиями и собственными звуками — он хаотично бегает, качается, бьётся головой, воспроизводит бессвязный речевой поток и, довольно скоро, начинает производить впечатление глубоко умственно отсталого, либо тяжёлого аутиста .
Если сенсорная алалия тяжёлая, а диагноз не поставлен в раннем возрасте — впоследствии только очень высококлассный специалист не поставит на ребенке клеймо. Вытащить первичную алалию из клубка вторичных наслоений чем дальше, тем становится сложнее…
При самой тяжёлой степени поражения речеслухового анализатора ребенок воспринимает человеческую речь просто как шум, не вычленяя даже своего имени и никак не реагируя на речь окружающих. Иногда ребенок понимает отдельные слова, но теряет их смысл во фразе, а иногда — наоборот, воспринимает фразу, опираясь в том числе на интонацию, но не понимает слов по отдельности .
В более лёгких случаях отмечается так называемое ситуативное понимание речи, при котором родителям иногда кажется, что все в относительном порядке.
Ребенок неплохо ориентируется в быту, выполняет простые инструкции. Поставь стакан на стол — говорите вы ему, протягивая этот самый стакан и незаметно для самих себя кивая головой в сторону стола. Ребенок берет стакан и ставит его на стол. Понял ли он вас? Конечно. Понял ли он вашу речь? Не факт. В следующий раз предложите ему съесть стакан, и тогда картинка станет более объективной .
При относительно развившемся понимании речи дети часто теряются при изменении ее темпа, интонации, путают слова, близкие по звучанию, слова с похожей слоговой и звуковой структурой. Иногда дети нуждаются в многократном повторении фразы, для того, чтобы понимание произошло.
Встречаются дети, которые понимают высказывание лишь после того, как сами его проговорят, и часто неоднократно. Часто дети внимательно смотрят в лицо говорящему, читают с губ — включение зрительного анализатора является для них дополнительной опорой. Иногда ребенок понимает только одного человека — мать или педагога… Иногда воспринимает только низкий тембр голоса, или, наоборот, только высокий .
Лёгкая степень сенсорной алалии выдает себя тем, что ребенок неохотно слушает сказки, рассказы, нуждается в разъяснении общеупотребительных слов и выражений, многократном повторении.
И, наверное, стало понятно, какое это сложное и трудноклассифицируемое нарушение — сенсорная алалия…
Моторная алалия
Что такое алалия
Источник
Артикуляционная диспраксия, или алалия, – это термин, обозначающий, что ребенок не говорит совсем или недостаточно хорошо. Это стойкое специфическое недоразвитие речевой функции. Отличием нарушения является то, что слух и интеллект сохранен. Сенсорная алалия − это определенная форма недоразвития речи, причиной которой является патологический процесс в речевом центре коры головного мозга. Симптомы заболевания могут отличаться в зависимости от степени тяжести его повреждения (она может отсутствовать совсем или частично). В целом, алалия классифицирована на три типа, каждый из которых имеет отличительные признаки.
Описание патологической дисфункции речи
Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.
Механизм алалии заключается в поражении зоны Вернике, Брока, расположенных в левом полушарии головного мозга. Взаимодействуя между собой, в норме они отвечают за воспроизведение речи и понимание информации. Если под воздействием каких-либо причин нарушается их работа, возникает речевая дисфункция.
Сенсорная алалия возникает при поражении височной доли. Но часто отмечается смешанная симптоматика заболевания, что существенно затрудняет диагностику и составление плана лечения.
По каким признакам можно охарактеризовать данный вид речевого расстройства? Основные симптомы сенсорной алалии:
- расторможенная речь – ребенок много и часто говорит, но невнятно; его сложно остановить, он не понимает, что ему говорят;
- значительное отставание в интеллектуальном плане от сверстников;
- малыш трудно воспринимает информацию на слух;
- слабая координация движений, плохая мелкая моторика;
- замена фонем на похожие;
- слияние нескольких слов в одно;
- резкие перепады настроения: такие дети импульсивны, чересчур активны или, наоборот, замкнуты и безынициативны;
- трудности при связывании названия предмета с образом.
На приеме у логопеда дети-алалики не могут назвать предмет, изображенный на картинке. В лучшем случае, это будет произношение ударного слога. Но, если сказать ребенку: «Покажи мне автобус», он это сделает. Так происходит, потому что у него ограниченный запас пассивных слов. Отличие сенсорной алалии от моторной в том, что во втором случае дети понимают, что говорят им родители и взрослые.
Любая из форм патологии требует лечения, так как может привести к умственному недоразвитию, инвалидности. Наиболее тяжелым является смешанный тип болезни, прогноз при которой редко положительный. Он будет проявляться разнообразными симптомами.
Сенсорная алалия у детей может сохраняться без лечения до 10 лет и старше, со временем будет нарушать другие сферы жизни, ухудшая ее качество. При дисфункции синтаксической стороны речи вам может казаться, что ребенок вас слышит, но на самом деле во время обращения к нему он будет заниматься посторонними делами. Так происходит, потому что он нечетко слышит, что именно ему говорят и не понимает, что от него хотят. В таких случаях невролог может сделать заключение, о том, что ребенок-аутист или имеет умственную отсталость. Но это на самом деле не так. В сравнении с другими формами речевой патологии, у таких детей хорошие умственные способности, память, понимание происходящего вокруг.
Развитие речи у детей проходит в индивидуальном порядке и зависит не только от внутренних функциональных причин, но и внешних. До полутора лет, как правило, врачи не говорят о ЗРР. Но если отставание от возрастной нормы сохраняется в 3-4 года, это повод обратиться к специалистам. Чем раньше диагностирована алалия и начата терапия, тем больше шансы ребенка на полноценное развитие.
У сенсорных алаликов также могут присутствовать моторные нарушения. Метод лечения подбирается ситуативно, логопед не может спрогнозировать динамику терапии.
Этиология возникновения
Алалия может быть диагностирована в раннем младенческом возрасте. В таком случае она возникла еще в период внутриутробного развития. Факторами риска считаются инфекции матери при вынашивании плода, кислородное голодание, тяжелый токсикоз, не до конца вылеченные хронические заболевания. Также причиной речевой дисфункции могут стать механические травмы во время родовой деятельности. В то же время, при нормальном течении беременности алалия возникает, как следствие обвития пуповиной, асфиксии плода, интоксикации в перинатальном периоде, в результате преждевременных родов, из-за внутричерепных повреждений во время операции кесарева сечения.
Однако, чаще всего это расстройство речи диагностируется в период от 1 до 3 лет. Оно может быть спровоцировано такими состояниями:
- воспалительными заболеваниями головного мозга;
- тяжелыми соматическими нарушениями;
- черепно-мозговыми травмами;
- тяжело протекающими вирусными заболеваниями;
- рахитом.
Как и в случае с рядом других нарушений речи, отмечается влияние генетического фактора. Поэтому, если у одного из родителей диагностирован подобный недуг, малыш нуждается в наблюдении специалистов. У некоторых детей с алалией имеется врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с диспраксией. Чтобы предотвратить развитие дефекта, родители должны обеспечить ему правильный уход и окружить вниманием. Нельзя пропускать плановое медицинское обследование.
Способы диагностики алалии
Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.
Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.
Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.
Лечение патологии
Терапия заболевания комплексная и включает прием медикаментов, воздействие на головной мозг электрических токов, развивающие методики логопедии. Лекарства должен прописывать врач, схема будет отличаться для каждого пациента. Обязательно назначают ноотропы для улучшения работы головного мозга (Кортексин, Пирацетам), седативные медикаментозные средства при необходимости.
Параллельно начинают логопедические занятия, цель которых – улучшение связной речи ребенка, обучение пониманию простых фраз, увеличение словарного запаса. Особенно трудно это дается детям, не посещающим детский сад. Тренировка речи должна проходить без перерыва, под наблюдением специалиста и на дому.
В процессе сеанса микротоковой терапии с помощью электрических импульсов стимулируют работу пораженной зоны коры головного мозга. Процедуру проводят детям, начиная с 6-месячного возраста. Величина сверхмалых импульсов по силе соответствует токам, протекающим в центральной нервной системе. Воздействие происходит на рецепторы кожи, по которым дальше распространяется по нервам. Итогом коррекции становится восстановление рефлекторной деятельности головного мозга.
Массаж органов артикуляционного аппарата не только улучшает тонус мышц, устраняет спазм, но и положительно влияет на мимику лица, снимает напряжение общего характера, улучшает эмоциональный настрой. Хороших результатов добиваются, применяя лазерную и магнитную терапию, электростимуляцию. Решающую роль играют логопедические занятия, без них положительной динамики не будет. Большая работа предстоит маме ребенка, ведь она будет побуждать кроху к разговору, стимулировать его речь.
Сроки лечения алалии и окончательного выздоровления индивидуальны, результатом регулярной терапии является развитие логоритмики и связной речи. Занимаясь на дому с ребенком, необходимо подбирать упражнения и занятия, чтобы стимулировать его к общению. Как правило, малыш с интересом реагирует на подачу материала в форме игры. Наибольших успехов добиваются, используя комбинированное лечение. Каждое занятие с логопедом улучшает память, внимание, постепенно происходит соединение звуков в слоги.
Например, для обучения восприятия информации на слух необходимо назвать предмет и попросить малыша указать на него. Не расстраивайтесь, если он будет делать ошибки, просто покажите правильный вариант и снова повторите задание. За один раз не изучайте больше двух предметов, их количество нужно увеличивать постепенно. Когда вы достаточно расширите словарный запас, приступайте к отработке правильного произношения слов. При этом обращайте внимание на темп своей речи, интонация должна быть выразительной. При сенсорной алалии введение новых слов сопровождают показом соответствующих картинок.
Изучение алфавита также должно осуществляться в подобной манере: сначала покажите крохе звук, затем придумайте слова, которые с него начинаются. Чтобы развить интерес к чтению, покупайте яркие детские книги с красочными иллюстрациями. По ним можно не только учиться читать, но и описывать персонажей, учить цвета и т. д. Всегда закрепляйте новую информацию повторением. Заниматься можно до трех раз в день по 5-7 минут.
Меры по предупреждению патологии
Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.
Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:
- диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
- бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
- соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
- создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.
На первых этапах развитие речевой функции основывается на подражании взрослым, наблюдая за вашей артикуляцией, малыш учится говорить. Включенные по телевизору мультфильмы или детские передачи этому не способствуют. В лучшем случае его словарный запас пополнится фразами героев.
Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.
Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.
Источник