Развитие ребенка с одного года и до трех лет лекции

Развитие ребенка с одного года и до трех лет лекции thumbnail

С
психолого-педагогической точки зрения
ранний детский возраст (от одного года
до трех лет) является одним из ключевых
в жизни ребенка и во многом определяет
его будущее психологическое развитие.
Этот возраст связан с тремя фундаментальными
жизненными приобре­тениями ребенка:
прямохождением, речевым общением и
предметной деятельностью.

Прямохождение
обеспечивает ребенку широкую ори­ентацию
в пространстве, постоянный приток
необходимой для его раз­вития новой
информации. Речевое
общение

позволяет ребенку усва­ивать знания,
формировать необходимые умения и навыки
через общение со взрослым. Предметная
деятельность

непосредственно развива­ет способности
ребенка, в особенности его ручные
движения. Каж­дый из этих факторов
незаменим, а все они, вместе взятые,
доста­точны для полноценного
психического развития маленького
растущего человека.

РАЗВИТИЕ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее
детство является сензитивным периодом
к усвоению речи. Автономная речь
ребенка довольно быстро (обычно в
те­чение полугода) трансформируется
и исчезает. Необычные и по звучанию, и
по смыслу слова заменяются словами
«взрослой» ре­чи.

Условия
речевого развития.

Переход на новый уровень речевого
развития возможен только в благоприятных
условиях — при полноценном общении
ребенка со взрослыми. Если общение со
взрослыми недостаточно или, наоборот,
близкие ис­полняют все желания ребенка,
ориентируясь на его автономную речь,
освоение речи замедляется. Наблюдается
задержка речевого развития и в тех
случаях, когда растут близнецы, интенсивно
об­щающиеся друг с другом на общем
детском языке.

Этапы речевого развития.

Первый
этап речевого развития

приходится на возраст от одного до 1,5
лет и связан с формированием пассивной
и активной речи.

Пассивная
речь.
В
раннем возрасте быстро растет пассивный
словарь —

количе­ство понимаемых
слов. Речь взрослого, организующая
действия ребенка, понимается им достаточно
рано. К этому времени ребенок начинает
понимать и инструкции взрослого
относительно совместных действий. Тем
не менее примерно до 1,5 лет у ребенка
развивается только понимание речи при
еще весьма незначительном приросте
активного словаря.

Прежде
всего ребенок усваивает словесные
обозначения окружа­ющих его вещей,
затем имена взрослых людей, названия
игрушек и, наконец, частей тела и лица.
Все это — имена существительные, и они
обычно приобретаются в течение второго
года жизни. К двум годам нормально
развивающийся ребенок понимает значения
практи­чески всех слов, относящихся
к окружающим его предметам.

Активная
речь.
Интенсивно
развивается и активная
речь: растет активный словарь, при этом
количество произносимых слов намного
меньше, чем понимаемых. Называть вещи
своими словами

ребенок начинает в возрасте около одного
года. К этому времени дети обычно имеют
уже представления об окружающем мире
в виде образов.

В этих условиях для начала освоения
речи ребенку остается связать имеющиеся
у него образы с сочетаниями звуков,
произ­носимыми взрослыми в его
присутствии при наличии в поле зрения
соответствующих предметов или явлений.

Грамматика
речи.
Первый
период речевого развития, охватывающий
возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется
слабым развитием грамматических структур
иупотреблением
ребенком
слов в основном в неизменном виде.

Второй
этап речевого развития

приходится на возраст примерно от 1,5 до
2,5 лет. На втором году жизни резко
возрастает активный словарь ребенка.
До полутора лет ребенок в среднем
усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет
их крайне редко. После полутора лет
наступает рез­кий скачок в развитии
речи. К концу второго года жизни дети
знают уже примерно 300, а к трехлетнему
возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе
речевого развития дети начинают
использовать предложения в своей речи.

Растет
интерес ребенка к окружающему его миру.
Ребенок все хочет узнать, потрогать,
увидеть, услышать. Особенно его интересуют
названия предметов и явлений, и он то и
дело задает взрослым вопрос: «Что это?»
Получив ответ, ребенок самостоятельно
повторяет его, причем, как правило,
заучивает название сразу, без особого
труда вспоминая и воспроизводя его.
Пассивный словарь ребенка в этом возрасте
не намного отличается от активного, и
их соотношение в трехлетнем воз­расте
составляет примерно 1:1,3.

Предложения.Вначале
ребенок пользуется однословными
предложениями,

выражающими какую-либо законченную
мысль. Такие слова-предложения возникают
в связи с некоторой конкретной, зрительно
воспринимаемой ситуацией. Затем
появляются предложения,
состоящие из двух слов,

включаю­щие как подлежащее, так и
сказуемое. Смысл таких двухсловных
предложений тот же самый: некоторая
мысль или целостное высказывание.
Это чаще всего субъект и его действие
(«мама идет»), действие и объект действия
(«дай булку», «хочу конфету»), или действие
и место действия («книга там»).

В
этом возрасте дети научаются комбинировать
слова,
объединяя их в небольшие двух-трехсловные
фразы, причем от таких фраз до целостных
предложений они прогрессируют довольно
быстро. Вторая половина второго года
жизни ребенка характеризуется переходом
к активной самостоятельной речи,
направленной на управление поведением
окружающих людей и на овладение
собственным поведением.

Грамматика
речи.
Второй
период речевого развития представляет
собой начало интенсивного формирования
грамматической структуры предложения.
Отдельные
слова в это время становятся частями
предложения, происходит согласование
их окончаний.

К
трем годам ребенок в основном правильно
применяет падежи, строит многословные
предложения, внутри которых обеспечивается
грамматическое согласование всех слов.
Примерно в это же время возникает и
сознатель­ный контроль за правильностью
собственного речевого высказывания.

Третий
этап речевого развития

соответствует возрасту 3-х лет. К трем
годам усваиваются основные грамматические
формы и основные синтаксические
конструкции родного языка. В речи ребенка
встречаются почти все части речи, разные
типы предло­жений, например: «Помнишь,
как мы на речку ходили, папа и Нюра
купались, а мама где была?» «Я папин и
мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин
и дедушкин внук». «Ты — большая, а я
маленький. Когда я буду длинный — до
ковра… до лампы… тогда я буду большой».

Самое
важное приобретение речи ребенка на
третьем этапе речевого развития — то,
что слово приобретает для него предметное
значение
.
Ребенок обозначает одним словом предметы,
различные по своим внешним свойствам,
но сходные по какому-то существенному
признаку или способу действия с ними.
С появлением предметных значений слов
связаны первые обобщения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

На чтение 8 мин.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет – период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Читайте также:  После наркоза ребенок отстает в развитии

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.

В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.

Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.

Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте  с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Читайте также:  Развитие ребенка и наследственность педагогика

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Источник

В прошлый раз мы рассматривали особенности взаимодействия с ребёнком с рождения и до года и выяснили, что в этот период для ребёнка важно чувствовать безопасность и заботу, знать, что его ждали и ему рады, так у него формируется доверие к миру. Прекрасно, если родителям удалось откликаться на зов малыша, создать для него комфортные условия, окружить его любовью и заботой. Теперь малыш подрос, уже быстро передвигается, тянет всё в рот, «и теряется повсюду, и находится везде». Что же важно теперь для него, ведь он уже не хочет только и делать, что сидеть у мамы на ручках? Начинается самый важный, самый интересный и самый непростой период в жизни человека — возраст от года до трёх лет.

Хотелось бы напомнить, что данный цикл статей раскрывает особенности воспитания с точки зрения формирования устойчивой психики ребёнка и вместе с тем развития гармоничной личности.

Какие качества закладываются от одного до трёх лет, и как себя вести родителям? Следует отметить, что всё, что происходит с ребенком до трёх-четырёх лет, идёт в подсознание, паттерны поведения уходят глубоко, и изменить их крайне трудно. Человек часто не помнит, откуда у него взялся тот или иной страх, комплекс или привычка, а причина зачастую скрывается именно в этом возрасте.

девочка

Людмила Петрановская подчёркивает, что от года до трёх лет дети терпят наибольшее количество неудач, демонстрируя невероятное упорство. Если бы взрослый человек терпел в течение дня столько неудач, то он бы забросил начатое и, скорее всего, никогда бы больше к этому не вернулся. Дети же пробуют сделать что-то до тех пор, пока у них не получится задуманное (надеть колечко на палочку, вставить фигурку в отверстие, перелить воду из одной ёмкости в другую и так далее), если, конечно, родители корректно себя поведут.

При этом, согласно теории Эрика Эриксона, в период от одного до трёх лет ребенок либо обретает автономию (самостоятельность), либо у него формируется стыд и сомнения в своих силах. В этот период ребёнок начинает самостоятельно ходить, одеваться, есть, выражать мысли. И если ему мешать это делать, то он привыкнет быть несамостоятельным, то есть сформируется устойчивая зависимость от других. При этом, если деятельность ребёнка подавляется с угрозами, упрёками, обвинениями, его неудачи постоянно подчёркиваются, а успехи игнорируются, у него сформируется стыд за каждое своё действие, хотя такого быть не должно, и сомнения в собственных силах. Естественно, таким человеком потом легко управлять хоть с экрана телевизора, хоть прямым указанием.

Когда ребёнку удаётся сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребёнок постоянно терпит неудачи, и его за это ругают или наказывают, он привыкает испытывать стыд и сомнения.

Развитие ребенка с одного года и до трех лет лекции

Итак, как родителям помочь ребёнку в этот непростой и важный период жизни? Так как ребёнок постоянно пробует сделать что-то новое, и у него не сразу получается, и, естественно, он расстраивается из-за этого, родители должны выполнять функцию некоего аккумулятора позитивного настроения и уверенности для ребёнка. Иными словами, у малыша должна быть эмоциональная поддержка в моменты отчаяния. 

Допустим, он пробует надеть колечко на палочку снова и снова и тут бросает, расстраивается. В этот момент взрослому следует обнять его, сказать: «Давай попробуем ещё вместе». Любыми способами нужно пробовать закончить игру на радостной ноте, может быть, упростить задачу и, конечно, порадоваться вместе с ним его успеху.

В то же время крайне важно позволять малышу делать всё самостоятельно, не гасить это желание, особенно страхами: «Куда лезешь, ты ещё маленький! Тебе туда нельзя! Там опасно!», и так далее. Лучше создать для него благоприятную среду с оптимальным уровнем безопасности. Во-первых, малыш далеко не всегда понимает значения слов, во-вторых, лучше говорить, как делать надо, а не НЕ надо. Говоря, как делать НЕ надо, мы даём инструкцию, что куда засунуть, чтобы было плохо, но не даём инструкцию, как поступить правильно. 

Поэтому лучше делать акцент на правильных инструкциях. Вместо «не лезь туда» — «иди сюда»; вместо «не беги» — «иди спокойно»; и тому подобное. И самое интересное, что было доказано еще Выготским Л.С. и его единомышленниками, что самостоятельность развивается по следующему алгоритму: сначала малыш делает что-то по речевому указанию взрослого; затем, что многих удивляет, ребенку нужно поруководить другими; и только после этого он начинает делать это самостоятельно. Часто родителям не нравится этот второй этап, мол, ты сам ещё ничего не умеешь, а уже руководишь, но так он учится, такова особенность. Поэтому нужно быть терпимым к малышам и не препятствовать развитию их самостоятельности.

Одним из ключевых моментов является общение с ребёнком из сильной позиции. Это не значит «я сказал», «слушай меня», здесь имеется в виду уверенность родителя в своих действиях, в своих запретах, словах. При этом родитель действительно может не знать, как поступить, и часто, к сожалению, срывается на малыша и просто на него кричит. Вот такое поведение сигнализирует о слабой позиции, это, скорее, крик о помощи и перекладывание ответственности на ребёнка: мол, я не знаю, как поступить, ты должен это прекратить, решить проблему за меня. Для ребёнка это слишком сильный стресс, он не готов ещё ничего решать и в три года, наверное, не должен делать это за тридцатилетнего папу или маму. Поэтому, даже если не знаете, как поступить, пытайтесь любым способом выйти из ситуации взрослым человеком. 

Бывает, что мы что-то запретили, а потом поняли, что погорячились. В этом случае лучше сказать из сильной позиции: «Знаешь, я сразу не поняла, что для тебя это очень важно, а теперь вижу, поэтому сделаем, как ты хочешь»; вместо ответа из слабой позиции: «Всё, ты меня достал! Делай, как хочешь!». Так не размываются границы между ребёнком и родителем, он знает, что мама и папа всегда помогут, они сильные и, если что, найдут выход из любой ситуации, с ними я в безопасности.

Школа, урок, домашнее задание

Игры с детьми от года до трёх

Часто родители отказываются играть с такими маленькими детьми, считая, что ребёнок не хочет играть в то, что предлагает родитель. Скорее, наоборот! Взрослым нужны глубокие смыслы, тогда как ребёнок спокойно может проводить часы в «бессмысленных» занятиях, катать машинку туда-сюда, просто катать, никого никуда не везя, кидать мяч в пустоту и бежать за ним, не пытаясь забить гол. Однако, как только начинаешь смотреть на такую игру с точки зрения физического развития или познания мира, всё оказывается не таким уж бессмысленным. Чем замечателен этот возраст, что абсолютно любую деятельность взрослого можно превратить в игру. Будь то готовка или уборка, прогулка, поход на работу, поездка в общественном транспорте — всё это крайне интересно для малыша и развивает его получше любой специализированной детской игровой комнаты.

Особую роль в развитии занимает мелкая моторика, так как она тесно сопряжена с развитием речи и мышления. Ребёнку не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать фасоль, семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде, для этого не нужны специальные игрушки, которые уже завтра станут неактуальны.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка пятого года

Мультики от года до трёх

Мультики до трёх-четырёх лет не развивают ребёнка, его развивает предметно-манипулятивная деятельность, сенсорика, другими словами – ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то на осязаемых предметах, животных (или на карточках), а ещё лучше вживую, и тому подобное. Для развития мозга ребёнка в этом возрасте пользы будет больше от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков. Также стоит отметить, что необходимо бережно относиться к зрению малыша, так как в случае плохого зрения может тормозиться и умственное развитие ребёнка. А при просмотре гаджетов зрение может испортиться.

Развитие ребенка с одного года и до трех лет лекции

Нужны ли детский сад и развивашки малышу до трёх лет?

В возрасте до трёх лет отрыв от родителей довольно травматичен, это сильный стресс для малыша. С точки зрения развития ребёнка, детский сад до трёх лет может иметь больше минусов, нежели плюсов. То есть сам ребёнок не нуждается в такой поспешной социализации и раннем развитии, как любят говорить родители. Скорее, разные развивающие секции и детский сад – это удобство родителей и желание не быть хуже других. Но если думать о ребёнке, то лучше создать ему богатый быт и возможность общаться с большим количеством родственников. Прекрасно, когда в семье не один ребёнок. Лучше объединяться с подругами, сёстрами и братьями и ходить друг к другу в гости с детьми, вместе гулять. Здорово, когда собираются дети разных возрастов и имеют возможность поиграть без родителей. Такого в саду нет.

Нужно отметить, до трёх лет (плюс-минус несколько месяцев) дети, как правило, коммуницируют через взрослого или старшего. А вот уже с четырёх-пяти лет им интереснее другие дети, и тут родителям нужно не влезать в их игры. Кто-то может не согласиться и сказать, что мой двухгодовалый сын очень даже хорошо себя чувствует в обществе других детей, в итоге оказывается, что у него есть старший брат или сестра. Но как только брата или сестры нет, он закатывает истерику. Таковы дети до трёх лет, им нужен где-то рядом «его» взрослый.

Кризис трёх лет

В сознании людей сложилось мнение, что кризис – это что-то ужасное, что-то неуправляемое, страшное. На самом деле, это просто переход в новое качество, на новый, более высокий уровень. И это прекрасно. Результатом кризиса является новообразование, необходимое для дальнейшего гармоничного развития и взаимодействия. Основное, что нужно понимать о кризисе трёх лет, впрочем, как и о любом другом, что ребёнок сам не понимает, что с ним происходит. Он не делает ничего родителям назло, он не манипулирует и не издевается. Он этого не умеет хотя бы потому, что для этого необходимо уметь ставить себя на место другого и понимать, как и что нужно сделать, чтобы это было неприятно другому. Это слишком сложный процесс для мозга, и он ещё долго не сформируется у малыша. (Да что там, у взрослых-то часто отсутствует такая способность — ставить себя на место другого.) На данный момент он просто пробует разные модели взаимодействия с миром. Единственное, чего добивается ребёнок, – это новая модель взаимодействия с родителями. Он требует, чтобы с его мнением считались, потому что оно у него теперь есть. Если раньше мы хотели куда-то пойти, мы молча брали малыша на руки и шли. Теперь у него могут быть свои планы, и его нужно предупредить и понимать, что он может не хотеть идти туда, куда нам нужно. Можно ли его за это винить? Можно ли его за это ругать? Нужно научиться договариваться! И этому мы должны его научить. Мы не можем всегда делать, как хочет ребёнок, с одной стороны, и игнорировать желания и самовыражение малыша, с другой. Мы каждый раз ищем компромиссы, учимся не манипулировать, но слышать и учитывать интересы всех сторон. Это очень непросто, но весьма увлекательно. Осознанность нам в помощь!

мальчик и машинки

Малыш уже многое может сам, и у него возникает ощущение, что он уже большой, поэтому он требует к себе иного отношения. Родители, естественно, видят, что он ещё не такой уж и большой, но в то же время зачастую занижают или, точнее сказать, упускают из виду достижения ребёнка. А часто попросту у родителей не хватает терпения дать ребёнку самостоятельно доделать до конца начатое дело. Например, вы собираетесь на прогулку, и быстрее самому надеть кроссовки ребёнку, нежели ждать, пока он их наденет сам, да ещё и не на ту ногу, потом снимет, передумает, решит надеть другие и так далее. Пожалуй, терпение – ключевое качество осознанного родителя.

Важно, чтобы в семье все взрослые придерживались единой концепции касательно воспитания подрастающего поколения. Поскольку несогласованность взрослых приводит к фрустрации детей, что в результате может привести к необоснованному чувству вины за какие-либо действия, сомнениям в правильности поступков, а также из-за замешательства не сформируется понимание, что есть благородный поступок, что плохой и так далее.

Родители для ребёнка являются опорой. В первую очередь, он должен чувствовать себя любимым и уважаемым, с его мнением нужно считаться, не стоит поспешно делать выводы, исходя из поступков ребёнка, и навешивать на него ярлыки и обвинения. Зачастую дети руководствуются иными мотивами, чем взрослые. Однако взрослые часто забывают об этом и судят поступки детей, исходя из логики, как если бы его совершил взрослый, осознанный человек.

Развитие ребенка с одного года и до трех лет лекции

Пожалуй, основные моменты касательно развития и воспитания малыша от года до трёх лет мы осветили. Коротко проговорим их ещё раз:

  1. Не мешаем делать самостоятельно, иначе может развиться необоснованный стыд и сомнения в своих силах;
  2. Общаемся с ребёнком из «сильной» позиции, позиции взрослого, не перекладывая на него ответственность за происходящее;
  3. Родители для ребёнка – аккумулятор позитива и уверенности в своих силах;
  4. Развивая мелкую моторику, развиваем речь и мышление;
  5. Лучше собирать шишки и махать палкой, чем смотреть мультфильмы;
  6. Полезнее богатый быт и большая семья, чем детский сад;
  7. Любая деятельность взрослого – приключение для малыша;
  8. Кризис трёх лет – это просто скачок в развитии ребёнка, перестройка всего организма. Малыш сам не понимает, что с ним происходит, и мы должны помочь ему справиться с этим периодом. Результатом прохождения должна явиться новая манера общения с ребёнком, с учётом его мнения;
  9. Ближе к трём годам мы учимся договариваться и находить компромиссы с ребёнком;
  10. Все взрослые договариваются между собой о единой модели воспитания детей в семье.

Помните, что для каждого возраста есть свои особенности, и то, что необходимо младенцу, уже не подходит для годовалого, что нужно трёхлетнему, неактуально для пятилетки. Собственно, именно об этом данный цикл статей. Родители должны менять стратегию поведения в зависимости от возраста. А кто говорил, что воспитывать гармоничную личность просто? Но если смотреть на это, как на увлекательный процесс, то всё не так уж страшно и сложно. Искренность и осознанность, терпение и терпимость помогут с достоинством пройти этот урок. В следующий раз мы поговорим о возрасте четырёх-шести лет, узнаем, как же следует себя вести и на что нужно обратить особое внимание. До новых встреч!

Источник