Развитие ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха
Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.
Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.
Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.
В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют
3 степени снижения слуха и глухоту.
Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи
1 26-40 6 — 3м 2м – у уха
2 41-55 3м – у уха нет – у уха
3 56-70 Громкая речь у уха нет
4 71-90 Крик у уха нет
глухота более 90 0 нет
1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.
2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.
3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.
Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.
Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.
В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.
Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.
Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.
Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.
Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.
Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.
Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.
Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.
Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.
Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:
1 — своевременной диагностикой нарушения слуха;
2 — адекватным медикоментозным лечением;
3 — проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;
4 — качественным слухопротезированием;
5 — длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;
6 — активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.
Библиография.
1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.
2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.
3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.
4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.
6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.
8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.
Источник
Дошкольники
с нарушенным слухом представляют собой
сложную гетерогенную группу,
различающуюся по состоянию слуха и
речи, по времени наступления стойкого
нарушения слуха, наличию или отсутствию
дополнительных отклонений в развитии.
Среди них имеются глухие и слабослышащие
дети, обладающие опытом ранней
педагогической помощи, есть и необученные
дошкольники, у которых такой опыт
отсутствует. Проблемы психического
развития разных групп детей дошкольного
возраста с нарушенным слухом освещены
в исследованиях A.A.Венгер, Г.Л.Выгодской,
Л.А.Головчиц, Э.И.Леонгард, Л.П.Носковой,
Т.И.Обуховой, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф
и других.
Ими
установлено, что приблизительно до 4
лет между необученными глухими и
слабослышащими детьми существенных
различий не наблюдается. Однако
после этой возрастной границы у
слабослышащих складываются некоторые
преимущества перед глухими, что
отражается, например, в решении задач
на уровне наглядно-образного и
наглядно-действенного мышления.
Слабослышащие дети пользуются более
обобщенными, чем глухие, способами
ориентировки и оперирования образами,
действиями. Отличия наблюдаются и
в объеме представлений, пространственной
ориентировке, в способности к обобщению.
Наиболее очевидны различия в формировании
словесной речи.
При
сопоставлении уровня развития речи
необученных глухих и слабослышащих
дошкольников обнаруживаются
разнонаправленные тенденции: для
глухих овладение словесной речью без
специального обучения невозможно, а у
слабослышащих даже без специальной
педагогической помощи развиваются и
активная, и пассивная формы речи.
Глухие
дети дошкольного возраста с нормальным
интеллектом. Такие
дети составляют относительно однородную
группу. У тех из них, кто не получил
ранней педагогической помощи, депривация
психического развития получает характер
не просто задержки тех или иных функций,
а глубокого нарушения личностного
развития, нередко выражающегося в
неадекватности поведения. Ребенок не
только отстает в речевом развитии, но
нередко приобретает такие негативные
черты личности и поведения, как
агрессивность, эмоциональная
неустойчивость, двигательная
расторможенность или, наоборот,
скованность, негативное отношение к
речи и общению вообще. К этим детям в
полной мере относится понятие, введенное
в психологию Л. С. Выготским, —
«ребенок-примитив». Совершен
но
другим этот ребенок может стать в
результате правильно осуШе’
ствляемого коррекционно-воспитательного
воздействия.
Как
правило, большинство глухих дошкольников
реагируют на сильные акустические
сигналы (гул самолета, гудок поезда,
звучание некоторых музыкальных
инструментов, голос повышенной ,-роМКОСти
на
близком расстоянии). Их ответная реакция
на воспринятые звуки имеет
безусловно-рефлекторный характер и
сопровождается такими действиями,
как поворот головы, торможе-ние
позы (замирание), расширение зрачков,
вскидывание глаз, вздрагивание, усиленное
моргание, иногда наблюдаются вегетативные
(покраснение) и эмоциональные реакции
(смех, улыбка, обида, плач). Вместе с тем
постепенно число вариативных ответных
реакций сокращается, и наступает
адаптация к акустическим сигналам.
В
отличие от слышащих детей у глухих
дошкольников формирование предметных
действий, развитие подражания, поиск
и усвоение способов восприятия,
необходимых для познания свойств
объектов, происходят не в раннем
(младенческом), а в дошкольном возрасте.
Подражая действиям взрослых, дети
выделяют цвет, форму, величину, как
будто бы осознают пространственные
взаимоотношения объектов, однако
успешно они выполняют такие действия,
только если число объектов не превышает
трех—пяти. При увеличении их числа
действия ребенка приобретают хаотический
характер.
В
становлении сенсорных и интеллектуальных
процессов у глухих дошкольников
наблюдаются общие со слышащими детьми
тенденции. Вместе с тем сложные
процессы, предусматривающие необходимость
операций анализа, синтеза, обобщения,
у них формируются более медленно и
затрудненно. Их представления об
окружающих предметах и явлениях
крайне бедны. Зачастую они не только
не могут обозначить их словом, но и
затрудняются в выделении их из группы
разнородных объектов, не узнают в
изменившейся ситуации, не различают
по функциональному назначению, часто
ошибаются при соотнесении реального
предмета с его изображением.
К
началу дошкольного обучения глухие
дети, не получившие ранней педагогической
помощи, как правило, не владеют словесной
речью. Для них характерны вялость мышц
артикуляционного аппарата и поверхностное
речевое дыхание. В устных проявлениях
таких малышей наблюдаются многообразные
голосовые реакции — лепет (неотнесенный),
голосовые звуки, гуление, кряхтенье,
чмоканье, мычание, артикулирование
без голоса и т.п. Из-за отсутствия
обратной слуховой связи у большинства
из них число голосо-Вьгх
реакций с возрастом уменьшается. Общение
со взрослыми (глав
ным
образом, с матерью) осуществляется при
помощи предмет
ных
действий и отдельных указательных
жестов. Иногда свои чув
ства
дети выражают голосовыми реакциями —
эмоциональными
Криками,
смехом или плачем. Внешняя речь остается
недоступной
^
их понимания, а их собственная без
направленного обучения
не
развивается. У
глухих
детей из семей глухих родителей жесть
появляются раньше и бывают более
разнообразными.
Вместе
с тем глухие дошкольники стремятся к
общению, и их коммуникативное поведение
меняется по мере взросления: относительно
простые формы контактов сменяются
преобладанием более сложных. Так,
от простого подчинения взрослому они
переходят к вариативному коммуникативному
взаимодействию с ним учитывающему его
реакции на их поведение (одобрение,
порицание и т.д.), начинают активно
поддерживать контакт, проявляя
заинтересованность в общении.
Подтверждением
возможности высокого уровня развития
глухих детей служит адекватность
их поведенческих реакций на одобрение
и неудачу. Так, получив негативное
указание от взрослого на свои действия,
глухой ребенок не только фиксирует на
этом внимание, но и исправляет
соответствующие действия.
Слабослышащие
дошкольники. Они составляют весьма
неоднородную группу по состоянию
слуха, речи и по многим другим параметрам.
Объясняется это чрезвычайным многообразием
проявлений слуховой недостаточности,
большим спектром тугоухости, разными
уровнями сформированности навыков
слухового восприятия. При этом важно
отметить, что многие слабослышащие
дети, обладая различными степенями
сохранного слуха, не
умеют
пользоваться
им
в целях познания и общения.
В
дошкольном возрасте слуховое восприятие
слабослышащих детей развивается и без
специального обучения. В возрасте 6
—
7 лет приблизительно у 67 % из них
обнаруживаются реакции на голос
разговорной громкости и при восприятии
шепота у ушной раковины, однако у них
сравнительно поздно развиваются
реакции на звуковые раздражители.
Дефицит
слуховой информации порождает различные
отклонения в речевом развитии,
которое зависит от многих факторов,
таких, как степень и сроки снижения
слуха, уровень общего психического
развития, наличие педагогической
помощи, речевая среда, в которой
находится ребенок. Многообразные
сочетания этих факторов обусловливают
вариативность речевого развития.
У
большинства
слабослышащих детей к началу дошкольного
обучения оно находится на низком
уровне:
они знают лишь небольшое количество
слов, как правило, воспроизводят
названия
игрушек и бытовых предметов в лепетной
и усеченной форме. Немногие дети (старше
3
лет)
владеют незначительным объемом
элементарных аграмматично построенных
фраз, которые как
по
содержанию, так и по структуре отличаются
от синтаксических конструкций речи
слышащих сверстников.
Подчеркивая
большие в различия развитии устной
речи слабослышащих
дошкольников, сурдопедагоги выделяют
в нем следующие
уровни.
Первый,
доречевой
уровень
характеризуется наличием голосовых,
рефлекторно возникающих звуковых
реакций и не-оТнесенного
лепета типа: кх,
па,
мамама,
mamama
и
др., что соответствует реакциям
периода гуления и лепета у слышащих
малышей. Дети не понимают обращенную
к ним устную речь, общается посредством
голосовых проявлений неотнесенного
лепета, естественных жестов и мимики.
Второму
уровню
свойственно использование отдельных
лепетных и полных слов: ав-ав
(собака),
мама,
упи (кубик)
и др.
Третий
уровень
отличается наличием в речи детей
определенного количества коротких
простых фраз типа: Мама,
дай. ¡lana,
ди
(иди). При
этом слова, как правило, произносятся
усеченно и приближенно, лишь в
отдельных случаях — точно. Речь
фонетически искажена, звуковой состав
ограничен. Часть детей не понимают
обращенную к ним речь, общаются
посредством неотнесенного лепета,
естественных жестов и мимики, а также
отдельных слов и коротких фраз.
Как
мы уже отметили, многие слабослышащие
дошкольники не понимают обращенной к
ним речи и ориентируются в общении
на такие факторы, как действия,
естественные жесты и эмоции взрослых.
Дети с легкой и средней степенью
тугоухости могли бы понимать
окружающих, но нередко их восприятие
речи приобретает искаженный характер
из-за неразличения близких по звучанию
слов и фраз.
Искаженное
восприятие речи окружающих, ограниченность
словарного запаса, неумение выразить
себя — все это нарушает общение с
другими детьми и со взрослыми, что
отрицательно сказывается на познавательном
развитии и на формировании личности
таких детей. Вместе с тем по мере
взросления и умение поддерживать
речевой контакт, и способность к оценке
собственных действий и поступков
постепенно развиваются.
Глухиеислабослышащиедошкольникис
сочетанными(комплексными)нарушениямиразвития.Клинико-психолого-педагоги-ческие
обследования дошкольников со слуховой
недостаточностьюсвидетельствуют
о том, что у 25
—30 %
из них выявляются сочетания первичного
дефекта — нарушения слуха — с другими
Первичными нарушениями развития.
Наиболее часто встречаются сочетания
снижения слуха с первичной задержкой
психического развития (ЗПР), нарушениями
эмоционально-волевой сферы или
°порно-двигательного аппарата, с
умственной отсталостью, локальными
речевыми дефектами.
Глухие
и слабослышащие дошкольники со сложной
структурой Нарушений развития в
сурдопедагогике и сурдопсихологии
изучены недостаточно; наиболее
представлены отдельные данные,
раскрывающие особенности развития
старших глухих дошкольников с ^Пр.
Обследования неслышащих детей со
сложной структурой на-
рушений
показывают значительную разнородность
данной грущ^ как по характеру дефекта
и выраженности интеллектуальных и слу
хоречевых нарушений, так и по степени
обучаемости.
По
сравнению с рассмотренными ранее
группами глухих и слабослышащих
детей психическое развитие дошкольников
с соче-танными (комплексными) отклонениями
происходит замедленно; при этом
наблюдается значительное отставание
познавательных процессов, детских
видов деятельности, речи. Наиболее
очевидно проявляется задержка в
формировании наглядно-образного
мышления.
В
психическом развитии таких дошкольников
наблюдаются индивидуальные различия,
обусловленные выраженностью
интеллектуальных, эмоциональных,
слуховых и речевых отклонений. Для
многих из них характерны нарушения
поведения; у других отмечается
отставание в становлении различных
видов детской деятельности. Так,
предметная деятельность формируется
лишь к 4— 5 годам и у большинства протекает
на весьма низком уровне манипулирования,
воспроизведения стереотипных игровых
действий. Попытки самостоятельного
рисования в основном сводятся к
повторению изображений знакомых
предметов либо к рисункам, выполненным
по подражанию взрослому.
Особые
трудности отмечаются у глухих и
слабослышащих дошкольников с ЗПР в
овладении речью (Т.В.Розанова, 1997;
Л.А.Головчиц, 1993). Их устную речь отличает
воспроизведение отдельных звуко- и
слогосочетаний, подкрепляемых
естественными жестами и указаниями на
предметы. Как правило, интерес к общению
отсутствует. При овладении письменной
формой речи у них возникают значительные
трудности.
В
вариативном сочетании комплексных
нарушений отдельные дефекты сохраняют
специфические особенности своей
этиологии, однако при этом не происходит
простого суммирования симптомов
нескольких нарушений, а возникает новая
сложная структура дефекта.
Оглохшиедетидошкольноговозраста.Нарушение
слуха у этих детей прежде всего
сказывается на их поведении, что
проявляется в разнообразных реакциях
на возникающие в быту повседневные
звуки. У такого ребенка можно наблюдать
отсутствие реакций на увеличение звука
аудиовизуальной техники, отстранение
от взрослого при его попытке сказать
что-либо в ушко, вздрагивание от
неожиданных
резких звуков (можно предположить
повышенную чувствительность к громким
звукам).
Потеря
слуха отражается на их общем поведении:
одни из них становятся расторможенными,
капризными, агрессивными, а ДрУ’ гие,
наоборот, уходят в себя, избегают общения
с окружающим*
Речь
разрушается постепенно, и уже через 1
— 2 месяца посЛ6
потери
слуха обнаруживаются ее качественные
изменения, коТ°
ь1е
проявляются как в собственной речи
ребенка, так и в восприятии речи
окружающих, точнее — в реакциях на нее.
Сначала нарушения речевого поведения
становятся заметными в непривычных
для ребенка речевых ситуациях (т.е.
слышимая им раньше речь как бы пропала,
но в знакомой обстановке ребенок еще
полнит, как надо себя вести).
Вскоре
выявляются изменения в качестве речи
самого ребенка, затрагивающие ее
звуковой, лексический и грамматический
строй. И наконец, завершающим этапом
становится потеря речи — наиболее
заметный фактор, из-за чего родители
нередко связывают именно этот момент
с моментом нарушения слуха.
Речь
оглохшего дошкольника меняется не
только количественно, но и качественно.
Сокращается лексический запас, сначала
забываются
слова
пассивного словаря, затем — поздно
приобретенные и мало употребляемые;
исчезают слова-глаголы, так как ребенок
в определенных ситуациях может легко
без них обходиться, а
потом
и названия предметов, которые редко
находятся в поле зрения или внимания.
Количественное сокращение словаря
приводит к качественному изменению
фразы: упрощаются синтаксические
конструкции, из распространенной фраза
превращается в
простую,
затем — в однословную назывную и,
наконец, подменяется жестом. Параллельно
происходят количественные и качественные
изменения в произносительных навыках:
с меньшей силой произносятся
безударные начала и концы слов, на фоне
постепенного ослабления артикуляции
«глотаются», разрушаются или
забываются звуки, сначала те, что были
усвоены позже и,
следовательно,
менее автоматизированны ([р], шипящие,
аффрикаты), затем и другие.
Исследования
сурдопедагогов показывают, что у 2 —
3-летнего оглохшего ребенка речь может
полностью распасться. При этом ее
регрессия происходит постепенно:
наблюдается процесс, обратный
становлению речи, — исчезают глаголы,
потом названия предметов; ослабляются,
затем исчезают безударные гласные
звуки, концы и начала слов и далее
шипящие звуки; смягчаются звуки, и
артикуляция становится в большей мере
передней. А далее членораздельная
речь заменяется разнообразным, но
неразборчивым лепетом. На завершающем
этапе распада речи появляется
однообразная голосовая реакция
(неартикулируемые звуки) в ответ на
любые речевые обращения, отрицательные
и утвердительные кивки головой на
понимаемый жест или на обращение.
Взрослые
не всегда готовы понять и принять
изменения,
которое происходят в речи оглохшего
ребенка и пытаются объяснить И)с
Разными причинами — невнимательностью,
рассеянностью, Р^Лаблением
памяти, упрямством,
стремлением подражать осо-еНностям
речи
других.
К
сожалению, потеря или снижение слуха
РеДко
рассматривается
ими как основная причина.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
28.02.201632.73 Mб22Англ.(новая).pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник