Развитие ребенка с элементами рисования

Развитие ребенка с элементами рисования thumbnail

Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.

Правила рисования с ребенком

Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:

  • Не мешайте. Не стоит навязывать ребенку свое видение результата, давать советы и рекомендации, если малыш их не ждет от вас. Ваши замечания могут улучшить качество конкретного рисунка, но они не будут производить долгосрочный эффект. Позвольте ребенку получать удовольствие от процесса и самостоятельно оценить свою работу.
  • Не перебарщивайте с вспомогательными инструментами. Раскраски и всевозможные обучающие пособия по рисованию очень популярны как у детей, так и у родителей. Однако нужно не забывать, что они хороши лишь в плане развития мелкой моторики и шаблонного мышления, в то время как для развития творческих способностей, креативности и воображения ребенка лучше подойдет чистый лист бумаги.
  • Приобщайте ребенка к эстетике. О того, что ребенок видит вокруг себя, зависит, какие шаблоны для рисования сформируются у него в голове. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности, знакомьте ребенка с искусством.

Правила рисования с ребенком

  • Покажите пример. Чтобы научить ребенка рисовать, подайте ему пример. Это касается не только шаблонных изображений (например, дом, солнце, дерево), но и техник рисования. Познакомьте ребенка с различными мазками, покажите, что краску можно разбрызгивать, смешивать и т.д. Тогда у ребенка сформируется замечательная база для самостоятельного рисования.
  • Цените творчество ребенка. Ни в коем случае не выбрасывайте рисунки на глазах у ребенка, не отмахивайтесь от малыша, если он показывает вам свою работу. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь им! Устройте домашнюю выставку рисунков, а старые работы можно подписывать и складывать в папочку.

Обзор инструментов и средств для рисования

При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.

  • Пищевые продукты. Самыми безопасными для малышей являются съедобные краски, сделанными своими руками. Если сварить кисель из крахмала и воды и добавить в него пищевой краситель, получится отличная густая краска. Также в качестве красок можно использовать фруктовые и овощные соки и пюре, кусочки овощей (например, свеклу) и ягоды.
  • Краски промышленного производства. Малышам можно приобрести специальные пальчиковые краски. Для экспериментирования и смешивания цветов лучше всего подойдет гуашь. А вот акварельные краски рекомендованы для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Обзор инструментов и средств для рисования

  • Кисточки. Детям дошкольного возраста лучше покупать крупные кисти для рисования, которые оставляют широкие и яркие следы на бумаге. Также инструментами для рисования могут стать строительные валики, губки для мыться посуды, щетки, тряпки и т.д.
  • Мягкая масляная пастель. Этот вид восковых мелков хорошо подойдет для рисования с малышами, потому что он оставляется яркие следы на бумаге и, при этом, не пачкает все вокруг, поэтому масляную пастель можно держать в открытом доступе.
  • Мягкая сухая пастель по консистенции похожа на мел. Если рисовать сухой пастелью на яркой контрастной бумаге, получатся очень интересные рисунки. Минус этого инструмента для рисования заключается в том, что сухая пастель легко ломается и крошится, поэтому требует осторожного обращения.
  • Восковые мелки. Многие специалисты советуют начинать рисовать именно с восковых мелков, однако, по сравнению с масляной пастелью, они не такие мягкие и яркие.

Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами

  • Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами. Лучше всего выбрать толстые и мягкие карандаши.
  • Фломастеры. Большинство специалистов отмечают такие минусы фломастеров, как невозможность смешивать цвета и регулировать силу нажима. Однако у фломастеров есть один большой плюс – они оставляют очень яркие следы на бумаге, а это вызывает неподдельный интерес у детей. Важно отметить, что существуют фломастеры на водной основе, которые легко смываются практически с любой поверхности.

Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.

На развивающих занятиях в центре «Созвездие» дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.

Стадии развития детского рисунка

Возраст

Содержание рисунков

До 1,5 лет

Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. Предоставьте ребенку как можно больше материалов для творчества, чтобы он мог выразить себя.

1,5 – 3,5 года

Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.

3,5 – 8 лет

Стадия схематичных изображений. В этом возрасте дети обычно начинают рисовать привычные нам домики, цветочки, солнце. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.

8 — 10 лет

Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.

После 10 лет

Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.

Стадии развития детского рисунка

Специалисты отдельно выделают особенности изображения детьми человека:

Возраст

Особенности изображения человека

4 года

Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.

5 лет

Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).

6 лет

Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея.

7 лет

Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.

8 лет

Линия шеи, плеч и рук непрерывна.

9 лет

Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.

10-11 лет

Стремление создать объемное изображение.

Свободное рисование для малышей

С помощью рисования у детей отлично развиваются творческие и интеллектуальные способности. Как сделать так, чтобы развитие происходила как можно быстрее? На этот счет есть два противоположных мнения. Первая, и самая распространенная, точка зрения заключается в том, что рисование в любой форме способствует творческому развитию детей. Поэтому многие родители покупают детям всевозможные пособия с заданиями по рисованию, раскраски, альбомы, а также специальные инструменты для рисования (например, необычные кисти, штампы т.д.). Такое «рисование» приучает ребенка не прилагать слишком много усилий для достижения результата и развивает не творческие способности, а мелкую моторику. Вторая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники считают, что не нужно предоставлять ребенку готовые шаблоны для рисования и специально учить малыша рисовать разные предметы. Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его интеллект, не нужно ничего лишнего. Творческое мышление развивается тогда, когда малыш сам придумывает, что нарисовать. Бумага, кисточки и краски – это лучшее пособие для развития творчества. Такой подход пропагандирует «свободное» рисование.

Свободное рисование для малышей

Не спешите ждать от ребенка художественных шедевров в раннем детстве. Прежде чем у ребенка начнут получаться реалистичные изображения, рисунки малыша пройдут стадии штрихов, каракулей и схематичных изображений.

В дошкольном возрасте очень важно предоставить ребенку свободу творчества. Позвольте малышу самому придумать, как лучше нарисовать солнце или домик. Теория свободного рисования говорит о том, что нужно максимально оградить ребенка от шаблонов в рисовании. Так как такие эталоны окружают нас в повседневной жизни повсюду, нужно постараться, чтобы шаблоны, с которые сталкивается ребенок (в книгах, телевизоре, на занятиях) были качественными.

Выводы

Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте ему советами, цените его старания. Давайте ребенку возможность рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он сможет в полной мере развить свой творческий потенциал. Приобщайте ребенка к эстетике, выбирайте книги с хорошими качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности посещайте музеи и выставки.

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» работает художественная студия, в которой детям прививают любовь к прекрасному, помогают не бояться проявлять свою фантазию и создавать уникальные работы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раскрыл свой творческий потенциал, познакомился с различными нетрадиционными техниками рисования и научился создавать объемными творческие работы, то вам точно к нам! Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Источник

Елена Никитина
Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. У ребенка появляется интерес к рисованию, как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать, не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

2. Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).

Развитие ребенка с элементами рисования

3. Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

4. Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

Развитие ребенка с элементами рисования

6. Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.

Развитие ребенка с элементами рисования

7. Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

9. Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

Развитие ребенка с элементами рисования

10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

Развитие ребенка с элементами рисования

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

Развитие ребенка с элементами рисования

12. Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

13. Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).

14. Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

Развитие ребенка с элементами рисования

15. Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

Развитие ребенка с элементами рисования

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

Развитие ребенка с элементами рисования

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить.

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

Развитие ребенка с элементами рисованияРазвитие ребенка с элементами рисования

19. Рисование солью. На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

Развитие ребенка с элементами рисования

20. Рисование манкой. Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные).

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования: рисование перышком, рисование пальцем, рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование листьями.

Источник

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник