Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью thumbnail

ИН
— врожденная или приобретенная в раннем
возрасте задержка, либо неполное развитие
психики, проявляющаяся нарушением
интеллекта, вызванная патологией
головного мозга и ведущая к социальной
дезадаптации. Проявляется в первую
очередь в отношении разума, также в
отношении эмоций, воли, речи и моторики.
ИН в зависимости от времени воздействия
патологического фактора может проявляться
в форме олигофрении,
которая возникает на более ранних этапах
онтогенеза (до приобретения каких-либо
навыков), или деменции
(распад психики) — на более поздних этапах
онтогенеза (после приобретения каких-либо
навыков) как следствие органических
заболеваний мозга и травм. Основная
категория детей – это дети
с олигофренией

(психическое недоразвитие).С самого
рождения у детей имеется грубое поражение
головного мозга, а все психические
функции недоразвиты, то есть, развиты
недостаточно. Ребенок как бы находится
на более низком уровне развития по
сравнению со своими сверстниками, и его
уровень развития соответствует более
младшему возрасту.Уровень развития
психических функций у детей при
олигофрении равномерно снижен
(тотальность). Отклонения
в развитии детей с олигофренией становятся
заметны уже с самого раннего возраста,
так как дети отличаются от сверстников
и в развитии движений, и в речевом
развитии, у них менее выражен или не
выражен вообще интерес к окружающему,
к общению с людьми, к игрушкам.В большинстве
случаев у них есть особые отличительные
признаки, так называемые стигмы
эмбриогенеза, которые свидетельствуют
о нарушениях в формировании организма
в целом, его внутренних органов и
головного мозга. К стигмам относятся:
особое строение лица, черепа, ушных
раковин; ребенок отличается размером
и формой головы, носа и других частей
лица. Нередко наблюдаются различные
аномалии и дисплазии, то есть деформации
и нарушения соотношения размеров черепа,
аномалии строения и расположения ушных
раковин, глаз, зубов, укорочение фаланг
пальцев, синдактилии (сросшиеся пальцы).
В таких случаях, а особенно если человек
уже знаком с такими детьми, он по внешнему
виду определит, что это дети с отклонениями
в развитии. В других случаях дети по
внешнему виду не отличаются от своих
нормально развивающихся сверстников,
и их умственные ограничения становятся
заметными только при общении с ними,
особенно при выполнении заданий учебного
типа. Их интеллектуальная недостаточность
проявляется прежде всего там и тогда,
когда требуются умственные способности
для ориентировки в окружающем мире, в
бытовых ситуациях, а также для решения
более сложных познавательных задач.
Уже с самого раннего возраста у такого
ребенка заметны низкий интерес к
окружающему миру, трудности понимания,
трудности установления связей и отношений
между предметами и явлениями, медленная
скорость усвоения информации, трудности
запоминания и необходимость многократных
повторений материала для его запоминания.Для
умственно отсталого ребенка характерно
недоразвитие произвольного внимания.Для
детей характерна сниженная активность
во всех сферах (двигательная, познавательная,
коммуникативная).У детей значительно
позже появляются основные движения
(ползание, ходьба, бег). Для движений
детей с интеллектуальной недостаточностью
характерны неустойчивость мышечного
тонуса, неловкость произвольных движений,
бедность мимики и жестов, наличие лишних
движений.Недостаточнаядифференцированность
зрительного восприятия умственно
отсталых детей проявляется в неточном
распознавании детьми близких по цветовому
спектру цветов и оттенков, в отсутствии
выделения признаков, частей, пропорций
и других особенностей предмета.Для
детей в целом характерны трудности
обследования предметов, выделения их
признаков и свойств.Недостаточность
непроизвольного и произвольного
внимания.Непроизвольное внимание
характеризуется небольшим объемом,
неустойчивостью, трудной переключаемостью.
Внимание детей обычно привлекают яркие
предметы или изображения, их отдельные
детали, бросающиеся в глаза. Произвольное
внимание формируется с трудом вследствие
слабости ориентировочной реакции,
недостаточной познавательной активности
детей, словесногоопосредования
деятельности. Дети не могут длительное
время сосредоточивать внимание на
предметах или выполняемой деятельности,
они часто отвлекаются на посторонние
стимулы. Основные свойства памяти детей
с интеллектуальной недостаточностью
– замедленный темп усвоения нового,
непрочность сохранения и неточность
воспроизведениям.Недоразвитие речи
является одним из основных проявлений
психическогодизонтогенеза при
олигофрении. Уже в младенчестве
звукокомплексы у детей бедны и менее
эмоционально окрашены. Долгое время
звучащая речь не привлекает внимания
и не интересует ребенка с интеллектуальной
недостаточностью. Поэтому и говорить
дети начинают со значительным опозданием
относительно возрастных норм. Так,
первые слова могут появиться у детей в
3 года или даже в 5 лет. Однако постепенно
в разные сроки дети овладевают речью и
используют ее для общения.Активный
словарь резко ограничен по сравнению
с пассивным, страдает грамматический
строй речи, затруднено понимание смысла
слов, часто наблюдаются дефекты
звукопроизношения. Дети предпочитают
пользоваться невербальными средствами
общения, и в речевом общении они
немногословны.Тем не менее, в формировании
диалогической речи дети достигают
определенных успехов, так как они
становятся способными использовать
речь для целей общения. А вот овладение
монологической речью представляет для
детей значительные трудности.У детей
наблюдается недостаточность всех
уровней и звеньев мыслительной
деятельности.Конкретность мышления и
слабость обобщений у детей с интеллектуальной
недостаточностью – наиболее типичная
особенность их познавательной сферы.
Ребенок с умственной отсталостью более
или менее успешно осваивает все простое,
элементарное, но не может достигнуть
высших уровней обобщения и
абстракции.Эмоциональная сфера детей
с интеллектуальной недостаточностью
характеризуется слабой дифференцированность
эмоций, косностью и однообразием,
бедностью оттенков переживаний,
несоответствием ситуации по силе и
содержанию: этот комплекс симптомов
называют эмоциональной уплощенностью.Общая
незрелость личности при интеллектуальной
недостаточности проявляется в общей
незрелости мотивации: приоритет
органических потребностей и влечений,
низкий уровень познавательных интересов,
фактическое отсутствие потребности в
приобретении знаний, низкая мотивация
в различных видах деятельности. Для
детей характерно недоразвитие волевой
сферы, что проявляется в безынициативности,
повышенной внушаемости, низкой способности
к усвоению социальных норм и правил.
Классификация.Глубокая
умственная отсталость

представляет собой наиболее тяжелую
степень олигофрении, при которой имеется
грубое нарушение всех функций, в том
числе сенсорных и перцептивных. Мышление
практически отсутствует, речь может
представлять собой набор нечленораздельных
звуков либо звукокомплексов. В обращенной
речи ребенок способен уловить интонацию,
но не общий смысл. С детьми возможны
лишь самые простые формы невербальной
коммуникации. Элементарные эмоции
связаны с физиологическими потребностями
и выражают собственное состояние
ребенка, свидетельствуют о его комфорте
или дискомфорте. Формы выражения эмоций
примитивны, они выражаются в крике,
гримасах, двигательном возбуждении. В
случае более легких нарушений возможна
привязанность к ухаживающим людям,
общая ориентировка в пространстве
(узнают, где их дом, квартира, где принимают
пищу, куда ходят на прогулку и т.п.).
Навыки самообслуживания фактически не
формируются. Поведение направлено на
удовлетворение элементарных физиологических
потребностей или ограничивается
реагированием на внешние стимулы.
Прогноз развития таких детей
неблагоприятный. Они могут воспитываться
в семье, но могут быть определены в
интернатные учреждения Министерства
труда и социальной защиты, где специальное
обучение не организуется, а осуществляется
только присмотр.Тяжелая
умственная отсталость и тяжелая степень
умеренной умственной отсталости
характеризуется
меньшей выраженностью интеллектуальной
недостаточности. У детей имеется
ограниченная способность к накоплению
некоторого запаса представлений,
сведений, возможность выделения
простейших признаков предметов и
ситуаций. Доступно понимание и произнесение
простых слов и элементарных фраз.
Формируются простейшие навыки
самообслуживания. В эмоциональной сфере
обнаруживается переживание обиды,
насмешек, общее понимание своих
ограничений. В более легких случаях
дети могут обучиться элементам чтения,
письма, счета, но на это требуется много
времени и большое число повторений,
однако они не могут или могут очень
ограниченно использовать приобретенные
навыки. Детям доступен также простой
физический труд. Они способны к внешней
подражательности движениям и действиям
другого человека, поэтому могут освоить
действия в быту и по самообслуживанию
(подметать пол, мыть посуду). Благодаря
подражанию дети также могут освоить
элементы рисования, но их рисунки
схематичные, они сделаны по подражанию,
они рисуют упрощенные схемы реальных
предметов. Дети направляются на обучение
во вспомогательную школу (II
отделение), где обучаются по специальной
программе. Дети с тяжелой и умеренной
ИН могут также обучаться в центрах
коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации (ЦКРОиР). Люди с тяжелой и
умеренной умственной отсталостью
нуждаются в присмотре на протяжении
всей жизни. В зрелом возрасте некоторые
из них способны к простой практической
работе при тщательном построении заданий
и обеспечении квалифицированного
надзора. Легкие
степени умеренной умственной отсталости,
легкая умственная отсталость

наиболее
легкая по степени и наиболее распространенная
форма ИН. Дети способны ориентироваться
в простых практических ситуациях, они
овладевают навыками самообслуживания.
Мышление у них имеет конкретно-образный
характер, доступна фразовая речь, иногда
неплохая механическая память. Дети
направляются на обучение во вспомогательные
школы по программам I
отделения. В пределах определенной им
программы обучения они овладевают
навыками чтения, письма, счета, знаниями
об окружающем, с ними проводится
профориентация. Эти дети могут также
обучаться в классах интегрированного
обучения и воспитания. В дальнейшем они
могут стать социально адаптированными,
а также найти работу в соответствии со
своими возможностями. Они работают
малярами, переплетчиками,
слесарями-ремонтниками низких разрядов,
сапожниками, швеями, уборщицами,
подсобными рабочими, сельскохозяйственными
рабочими. Как правило, дети трудолюбивы,
но малоинициативны, они нуждаются в
присмотре и помощи других работников.

Читайте также:  Витамин для развития речи ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Библиографическое описание:


Кириллова Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 270-272. — URL https://moluch.ru/archive/230/53482/ (дата обращения: 03.03.2020).



Гармоничное развитие личности является одной из важнейших проблем в теории и практике воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, которое связывает воедино различные психологические процессы, происходящие с индивидом и сообщающее его поведению необходимую последовательность действий и устойчивость.

Личность формируется под влиянием различных взаимодействий со стороны окружающей среды. Однако, заметим, что это не просто процесс усвоения социальных отношений и социального опыта, а результате сложного взаимодействия социальных условий и тенденций психофизического развития.

Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями, воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений развития коррекционной педагогики. Успешное решение этой задачи обеспечивает подготовку воспитанников к дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности. Какими бы ни были факторы, определяющие жизнь и работу человека, они становятся психологически эффективными только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет грубые первичные изменения в эмоциональной сфере, что способствует формированию своеобразного психопатологического характера и ряда негативных качеств, которые значительно затрудняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому так важно изучать особенности формирования эмоций и чувств ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Читайте также:  Общее и специальное развитие ребенка

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости… Развитие психики-специфика детства, прорывающаяся через любую, самую тяжелую патологию организма» [4]. Одновременно со специфическим развитием психики ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы, которое характеризуется незрелостью эмоций и чувств, потребностей и мотивов.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается своеобразием. Малыши позже принимают вертикальную позу, держать голову, сидеть, стоять, ходить. Таким детям присущ пониженный интерес к окружающему миру, равнодушие и инертность, что не исключает резких вспышек агрессии и крика. В первый год жизни они не различают «своих» и «чужих» взрослых, не формируют зрительно-моторную координацию и восприятие свойств объектов. Впоследствии данная категория детей начинает отставать от сверстников в развитии речи, артикуляции, фонематического слуха.

В результате минимализации совместных действий со взрослыми у детей с нарушениями интеллекта не развивается память, процессы подражания и осмысления окружающей действительности. Все вышеуказанные факторы приводят уже в раннем возрасте к вторичным отклонениям в развитии интеллекта детей. И если отставание от нормальных показателей в развитии нервной системы и психики в момент рождения составляло 2–3 недели, то к возрасту 3–4 лет оно может составить, по статистическим данным, от 1,5 до 2 лет.

В дошкольном возрасте недоразвитие личности у детей с нарушенным интеллектом проявляется, в первую очередь, в игровой деятельности, как отмечал, в частности, Н. Л. Коломинский [3]. Это происходит потому, что у детей слабо развит интерес к новым знаниям, переживаниям, впечатлениям. Они весьма подвержены влиянию ситуации и склонны к раздражительности и тревожности, что не способствует развитию социального восприятия окружающего мира.

С приходом ребенка с интеллектуальной недостаточностью в школу, он попадает из игровой атмосферы дошкольного учреждения в условия четкой программы обучения. Школьный возраст характеризуется особенностями, требующими совершенно иных видов психической деятельности [1].

Читайте также:  Речевая карта развития ребенка 2 3 лет

С учетом того, что дети с нарушенным интеллектом весьма внушаемы и несамостоятельны, они могут быть неустойчивы в решениях, неадекватны в проявлениях эмоций и подвержены влиянию более авторитетных детей. Жизненные события оцениваются ими поверхностно, мотивы не формируются в должной степени, а слабая психическая активность приводит к обеднению эмоционального развития. Кроме этого, дети с интеллектуальной недостаточностью не способны подавлять желания или аффект, что приводит к бурным вспышкам агрессии. Более сложные эмоции и волевые характеристики на фоне протекающих процессов претерпевают недостаточное развитие. Хотя, даже при выраженных степенях нарушений интеллекта, дети способны испытывать обиду или стыд.

Л. С. Выготский говорил о том, что существует сильная взаимосвязь между интеллектуальной и эмоциональной сферами развития ребенка [1]. Следует учитывать, что при нарушениях интеллекта соотношение между интеллектом и аффектом у детей отличаются от общепринятых, и это является важным фактором для формирования личности таких детей. Л. В. Занков считал, что развитие личности у учеников с нарушениями интеллекта определяется внешними факторами, поэтому крайне важно уделять внимание специальным программам обучения и правильной организации всего образа жизни такого ребенка.

При таком подходе внезапные проявления агрессии и расстройства постепенно сглаживаются путем целенаправленного воспитания, которое способствует появлению у детей контроля над поступками и действиями, и формирует правильные привычки и навыки правильного поведения. Таким образом, личностные черты ребенка будут развиваться в направлении, способствующем социальной адаптации.

Изучение подростков с интеллектуальной недостаточностью показало, что главным фактором, влияющим на их поведение, является острое переживание от чувства неполноценности, которое часто осложняется инфантилизмом и неблагоприятными обстоятельствами. Они склонны к категоричным, лишенным оттенков суждениям, которые являются неустойчивыми. Некоторые, напротив, проявляют инертность и медлительность в реакциях. Но и в том, и в другом случаях наблюдается неадекватное восприятие окружающего социума и практически полное отсутствие контроля за своими поступками.

Таким образом, работа по коррекционному обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью должна проводиться педагогами-дефектологами и психологами на базе специально организованных классов или школ по специальной программе обучения и процессе всех видов повседневной деятельности ребенка.

При коррекционном обучение особое внимание следует уделять поведению детей во время занятий, игр, общения в социуме, отношениям в классе или группе.

Процесс социально-эмоционального развития личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью должен развивать представления о себе и своих родственниках, о социальных ролях себя и окружающих других, воспитывать уважительное отношение к взрослым и вырабатывать чувство гуманности и сопереживания. Со временем у детей формируется «эмоциональный интеллект» и способность сформулировать собственную позицию, что позволяет ребенку ощутить себя личностью и занять свою позицию в социуме сверстников.

Личностно-эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться планомерно и постепенно, с использованием готовых образцов поведенческих реакций. В процессе развития ребенка принимают участие не только педагоги и психологи, роль семьи нельзя недооценить, поскольку гармоничное построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми должно проходить на фоне позитивных эмоций, доверия и любви.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016–199 с.
  2. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 292 с.
  3. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. Л. Коломинский. — К.: Рад. школа, 1978. — 87 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб: Питер, 2002. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная недостаточность, ребенок, эмоциональная сфера, нарушение интеллекта, специальная программа обучения, развитие ребенка, окружающий мир, нарушенный интеллект, нарушение, выраженная интеллектуальная недостаточность.

Источник