Развитие ребенка роль органов чувств

Развитие ребенка роль органов чувств thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Роль органов чувств в развитии ребёнка. Автор Ожогина Любовь Геннадьевна Пед

Описание слайда:

Роль органов чувств в развитии ребёнка. Автор Ожогина Любовь Геннадьевна Педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» © Переславль-Залесский,2018

2 слайд

Органы чувств, какие они? Пять чувств Пять чувств позволяют нам познавать окр

Описание слайда:

Органы чувств, какие они? Пять чувств Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух — уши, за обоняние — нос, за вкус — язык, а за осязание — кожа; благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.

3 слайд

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающи

Описание слайда:

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет. Восприятие

4 слайд

Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать)

Описание слайда:

Зрительное восприятие — это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие

5 слайд

 Зрительное восприятие является важным условием правильной ориентировки ребён

Описание слайда:

 Зрительное восприятие является важным условием правильной ориентировки ребёнка в окружающем предметном мире, оно лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ними. При нарушении зрительного восприятия, прежде всего, страдает процесс чтения и что не мало важно, процесс письма. Развитие зрительного восприятия способствует мыслительной деятельности, усвоению образовательной программы. Значение зрительного восприятия .

6 слайд

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научи

Описание слайда:

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить.  Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом, что  и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. Слуховое восприятие

7 слайд

Особенности развития психических процессов у современных детей во многом зави

Описание слайда:

Особенности развития психических процессов у современных детей во многом зависят от сформированности слухового  и зрительного восприятия. Слуховое восприятие непосредственно связано с развитием речи, c так называемым речевым слухом,   с состоянием фонематического слуха. Несформированность фонематического восприятия отражается как в устной, так и письменной речи. Ребёнок не только недостаточно дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением в собственной речи и на письме. Значение слухового восприятия

8 слайд

Тактильный (от лат. tactilis - осязательный) вид ощущений возникает в результ

Описание слайда:

Тактильный (от лат. tactilis — осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Тактильное восприятие

9 слайд

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхност

Описание слайда:

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Значение тактильного восприятия

10 слайд

Запахом называется специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих арома

Описание слайда:

Запахом называется специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих ароматных веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей. Восприятие запаха – это восприятие мельчайших частиц вещества, органического и неорганического происхождения, специфическими рецепторами. Восприятие запахов

11 слайд

Орган обоняния – это инструмент для получения информации, он помогает человек

Описание слайда:

Орган обоняния – это инструмент для получения информации, он помогает человеку познавать мир. Орган обоняния человека тесно связан с органом вкуса. Совсем небольшая потеря возможности тонко чувствовать и различать запахи сводит на нет удовольствие от самой вкусной еды. Да и свое окружение люди часто выбирают по запаху. Значение обоняния

12 слайд

Вкусовое восприятие Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о кач

Описание слайда:

Вкусовое восприятие Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.

13 слайд

Вкусовое восприятие выполняет отдельную жизненно-важную функцию. С помощью та

Описание слайда:

Вкусовое восприятие выполняет отдельную жизненно-важную функцию. С помощью такого органа как язык, мы можем воспринимать вкусовые ощущения. Значение вкусового восприятия

14 слайд

 Спасибо за внимание!!!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Выберите книгу со скидкой:

Развитие ребенка роль органов чувств

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие ребенка роль органов чувств

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие ребенка роль органов чувств

Курс повышения квалификации

Развитие ребенка роль органов чувств

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Пять чувств Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух — уши, за обоняние — нос, за вкус — язык, а за осязание — кожа; благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом.

Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-492016

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, его свойства, закономерности. Органы чувств являются единственным источником всех наших знаний об окружающем мире, единственным источником познания.

Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающем его мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. С помощью органов чувств мы познаём величину, форму, цвет, запах, вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения, воспринятые с помощью органов чувств, дают материал для других более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения. Если бы человек был лишён всех органов чувств, он никакими способами не мог бы познать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

Все органы чувств играют огромную роль при познании человеком окружающего мира, а значит и в процессе обучения эта роль также велика.

Зрительные ощущения.Зрительные ощущения – ощущение света и цвета – играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Учёные установили, что от 80 до 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. Благодаря зрительным ощущениям мы познаём форму и цвет предметов, их размеры, объём, удалённость. В процессе обучения зрительный анализатор играет одну из ведущих ролей, т.к. с помощью зрения дети учатся читать, писать и т.д. Книги, кино, театр, телевидение раскрывают нам весь мир. Как известно, одним из требований при обучении детей в школе, является использование наглядного материала. Это связано с тем, что с помощью зрительного анализатора ребёнок получает огромное количество информации об увиденном предмете. Яркая наглядность вызывает интерес, что позволяет сосредотачивать внимание у детей во время урока. Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность ребёнка. Установлено, например, что оптимальная окраска класса может повысить результаты обучения на 20-25%. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении. Излишнее напряжение в работе глаз может быть вредным для зрения и способствовать развитию близорукости у школьников. В школах, расположенных на широких улицах, близоруких обычно меньше, чем в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами.

Слуховые ощущения.Слух, как и зрение, играет большую роль в жизни человека и в процессе обучения. от слуха зависит способность речевого общения. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребёнка создаются анатомо – физиологические предпосылки овладения речью. Ребёнка второго года жизни начинает практически овладевать речью, но его речь носит аграмматический характер. Грамматически правильная речь начинает формироваться на третьем году жизни ребёнка, а к шести годам ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе. Обучение в школе предъявляет к речи ребёнка всё новые требования, связанные с изучение учебных предметов, с необходимостью развёрнуто и содержательно отвечать на уроках. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения знаний. У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, т.к. каждый язык отличается своими фонематическими признаками. В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13-14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т.е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников 1 класса частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение для ребёнка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен. Сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, наносит ущерб сердечнососудистой системе – появляется рассеянность, понижается слух, работоспособность, умственная деятельность. Поэтому в процессе обучения необходимо обеспечить тишину в классе.

Обонятельные ощущения.У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но при поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими оставшимися неповреждёнными анализаторами приобретает особо важное значение. При отсутствии зрения и слуха у слепо глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди учатся довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке.

Кожные ощущения.Или тактильные ощущения, т.е. ощущения прикосновения. Данный вид ощущений играет большую роль в процессе обучения младших школьников. В таком возрасте очень развита тактильная память, это следует учитывать при подборе наглядности на урок. Наглядность должна быть не просто плоским изображением, а чем-то объёмным, что ребёнок мог бы потрогать и непроизвольно запомнить. Своеобразный вид кожных ощущений — вибрационные, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. У нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо. Однако при потере слуха этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировки в окружающем мире. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, переговариваются, выстукивая азбуку Морзе и, воспринимая сотрясения пола, на улице узнают о приближающемся транспорте и т.д.

Осязательные ощущения. Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой и познавательной деятельности человека, особенно при выполнении операций, требующих точность. С помощью осязания происходит познание маленьким ребёнком мира. Это один из важных источников получения информации.

Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успеха.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влить на работу другого анализатора – усиливать или ослаблять её. Можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя её слабыми музыкальными звуками (резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение). Все эти особенности необходимо учитывать при обучении детей, для достижения лучших результатов.

Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 1929; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9520 — | 7536 — или читать все…

Источник