Развитие ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности

Анна Южакова
Изобразительная деятельность для детей раннего возраста

Окружающая действительность, изобразительное искусство, народное творчество – как средство полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желание выразить себя в художественной деятельности.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Опираясь на концепцию, в своей работе я большое внимание уделяла изобразительной деятельности, т. к. детский рисунок всегда привлекал внимание педагогов и психологов.И это не случайно: по нему можно определить психическое состояние ребенка, его умственное развитие, запас имеющихся у него знаний и др. По сложившейся традиции ранний возраст в педагогической литературе называется «доизобразительным» (нет изображения предмета, нет замысла и желания что-нибудь изобразить). Поэтому, как правило, с детьми, посещающими ясли, занятия по изобразительной деятельности носят формальный характер и мало что дают малышам, рука у них еще не развита, движения хаотичные, карандаш оставляет на бумаге бледный след. Работая с детьми раннего возраста можно утверждать, что интерес к изобразительной деятельности у них есть и его надо развивать.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

В своей работе я опиралась на исследования педагогов и психологов, много внимания уделявшим проблемам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности и ее значение для их всестороннего развития (Т. Г. Казакова, Г. Н. Дронова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова).

Из опыта работы Ф. С. Новоселовой я взяла несколько рекомендаций, следовать которым желательно при общении с детьми любого возраста,а тем более с малышами:

• Необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах интерес к организационной деятельности, желание участвовать в ней – КАК МОЖНО ЧАЩЕ ХВАЛЮ ИХ!

• Следует помнить, что дети, прежде всего маленькие, более всего интересуются взрослым, который с ними занимается, а уже через него начинает интересоваться предметом и действиями–СТРЕМЛЮСЬ БЫТЬ ДЛЯ НИХ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ!

• С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками – ВЫБИРАЮ ПРЕДМЕТ, СПОСОБНЫЙ ВЫЗВАТЬ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА!

• Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяюсь, тем не менее, не должны надоесть ребенку – УЧУСЬ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВОЙ И ВНОСИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ФАНТАЗИИ И РАЗНООБРАЗИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!

• Один из важных моментов в развитии изобразительной деятельности наступает тогда, когда ребенок начинает соотносить движения руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь – НЕ ПРОПУСТИТЬ ЭТОТ МОМЕНТ, ИБО ВСЛЕД ЗА НИМ МОЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ, РАЗНЫМ ФОРМАМ ДВИЖЕНИЯ РУКИ, ОСОЗНАННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА!

В первой младшей группе дети учатся рисовать только по показу, данному воспитателем. Если детям и напоминают о виденном ранее, то не проявляют заботы о том, чтобы полученные впечатления действительно нашли отражение в рисунке. Привыкнув всегда повторять за воспитателем то, что он показывает, дети не испытывают потребности что-либо вспомнить.

Я взяла на себя задачу найти пути связи рисования детей 2-3 лет с впечатлениями жизни, добиваться отражения в детских рисунках этих впечатлений в форме, доступной для детей данного возраста.

Во время прогулок, игр, образовательной деятельности я старалась привлечь детей к наблюдениям, развивала их любознательность, интерес к окружающему.

Внося в группу новую игрушку, я обращала внимание на ее цвет, форму, сравнивала предметы с целью вычленить наиболее характерное для данного предмета. Во время прогулок, наблюдая за движением транспорта, я указывала на величину машин, на окраску, на то, что везут в машинах, обращала внимание на деревья, посаженные вдоль улицы, ведущей к детскому саду, на величину их. Осенью собирала листья, рассматривала их окраску, форму, составляла букеты из осенних листьев. Важно тщательно отобрать объект наблюдения, выделить те стороны, на которые будем обращать внимание детей на образовательной деятельности.

Очень полезно к зрительным восприятиям детей прибавить мускульно-двигательные ощущения, а также использовать другие возможности чувственного ознакомления с предметами и явлениями.

Поэтому в процессе наблюдения я описывала предмет жестом, предлагала детям потрогать предмет, обвести пальцем шар, потрогать ствол дерева, показать руками, как расположены ветки елки, березы и т. д.

Так, летом, наблюдая за цветущей клумбой, я обращала внимание детей на коротенькую зеленую травку, на белые ромашки, красные розы. При этом я понимала, что из наблюдаемых предметов дети трех лет очень немногое смогут отразить в рисунке. Следовательно, необходимо было предложить такие темы, чтобы дети могли справиться с изображением самостоятельно. Для этого следовало учесть, какими умениями обладают дети в данное время.

Зимой во время прогулки я показывала детям свисающие с крыши детского домика сосульки. Дети увидели, что сосульки висят вниз, водили пальцем в пространстве, показывая направление их, а потом заметили, что сосульки в солнечный день «плачут». Во время занятия я опиралась на полученный детьми опыт. Для того чтобы вызвать большой интерес к рисованию этого предмета, я дала цветную бумагу голубовато-серого цвета.

Читайте также:  Бланк индивидуальной карты развития ребенка в доу

В беседе, предшествующей образовательной деятельности, малыши вспомнили, что они видели, и в рисунке не забыли изобразить, как сосульки «плачут».

Когда дети приобрели умение рисовать линии в разных направлениях, я взяла тему по рисованию краской «Лесенка от пожарной машины». Мы с малышами очень любим заниматься физкультурой, и конечно больше всего им нравиться лазить по лесенке. Вначале мы обратили внимание на лестницу на физической культуре, отметили, что на ней много перекладин, они ровные и прибиты к двум длинным рейкам. Движением пальца дети показывали направление поперечных и продольных линий, после этого я показала пожарную лестницу на улице. Рисованию предшествовало выкладывание лесенки из готовых полосок, так как детям легче составить предмет из имеющихся линий, чем искать их. Малышам были даны две длинные полоски бумаги и много коротких. С заданием справилась вся группа, после этого дети стали сами во время игр строить лесенки из строительного материала.

На образовательную деятельность по рисованию была принесена лесенка от игрушечной пожарной машины. Вместе с детьми ее тщательно рассмотрели. Более робким детям было предложено обвести планки пальцем, обращая внимание на их направление. Затем было дано задание нарисовать лесенку. Не было дано ни образца, ни показа воспитателя. 80 % детей с работой справились.

Это показало мне, что дети могут изображать предмет самостоятельно после всестороннего ознакомления с ним. Я поняла, как важно для малышей, чтобы предмет находился перед ними в процессе деятельности. Яркое впечатление, которое получают дети, поднимает у них интерес к рисованию, возбуждает желание передать характерные черты этого предмета. Для того, чтобы это желание было выполнено, изобразительная задача должна быть доступной детям.

Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. В. Г. Белинский писал – «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности».

Подлинный вкус мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинно эстетическое переживание.

Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышления, воображения, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими.

Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменять ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методики, применяемой воспитателем. Поэтому я с чувством большой ответственности отнеслась к организации кружка «Радуга» по изобразительной деятельности. Занимаюсь с детьми два раза в неделю во второй половине дня в свободное время.

Продумывая знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, я старалась отобрать, прежде всего высокохудожественные, доступные пониманию детей, которые развивали бы их чувства, обогащали новыми понятиями об окружающем, то есть развивали эстетическую восприимчивость детей.

В своей работе я использовала произведения живописи, скульптуры, произведения прикладного искусства. Знакомя детей с жанровой живописью, я учила понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Воспитывала любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства (картины И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Зима»). Рассматривание сюжетных картин (В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») формирует умение воспринимать картину, чувствовать ее настроение, понимать чувства героев, описывать внешность человека.

Я считаю, что для рассматривания картин не всегда нужно использовать время, отведенное для образовательной деятельности, потому, что очень важно учитывать обстановку, соответствующую настроению, созданному художником в картине. Например, на картину «Золотая осень» И. Левитана я обращала внимание детей в яркий солнечный день.

Нельзя ограничиваться рассматриванием картин, которые возбуждают в нас только радость, удовольствие. Заслуживают внимание и те произведения, которые передают грусть, печаль. Такие картины могут воспитать в детях чувства отзывчивости, сочувствия. Например, картина В. Васнецова «Аленушка». Очень интересны были высказывания детей: «Аленушку обидела мама, поэтому она грустная» или «Аленушке холодно, она босиком, где ее тапочки?»

Разнообразная методика использовалась мной для ознакомления с картиной: часто я вывешивала их непосредственно на образовательной деятельность, иногда за несколько дней до занятия и давала возможность детям самостоятельно рассматривать их без напоминания воспитателя. Бывали случаи, когда картина убиралась на долгое время и вновь возвращалась в группу.

Скульптура также украшает группу нашего детского сада. Желательно подбирать скульптуру художественную, доступную по своему содержанию, красивую и изящную по форме. Например, «Балерина», «Олень», «Мишка», «Курочка» и т. п.

Скульптура – это объемное произведение искусства, она хорошо отражает форму предмета, предавая его характерные черты. Мы можем с детьми рассмотреть ее со всех сторон, потрогать, обвести пальчиком контур.

Так же я знакомила моих малышей с декоративно-прикладным искусством. Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, яркие подносы и т. д. Каждое такое изделие наполняет радостью, добротой и красотой. Оно несет в себе фантазию, которая увлекает детей в мир сказки.

Знакомя детей с тем или иным промыслом, я стараюсь доступно рассказывать о том, где он зародился, его особенности. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, предлагаю им пофантазировать, придумав забавные истории или сказки. Конечно, часто получаются небылицы, и ребята сами смеются над тем, что сказали, но это весело, задорно и запоминается надолго.

Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально-эстетическую культуру.

Я старалась на образовательной деятельности использовать музыкальное сопровождение, стихи, потешки, песенки, загадки, это позволяло удерживать интерес и внимание детей. Неоценимую помощь оказали дидактические игры с цветными шариками, мозаикой, матрешками, игры на величину, форму, цвет для развития мелкой мускулатуры рук, игры по методике М. Монтессори. Все это имело определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях.

Для обогащения сенсорного опыта я проводила наблюдения за явлениями природы, рассматривала одежду детей, игрушек, читала детские книжки и рассматривала иллюстрации к ним. Организовала игры-драматизации по сказкам «Курочка-ряба», «Репка». Применяла физкультминутки, «аэробику», подвижные игры.

Читайте также:  Методы исследования развития ребенка дошкольного возраста

В работе с детьми использовала коллективное рисование и аппликацию, от которого дети получают огромное удовольствие, они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают кто, что рисовал. В результате расширяется словарный запас детей, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как в индивидуальных деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор. Нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально.

В своей работе я использую нетрадиционные формы рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Мои ребята не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, яркое, мы любим заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать! И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день. А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами.

Наблюдения показали, что ребенку в возрасте от двух до трех лет интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем с кистью. Поэтому я практиковала способ рисования пальчиками падающих листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка — пальчиком, как топает большой медведь — ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.

Очень нравилось детям рисование печатками, сделанными из картошки. Необычное использование продукта увлекало детей, они с удовольствием печатали и создавали свои неповторимые произведения искусства. Смотрели с детьми, что получилось и на что похоже это изображение, а недостающие детали дорисовывали кистью, карандашом или фломастером. Таким образом, на занятиях художественно-эстетического цикла решала задачи творческого развития детей раннего возраста,а именно: развивала у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждала эмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Отрадно было видеть, как нарисованные, вылепленные образы, воспринимались ребенком как живые и доставляли ему положительные эмоции.

В результате своей работы я пришла к выводу,что:

• Дети, выполняя работу вместе с воспитателем и другими детьми, приблизились к созданию выразительного образа.

• Научились работать разными инструментами и освоили различные приемы рисования.

• Самостоятельно выбирали материал и цвет (когда им предложили нарисовать ленточки для балерины, одни сделали это пальцем, другие выбрали фломастеры, третьи рисовали кистью).

• В процессе рисования начали объяснять свои действия и замысел рисунка.

• Повысился интерес к изобразительной деятельности, как на занятиях, так и вне их.

• Дети знают, что такое скульптура, портрет, различают дымковскую роспись от хохломской.

• Взаимоотношения между детьми стали доброжелательными.

• У малышей появилась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и уверенными.

Источник

Татьяна Гибадулина
Особенности организации работы педагога с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности

Когда в семье появляется малыш, он растёт и развивается, ходит в детский сад. С помощью воспитателей ребёнок получает сведения об окружающем мире, учится различать добро и зло, делает первые шаги навстречу искусству.

Все дети в дошкольном возрасте с удовольствием рисуют. Малыши начинают рисовать уже тогда, когда ещё не могут говорить. Рисунок становиться символическим выражением речи карапуза, отражением его внутреннего мира. И так важно в этот главный момент в жизни малыша поддержать его, создать ребёнку такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться.

Творчество детей — это мир ярких, удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное — восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая «внутренний мир» малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство «рисованием» с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.

Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

Изобразительная деятельность детей раннего возраста — это активное вхождение в образ, когда мазки, линии, формы «оживают». Рисование развивает мелкую моторику и помогает развитию речи. Но чтобы творческий процесс увлёк и порадовал малыша, нужно обязательно использовать во время занятий рисованием игровые приёмы.

Целью такой работы является развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами и формирование умения увидеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.

Основные задачи, стоящие перед воспитателем,это:

Развивать у детей интерес к действиям с изобразительными материалами и необходимых движений руки, обучать их тому, чтобы правильно держать кисть и карандаш и владеть другими изобразительными инструментами.

Создать условия для зарождения и развития изобразительной деятельности.

Малыш перекладывает карандаши, шуршитлистом бумаги,двигая его по столу, стучит по нему ладошкой, прислушивается к звукам. Не зная назначения карандаша и бумаги, он выполняет с ними только игровые действия. Изображения предметов пока еще нет. И если на бумаге случайно появляются какие-нибудь штрихи и точки, они не привлекают внимание ребенка. При отсутствии руководства со стороны взрослых такая манипулятивнаядеятельность может продолжаться довольно долго — в течение всего второго года жизни.

В 15 месяцев ребёнок держит карандаш и оставляет им «следы» на бумаге. Совершает «открытие» — карандаш (фломастер) рисует.Знакомится с карандашом: рассматривает, находит «заостренный» конец, постукивает и двигает им по бумаге.

Читайте также:  Методы и приемы развития познавательной сферы ребенка

В полтора года его «рисунок» носит спонтанный характер. След карандаша служит стимулом, поддерживающим желание увлеченно рисовать. Возникает процесс объединения умений руки действовать карандашом и результата-изображения, полученного на бумаге.

В два года малыш контролирует свои движения карандашом, создает «каракули» в пределах листа. Это новый этап в рисовании — первый шаг в овладении «техникой рисования». Спонтанная деятельность переходит впреднамеренную. Заканчивается период хаотичных «каракуль», ребенок начинает проводить отдельные линии (горизонтальные, вертикальные), проводит линии по подражанию в зависимости от задания взрослого. Рука формируется и совершенствуется.

Постепенно ребенка начинает привлекать рисование красками. Он ритмично наносит мазки по всему листу или закрашивает его полосками, не оставляя «белых пятен». Характер таких первых цветовых «композиций» различен. Одни дети предпочитают крупные цветовые пятна, другие — небольшие пятнышки.

Работу по изодеятельности с детьми раннего возраста необходимо организовыватьпо следующим направлениям:

развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами,

формирование умения увидеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.

Последовательность игр-занятий определяется прежде всего особенностями названных материалов- в первую очередь детей знакомят с такими, которые оставляют яркий след на бумаге.

У детей 2-го года жизни отсутствует, что вполне закономерно, намерение изобразить что- то, но они, и это главное, получают удовольствие от своих движений и возможностей воздействия на материал. В возрасте 1 года 5 месяцев — 1 года 6 месяцев у детей возникает желание получить на бумаге яркий след, что и побуждает их осваивать новые материалы.

Движения рукой изменяются постепенно: от произвольных (неотрывных) к более организованным (раздельным). Это связано с совершенствованием у детей координаций руки и глаза; при этом выполнение раздельных движений сопровождается движением глаз, но не регулируется им.

Постепенно изменяется и направление линий. Они становятся всёболее разнообразными: горизонтальными, закругляющимися, перекрещивающимися, зигзагообразными, диагональными.

Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть нужно использовать метод совместных действий педагога и ребёнка-«сотворчество» (Т. Г. Казакова, помогающий вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.

Обучая их владению кистью, используется такой приём,как показ действий: детям 3-го года жизни необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен, линий, мазков. Этот приём не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным действиям детей» (Т. Г. Казакова) и способствует формированию самостоятельных действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие называется.

Умением действовать кистью ребёнок овладевает не сразу. В процессе работы с неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» (Т. С. Комарова): педагог вкладывает кисть в руку ребёнка и, не выпуская её, рисует вместе с малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление.

В раннем возрасте рисование «тесно связывается с игровой деятельностью, часто ею стимулируется» (Е. А. Флёрина). Кисть, как инструмент для творчества, в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами — основным «художественным» занятием детей 3-го года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети осваивают новые материалы,делится на несколько этапов:

— рассматривание кисточки и баночки с краской;

— ритмические действия кистью на бумаге;

— ориентировка на бумаге.

В каждой игре с художественными материалами бумага для детей является местом действия, а значит, рисование не вычленяется из игровой деятельности. Рисование гуашью как двигательная сенсомоторная игра, и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И тогда игры обретают изобразительный смысл, а дети получают удовольствие и от своих движении, и от возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.

Эмоциональное отношение к изображаемому выражается у ребёнка в том, что малыш во время рисования действует как в реальной ситуации. Так, изобразив человека — головонога, он разговаривает с ним, как с живым, и это доставляет ему большое удовольствие.

В раннем возрасте непосредственность детских реакций, эмоциональность свидетельствуют о начальных творческих проявлениях. Поэтому считаю, что так важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться художественным материалом, передавая образы предметов, явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен. Они привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание повторить рисунок. Цвет — основное выразительное средство. Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами.

Постепенно малыши приобретают и навыки композиционного расположения: от хаотичного разброса штрихов и мазков переходят к более четкому заполнению пространства листа, который становится местом действия изображаемых персонажей

Считаю, что у детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. Малыши только начинают рисовать, и взрослому необходимо вызвать у них интерес к этой деятельности. Для этого необходимо постепенно знакомить ребят с различными художественными материалами,учить правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками.

При обучении детей раннего рисованию важен метод совместных действий взрослого и ребенка- сотворчество. Поэтому нужно стараться находить различные формы совместных занятий. Так, используя фольклор, играя в «ладушки» или «сороку», развиваются речевые и двигательные навыки малыша. Такие формы совместных занятий требуют внимания и подготовки, так как надо не только позаботиться о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Маленьких детей особенно увлекает процесс изображения, если он проходит в новых, необычных условиях. Во время летней прогулки можно рисовать палочкой на земле домик, предлагая ребенку «войти» в него (поехать в нарисованной машине). С помощью разнообразных форм малыши печатают на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.

Итак, овладевая изобразительно-выразительными средствами в раннем возрасте, ребенок приобщается и к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изодеятельность детей раннего возрастапроходит сложный путь развития: от простейших действий карандашом, кистью к процессам образного воспроизведения очертаний, форм, реальных предметов. И в этом огромную роль играет воспитатель, который помогает развить предпосылки для дальнейшего творчества ребенка.

Источник