Развитие ребенка пренатальный натальный постнатальный периоды

Развитие ребенка пренатальный натальный постнатальный периоды thumbnail

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

постнатальный период

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Слух

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Общение

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • половое созревание;
  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

постнатальный период развития

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

постнатальный период ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

натальный постнатальный период

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.

До рождения

Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:

  • Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
  • Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
  • Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.

постнатальный период

Концерты классической музыки

До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.

Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.

Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.

Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.

После рождения

Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:

1. Первый месяц после рождения — период новорожденности.

2. Со второго месяца до года — младенчество.

3. Второй год жизни — позднее младенчество.

4. От двух до шести лет — младший детский возраст (дошкольный период).

5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) — школьный период.

Первый месяц

В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:

  1. Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
  2. Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
  3. В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
  4. Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
  5. Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.

    постнатальным периодом называют

Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.

Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.

От месяца до года

Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.

Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.

постнатальный период развития

Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.

В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.

Два года

В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.

ранний постнатальный период

Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.

До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.

Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).

От 3 до 5 лет

Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.

пренатальный и постнатальный периоды

В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.

На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.

Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.

От 6 до 10 лет

О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.

В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.

постнатальный период развития ребенка

Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.

Источник

  1. Теоретическое введение

План:

  1. Периоды пренатального
    развития. Тенденции развития.

  2. Факторы, влияющие
    на пренатальное развитие.

  3. Функции
    матери в формировании основ эмоционального
    благополучия ребенка в пренатальном
    и раннем постнатальном периоде.

Рекомендуемая
литература:
[14], [20], [21],
[39], [40], [74], [78], [108], [110], [121].

Область
психологии, изучающая психическое
развитие ребенка до рождения и в первые
периоды после рождения, получила название
пренатальная
(дородовая) и / или перинатальная
(объединяющая предродовой, родовой и
ранний послеродовой периоды) психология.
Изучение психики ребенка до рождения
является одним из актуальных, но наименее
разработанных разделов психологии.

Пренатальное
развитие уникального человеческого
существа начинается с оплодотворения.

Выделяется
три периода
в пренатальном
развитии
.

Герминальный
период

пренатального развития (1 – 2 нед.)– это
период быстрого роста и первичной
дифференциации клеток, начинающийся с
момента зачатия и продолжающийся около
2 недель. В это время происходит дробление
оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и
образование бластоцисты. Начинают
формироваться структуры, обеспечивающие
питание и защиту развивающегося организма
— амнион, желточный мешок, плацента и
пупочный канатик.

Эмбриональный
период

пренатального развития (3 – 8 нед.) –
период, который продолжается с конца
2-ой недели до конца 2 месяца. Все главные
структуры и органы индивидуума формируются
в течение этого периода. В 3 – 4 нед.
появляются зачатки головного и спинного
мозга. Начинает развиваться сердце,
мышцы, позвоночный столб, ребра и
пищеварительный тракт. В 5 – 8 нед.
формируются внешние соматические
структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на
руках и ногах) и внутренние органы.
Развивается кожная чувствительность
и эмбрион реагирует движениями на
соответствующие раздражители.

Фетальный
период
(с 9
– 12 нед. до родов) – заключительный
период пренатального развития, который
продолжается с начала 3-го месяца до
родов. В течение этого периода происходит
созревание плода и начинается
функционирование всех его органов. В
9 – 12 нед. идет быстрое увеличение
размеров плода, начинает функционировать
нервная система, органы, мышцы. Наружные
половые органы сформированы. Появляются
новые модели поведения – брыкания,
открывания рта, предварительные
дыхательные движения, сосание большого
пальца.

13-14 нед. Мать может
почувствовать движения плода. Кожа
плода покрывается первичным волосяным
покровом (лануго) — и защитным слоем
выделений кожных желез. Формируются
все нейроны головного мозга. Глаза
становятся чувствительными свету и
плод уже реагирует на звук.

25 – 38 нед. Ребенок,
родившийся в этот период, является
жизнеспособным. Созревают легкие,
расширяется диапазон ощущений ребенка
и форм его поведения. Образуется подкожный
жировой слой. Незадолго до родов плод
переворачивается вниз головой. От
организма матери плоду передаются
антитела, защищающие его от болезней.

Основная тенденция
развития внутриутробного ребенка –
развитие от общего к специфическому –
заключается в переходе от генерализованных,
охватывающих всё тело реакций к более
локальным и специфическим.

Cозревание
будущего младенца в пренатальный период
происходит в строго контролируемой
среде – матке – и проходит ряд этапов
в жестко заданной последовательности.
Но даже и в материнской утробе внешняя
среда оказывает влияние на его развитие.
Практически с момента зачатия ребенок
становится элементом ситуации,
складывающейся в окружающей среде и,
появившись на свет, представляет собой
не «чистый лист». Ожидания и опасения,
достаток и лишения, стабильность и
потрясения, здоровье и болезни в тех
семьях, где предстоит родиться детям,
влияют не только на их последующую
жизнь, но и на пренатальное развитие.
Несмотря на то, что роды представляют
собой генетически запрограммированную
последовательность событий, особенности
появления на свет каждого конкретного
ребенка также определяется культурными,
историческими и семейными условиями.

Функции
матери
в
формировании основ эмоционального
благополучия ребенка в пренатальном и
раннем постнатальном периоде:

  1. До
    начала ощущения от шевеления ребенка

    роль матери состоит в подчинении своим
    эмоциональным состояниям, регулируемым
    физиологией беременности (быстрая
    смена эмоций, преимущественно
    положительный эмоциональный фон,
    характерный в норме для второго триместра
    беременности). В первом триместре
    ребенок еще не подвержен изменению
    эмоционального состояния матери, так
    как у него еще не сформирована структура
    нейрогуморальной регуляции. В этот
    период эмоциональное состояние матери
    действует на ее собственную соматику
    и при сильных стрессах или продолжительной
    тревоге создает условия для нарушения
    состояния внутренних органов, в том
    числе матки, что ведет к выкидышу или
    нарушению физиологического развития
    плода. Стрессы и депрессии матери во
    втором и третьем триместре оказывают
    влияние на развитие эмоциональной
    сферы ребенка и состояние его нервной
    системы.

  2. Во
    второй половине беременности
    ,
    после возникновения ощущения шевеления
    ребенка, функции матери состоят в
    обеспечении ребенку общего
    эмоционально-положительного фона,
    быстрого возвращения к положительному
    эмоциональному состоянию после
    кратковременных его нарушений, чему
    способствует общее положительное
    отношение к беременности, эмоциональная
    лабильность, ориентация интересов и
    эмоций матери на свое состояние и
    ребенка, а не на внешний мир. Это
    обеспечивает положительно-эмоциональное
    переживание шевеления ребенка.

  3. Рождение
    и первые дни жизни
    являются
    критическими в развитии ребенка
    (изменение среды, функций органов и
    систем). Функции матери в родах и
    послеродовом периоде значительно
    усложняются. Они состоят в предоставлении
    ребенку стимуляции, обеспечивающей
    возвращение
    сенсорного мира матери

    (покачивание, голос матери, звуки ее
    сердцебиения при телесном контакте и
    др.), в обеспечении условий для запечатления
    лица
    взрослого, в предоставлении груди для
    удовлетворения
    сосательного рефлекса
    .
    Критическим периодом для образования
    тесной взаимосвязи матери с ребенком
    считаются первые 36 часов после рождения.
    Этот процесс зависит не только от
    времени контакта матери с ребенком, но
    и от качества патронажа, содержания
    последующего взаимодействия и общего
    отношения матери к беременности и
    родам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник