Развитие ребенка после рождения становление личности конспект

Развитие ребенка после рождения становление личности конспект thumbnail

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Развитие ребенка после рождения. Становление личности

§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности


1. Как ухаживают за новорожденным и грудным
2. ребенком?
3. Что происходит при пубертате?
4. От чего зависит темперамент и характер?
5. Как человек вписывается в общество?

Новорожденный и грудной ребенок.

В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребенок овладевает основами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.

Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.

Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.

Половое созревание (пубертат). С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.

В 12—14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах стали вырабатываться зрелые яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.

Объем выделений из матки при нормальной менструации за весь ее период примерно 50 см3. Это кровь, смешанная с секретом желез, расположенных в слизистой оболочке. Важно знать, что в норме менструальные выделения не свертываются и появление сгустков крови — повод для обращения к врачу.

Поллюции — признак полового созревания у юношей. Поллюции начинаются примерно с 15 лет и свидетельствуют о появлении зрелых сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Накапливаясь, они время от времени удаляются из организма в составе семенной жидкости. Это нормальное физиологическое явление.

Темперамент.

Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. Темперамент — врожденная особенность человека.

Человек с меланхолическим темпераментом обладает слабой, легкоранимой высшей нервной деятельностью, способной выдерживать лишь небольшое напряжение. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен. Они сумели преодолеть недостатки своего темперамента и использовать его преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и сильные эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Известно, что два основных процесса определяют поведение человека — возбуждение и торможение. У холериков преобладает один из этих процессов — возбуждение и слаб второй процесс — торможение. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полководцем, но и помогло.

Сангвиники и флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. У них сильны процессы и возбуждения, и торможения. Разница — в подвижности процессов: у сангвиника возбуждение легко сменяется торможением, у флегматика эта смена происходит труднее.

Сангвиник — человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам. Однако чувства его не столь глубоки, как у меланхолика. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Флегматики — обычно спокойные люди, их трудно вывести из себя. У них невыразительная мимика, замедлено переключение с одного вида деятельности на другой. Настроение у них обычно ровное. Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Иванович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Наряду с делением людей по темпераменту полезно различать их по типу психической деятельности. Иван Петрович Павлов выделил три таких типа: художественный, мыслительный и смешанный.

Люди художественного типа воспринимают предметы в целом, они мыслят образно. Люди мыслительного типа склонны к анализу, словесному описанию, логическому сопоставлению. Однако у многих людей эти склонности выражены примерно одинаково — такие люди относятся к смешанному типу.

Читайте также:  Школа для развития внимания ребенка

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение. Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то его характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств.

По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстравертами, вторых — интровертами.

В процессе общения человека с другими людьми у него складывается отношение к самому себе, в первую очередь — самооценка. Важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его объективными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого положения в коллективе и обществе, от удач и неудач в общении или в работе у человека могут развиваться такие черты характера, как скромность или самовлюбленность, самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность.

Важными для каждого человека являются волевые качества: способность довести задуманное до конца, умение противостоять трудностям. Сильная, но неразвитая воля может проявлять себя и отрицательно: человек настаивает на своем вопреки обстоятельствам, не учитывая мнения других людей или просто вопреки здравому смыслу. Это называется упрямством. К сожалению, такие детские черты могут встречаться в характере и некоторых взрослых, полноценных во всех других отношениях людей. Упрямство мешает жить и самому такому человеку, и окружающим.

Индивид и личность.

Словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью.

Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.

Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к ее порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает и он становится ее постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.

Ребенок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

1.    Как изменяются потребности малыша с возрастом?
2.    Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
3.    Какие типы темперамента вам известны?
4.    Какие бывают характеры?
5.    В чем разница понятий «индивид» и «личность»?
6.    Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?

1.   Перечислите основные этапы развития человека после рождения.

2.    Назовите особенности новорожденного, которые необходимо учитывать при уходе за ним.

3.    На рисунке 130 датским художником Херлуфом Бидструпом изображены сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, реагирующие на одну и ту же ситуацию — смятую шляпу. Используя описания этих темпераментов в тексте § 63, определите, к какому типу темперамента относятся действия человека в 1, 2, 3 и 4-м случаях.

4.    Попробуйте оценить какие-либо черты собственного характера.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект уроку и опорный каркас
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы и интерактивные технологии
1236084776 kr.jpg закрытые упражнения (только для использования учителями)
1236084776 kr.jpg оценивание

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения,самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, лабораторные, кейсы
1236084776 kr.jpg уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
1236084776 kr.jpg домашнее задание

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных
1236084776 kr.jpg шпаргалки
1236084776 kr.jpg юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg внешнее независимое тестирование (ВНТ)
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg тематические праздники, слоганы
1236084776 kr.jpg статьи
1236084776 kr.jpg национальные особенности
1236084776 kr.jpg словарь терминов
1236084776 kr.jpg прочие

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки
1236084776 kr.jpg календарный план на год
1236084776 kr.jpg методические рекомендации
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: Развитие ребенка после рождения становление личности конспект
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: Развитие ребенка после рождения становление личности конспект

Источник

Читайте также:  Ребенок 2 месяца развитие массаж видео

Тема урока

«Метаморфозы» человеческого тела  

(развитие ребенка после рождения)

Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».

Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.

Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.

Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.

На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Целеполагание (2 мин).
  3. Изучение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление (10 мин).
  5. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

  1. Целеполагание

Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.

  1. Изучение нового материала

Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).

Учащимся предлагается 5 подсказок  (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):

  • Латинская (слайд 2)

Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры.  Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.

Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!

Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.

  • Музыкальная (слайд 3)

В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»

Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.

  • Поэтическая(слайд 4)

        Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.

  • Сказочная(слайд 5)

        Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».

  • Визуальная (слайд 6)

        Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.

        Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

        Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).        

Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).

        Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?

        Примерный ответ: изменения роста и пропорций.

Практическая работа(слайд 9)

Изменение пропорций тела человека с возрастом

        Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.

        Оборудование: ростомер.

        Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.

Ход работы

1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.

2. Занесите полученные результаты в таблицу.

Соотношение длины головы к длине тела человека

для разных возрастов

Возраст

Длина тела

Дт

Длина головы

Дг

Отношение длины головы к длине тела

Дг/Дт

3 года

6 лет

13 лет

16 лет

3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.

4. Сделайте вывод.

Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.

Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).

Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.

Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.

Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).

Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).

С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.

Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).

Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.

  1. Закрепление

Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.

Читайте также:  Особенности развития ребенка 18 недель

После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.

Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?

Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Учитель:

Урок рождается непросто.

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нету боле

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы,

восторг волшебного полета –

все это дивное явленье.

Урок, рожденный вдохновеньем!

Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.

Источник



Вопросы в начале параграфа.


Вопрос 1. Как ухаживают за новорожденным и грудным ребенком?

В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным.

Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.

Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.

Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.


Вопрос 2. Что происходит при пубертате?

С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.


Вопрос 3. От чего зависит темперамент и характер?

Темперамент — врожденная особенность человека.

Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики.

Характер — это неповторимое сочетание психологических черт личности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере занимают волевые черты. В основе характера лежит присущий каждому человеку темперамент. Каждый человек обладает свойственным только ему характером.


Вопрос 4. Как человек вписывается в общество?

Вначале он адаптируется, затем пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет индивидуальность. Если это получается, то человек становится членом этой группы.

Вопросы в конце параграфа.


Вопрос 1. Как изменяются потребности малыша с возрастом?

Потребности ребенка становятся все более разнообразными. В первый год жизни у ребенка появляется потребность в движении, в период раннего детства формируется потребность к самостоятельному познаванию окружающего мира, он проявляет тягу к самостоятельности, к самоутверждению. В дошкольный период возрастает интерес ребенка к окружающему миру.


Вопрос 2. Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?

Пубертатом называется период полового созревания. В этот период у юношей и девушек формируются вторичные половые признаки» происходит становление функций половых желез.


Вопрос 3. Какие типы темперамента вам известны?

На основании психофизиологического свойства нервной системы принято выделять четыре типа темперамента: холерик (подвижный» энергичный, общительный), сангвиник (спокойный, устойчивый, чувственный), флегматик (малоподвижный, выдержанный, малообщительный), меланхолик (обидчивый, робкий, необщительный, плаксивый, неэнергичный). Такое выделение темпераментов относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов.


Вопрос 4. Какие бывают характеры?

Характер — это неповторимое сочетание психологических черт личности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере занимают волевые черты. В основе характера лежит присущий каждому человеку темперамент. Каждый человек обладает свойственным только ему характером.


Вопрос 5. В чем разница понятий «индивид» и «личность»?

Индивид — отдельный человек, имеющий все признаки, свойственные виду, и отличающийся некоторыми физическими и психологическими индивидуальными особенностями.

Личность — конкретный человек со своей системой мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, благодаря которым он отличается от других членов общества. Личность неповторима.


Вопрос 6. Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?

Вначале он адаптируется, затем пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет индивидуальность. Если это получается, то человек становится членом этой группы.

Источник