Развитие ребенка по средствам сказки театральная деятельность
Татьяна Плесовских
Путь в сказку или значение театрализованной деятельности для младших дошкольников
Не хочу уходить из детства
В мир забот и большой серьезности…
Я не знаю, куда мне деться,
Убежать от собственной взрослости?
Я хотела бы в детстве остаться
На второй год и даже на третий,
Чтоб всю жизнь по-ребячьи смеяться
И быть самой счастливой на свете!
Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего. Воспитать человека!
В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку,недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованноезанятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т. д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.
Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.
Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.
Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.
Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований.Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.
Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем расти вместе с сказками!
Как ребенка научить самого сочинять сказки.
Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения». Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение. Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия – залог оригинального нестандартного мышления.
Я хочу предложить Вам сочинить вместе с ребенком сказку, например, о приключениях осеннего листочка. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, ребенок вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом! Нужно с ребенком обязательно обсудить еще до сочинения сказки, о чем будет Ваша сказка.
Спросите ребенка:
• «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя?»
• «С чего начнется наша сказка?»
• Если ребенок еще маленький, то начинайте фразу, а малыш ее закончит.Это будет выглядеть примерно так:
«Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»).
И жил он на… (ребенок заканчивает).
Наступила….
Подул сильный ветер. Однажды ветер…
Листочек испугался…
Он спросил…
Рябина ответила. И полетел он….» и т. д.
«Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?»
• «Чем всё закончится?»
Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.
Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чем в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребенка.
Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т. д.).
Примерные темы для сочинения сказок:
«Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зеленый?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чем говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?»
Источник
Ольга Графина
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»
В. Сухомлинский
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я.Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.
Цель:
Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс,которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
В процессе театрализованной деятельностия решаю следующие задачи:
Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.
Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка,а также созданы:
картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
картотека мнемотаблиц
игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.
Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В. Сутеева.
По содержанию работы, я выделяю следующие формы организации театрализованной деятельности
Проигрывания отрывка из сказок
Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.
Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.
Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Пантомимические этюды и упражнения.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры со словами
Разучивание чистоговорок.
В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельностиприводит к следующим результатам:
Дети приобретают уверенность в себе.
Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
Дети умеют строить диалог.
Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
Дети умеют распределять между собой обязанности.
Дети могут запомнить и описать любимого героя.
Дети сочиняют этюды по сказкам.
Результатом работыстали постановки спектаклей:
«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В. Сутеева.
Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады
Источник
Сказкотерапия и театрализация.
Воспитатель: Дудукина Ирина Геннадьевна.
МБДОУ Детский сад №10 «Сказка».
Сказкотерапия и театрализация являются для ребенка обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его «Я», самооценка. Кроме того, в сказках, театрализованных действиях, сюжетах, ролях проявляются и формируются уста-
новки, ценностные ориентации, стили и особенности поведения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, на улице. Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка. Самой короткой дорогой к его внутреннему миру оказываются сказочные истории, ведь сказка наиболее доступна для детского восприятия.
Одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация. Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребенка к себе, способ общения со сверстниками, помогает раскрыть творческие способности. Работа над ролью позволяет решать и множество коррекционных задач: отработать правильное произношение звуков и слов, добиться выразительности и интонационной привлекательности речи…
Коммуникативное поведение — понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством — речь.
Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.
В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной.
Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки.
Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Элементы театрализации стараются включить на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО.
Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.
Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.
Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста.
Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового “превращения”.
Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, “говорящие” движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.
Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.
Сказкотерапия как средство коммуникативного общения.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы с детьми, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает преодолевать то, что тормозит развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.
В народных сказках: можно выделить общие чрезвычайно важные идеи:
1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея — важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т. е. для морально-нравственное развития.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал
Бытовые сказки. Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки — страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.
«Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. »
Источник