Развитие ребенка по программе 2100
Содержание (Программа от 2 мес. до 3 лет)
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ОТ 2 МЕС. ДО 3 ЛЕТ)
Целевой раздел
Пояснительная записка
Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста.
Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольной образовательной организации
Планируемые результаты развития детей младенческого и раннего возраста
Содержательный раздел
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Младенческий возраст
Ранний возраст
Речевое развитие
Младенческий возраст
Ранний возраст
Художественно-эстетическое развитие
Младенческий возраст
Ранний возраст
Физическое развитие
Младенческий возраст
Ранний возраст
Сенсорное развитие детей
младенческого и раннего возраста
Организационный раздел
Организация жизни
Режим дня
Содержание, методы, формы работы с детьми
с ОВЗ младенческого и раннего возраста
Развитие речи и умений общения у детей с ОВЗ
Содержание работы по развитию движений у детей с ОВЗ
Список литературы
Приложения
- Психолого-педагогические параметры определенияготовности ребёнка к поступлениюв дошкольную образовательную организацию
- Примерное планирование образовательной деятельности в группахраннего возраста (2–3 года)
- Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗраннего, младенческого и дошкольного возраста
- В детский сад – вместе с мамой
Читать всю программу…
Источник
Инна Хайбулина
Консультация «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»
Основная образовательная программа «Детский сад 2100» представлена в виде двух образовательных программ под научной редакцией О. В.Чиндиловой:
Образовательная программа для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3-х лет);
Образовательная программа для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет).
Программы разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основная цель данной программы: реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цель дошкольного воспитания и развития в образовательной системе «Детский сад 2100» состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Задачи программы «Детский сад 2100»
1. Создание содержания,гарантирующего:- гармоничное развитие личности ребенка
— развитие познавательной области (памяти, мышления, речи, воображения)
— развитие эмоциональной области
— цельное мировоззрение ребенка
2. Обучение детей познавательной, практической, творческой деятельности
3. Развитие у дошкольников опыта самопознания
Данные задачи решаются в условиях укрепления здоровья детей, формирования предметно-развивающей среды, развития двигательной культуры дошкольников.
Результатом воспитания ребенка по системе «Детский сад 2100» должно стать осознание дошкольником самого себя, своих особенностей и возможностей, раскрытие своего индивидуального потенциала, умение сотрудничать с ровесниками и взрослыми, общаться с ними, привычка к ведению здорового образа жизни, к занятиям физкультурой, а также психологическая и функциональная готовность к школе. Как уже было отмечено выше, программа «Детский сад 2100» построена в соответствии с принципами образовательной системы «Школа 2100», основная цель которой – обеспечение условий для грамотного развития человека, способного справляться с любыми жизненными проблемами с применением тех знаний, умений и навыков, которые были получены ранее. Данной целью определяются психолого-педагогические принципы программы «Детский сад 2100». Эти принципы отражают представление авторов системы о значении дошкольного периода в развитии и становлении личности детей.
Преимущества программы «Детский сад 2100»
Дети, которые занимаются по этой программе — раскрепощённые, открытые, разговорчивые и независимые, чётко отстаивают свою точку зрения.
Программа построена на диалоге с ребенком, педагог не просто сообщает знания, ребенок сам их открывает. Весь процесс обучения оснащён пособиями — красочными тетрадями, которые состоят из нескольких частей и содержат большой объем знаний, понятий и различных заданий.Их названия говорят сами за себя: «Здравствуй, мир» (ознакомление с окружающей средой, «По дороге к Азбуке» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте, «Ты — словечко, я словечко…» (риторика для детей 5-6 лет, «Игралочка» и «Раз — ступенька, два — ступенька…» (практический курс математики для дошкольников). Тут и игры, и головоломки, блиц-турниры, кроссворды на развитие логики, мышления, внимания и памяти.
Игровые технологии обучения являются ведущими во всех образовательных областях программы,что очень важно для гармоничного развития детей: занятия для детей проводятся в игре. Процесс обучения построен так, что связи и отношения окружающего мира дети осваивают сами в ходе сравнения и наблюдения, воспитатель же незаметно подводит их к такому «открытию», не подавая готовой информации, а стимулируя их вопросы и воображение.
Изюминка программы в том, что изменен сам механизм достижения целей, но не требования к подготовке детей. А именно — знания детям даются по максимуму (в пределах возрастных норм, требования же к усвоению знаний предъявляются по минимуму (в пределах определённых Госстандартом). Программа создает комфортные условия для детей с разным уровнем развития, давая им возможность обучаться каждому в своем темпе. Такой подход исключает перегрузки дошколят, но не уменьшает результативность.
Опора на принцип минимакса позволяет определить нижнюю границу, или нижний уровень, — то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложить верхнюю границу, или верхний уровень, — то содержание образования, которое мы можем предложить дошкольнику. Именно с этой позиции написаны все пособия, обеспечивающие дошкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100». Только при опоре на принцип минимакса дошкольное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех». Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития. Это позволит обеспечить вариативность обучения и воспитание на дошкольном этапе. Кроме того, осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а занятия сделать для детей интересными, увлекательными и адекватными.
Принципы программы «Детский сад 2100»
Принцип адаптивности. Формируется адаптивная открытая модель воспитания дошкольников, позволяющая реализовать идею самоценности детства, гарантирующая гуманный подход к индивидуальности ребенка.
Принцип развития. Развитие дошкольника является основной задачей детского сада, причем развитие целостное, закладывающее перспективы для дальнейшего становления.
Принцип психологического комфорта. Ребенок должен быть психологически защищен, должен чувствовать себя комфортно в условиях детского сада. Здесь должна быть создана благоприятная обстановка для его самореализации.
Принцип целостного образовательного содержания. Представления ребенка о социальном и предметном мире должны складываться целостными и едиными.
Принцип смыслового отношения к миру. Мир вокруг ребенка должен стать для него тем миром, частью которого он является, который он так или иначе осмысливает и переживает, а не просто абстрактным миром вокруг.
Принцип систематичности. Это единые линии воспитания и развития.
Принцип ориентировочности знаний. О чем это говорит? Дошкольное образование не является просто неким набором систематизированной информации. Его задача – сформировать у ребенка ориентировочную основу, которую в дальнейшем он будет использовать в продуктивной и познавательной деятельности. Ведь в плане психологии знание – это есть ориентировочная основа практики, поэтому знания должны быть представлены в понятной и принимаемой детьми форме.
Принцип овладения культурой. Ребенок ориентируется в окружающем мире и ведет себя с учетом интересов и ожиданий других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передать дошкольникам готовые знания, а так организовать их деятельность, чтобы они сами могли совершать открытия и узнавать что-то новое, решая доступные проблемные задачи. Так у детей формируется познавательная мотивация, а необходимость преодолевать посильные трудности интеллектуального и личностного характера позволяет развиваться волевой сфере.
Принцип опоры на предшествующее развитие. Говорит сам за себя.
Принцип креативности. Обучение творчеству, а также развитие у дошкольников навыка самостоятельного решения проблемных ситуаций и нестандартных задач.
Основные линии развития дошкольников, на которых базируется программа «Детский сад 2100»
1. Развитие произвольной деятельности
2. Овладение познавательной деятельностью, ее эталонами и средствами
3. Переключение с эгоцентризма на способность видеть происходящее с точки зрения другого человека
4. Мотивационная подготовленность
Этими линиями развития определяется дидактика и содержание дошкольного обучения. Программа «Детский сад 2100» разрабатывалась с учетом накопленного положительного опыта современного дошкольного образования, а также с учетом новейших подходов и научных открытий в данной области. На универсальность данная система не претендует, однако ее авторы убеждены, что она помогает преодолевать негативную тенденцию примитивного представления о дошкольном образовании, а также обеспечивает непрерывное развитие ребенка в условиях единой системы на всех образовательных этапах.
Содержание и структура программы «Детский сад 2100»
Программа подразделяется на три основных периода – младший, средний и старший дошкольный возраст.Внутри каждого из этих периодов она представлена такими разделами:
1. Возрастные особенности дошкольников
2. Укрепление их здоровья
3. Физическое развитие детей
4. Игровая деятельность
5. Познавательная деятельность.Сюда включены подразделы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, введение в математику, информатику, художественную литературу, риторика, изобразительная деятельность, синтез искусств, а также конструирование, лепка и аппликация.
6. Социально-личностное развитие
7. Развитие личностных качеств
Информатика и риторика изучаются только в старшей и подготовительной группах. Каждый раздел программы поддерживает общий принцип преемственности и непрерывности воспитания, что обеспечивает дошкольнику благополучное движение вперед на каждом возрастном этапе.
Основные разделы программы «Детский сад 2100»
Физическому развитию дошкольников уделяется особое внимание, поскольку авторы отмечают, что успешность воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок готов к нему физически. Здоровье понимается не только как самочувствие и физическое состояние ребенка, но намного шире – как способ контакта с миром, как социальное, эмоциональное, психологическое и душевное благоденствие человека. Занятия физкультурой в детском саду приобщают дошкольников к здоровому образу жизни, помогают им освоить культуру движений и гигиеническую культуру. Формируется интерес к активной двигательной деятельности, ребенок начинает ощущать потребность в самосовершенствовании, получает удовольствие от упражнений, игр.
Игровая деятельность подразумевает проведение самых разнообразных игр с детьми – творческих, подвижных, дидактических и т. д. Игры также способствуют полноценному развитию детей, позволяют ребенку активно сотрудничать со сверстниками и педагогами, что обогащает жизненный опыт дошкольника. Грамотно организованное общение воспитателя с детьми играет значительную роль. Воспитатель вовлекает ребенка в диалог, создавая атмосферу взаимопонимания и доверия, способствует проявлению чувственной и эмоциональной сферы у детей. Когда ребенок переходит в школу, игра не теряет своей ценности как способа общения с ровесниками, формирования произвольного поведения, а также получения социального опыта. В разделе об учебно-познавательной деятельности игра не случайно рассматривается как отдельный метод обучения.
Социально-личностное развитие – это развитие врожденной любознательности детей, их интереса к самим себе в том числе, к восприятию себя взрослыми и друзьями, поддержка в поиске своего места в окружающем мире, в социальных отношениях, а также овладение базовыми социальными навыками, включая трудовые навыки. Этот раздел сопровождает процесс вхождения дошкольника в мир социальных отношений и новых знаний.
Структура программы «Детский сад 2100»
Внутри каждого возрастного периода (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) программапредставлена следующими разделами:
1. Возрастные особенности детей.
2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
3. Физическое развитие.
4. Игровая деятельность.
5. Социально-личностное развитие.
6.Познавательная деятельность:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Риторика общения (только в старшей или подготовительной группе).
Ознакомление с окружающим миром.
Введение в математику.
Введение в информатику (только в старшей или подготовительной группе).
Введение в художественную литературу.
Синтез искусств.
Изобразительная деятельность.
Лепка. Аппликация. Конструирование.
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Воспитатель (учитель)формирует у детей общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников,подвергать их сомнению: высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Поддерживает усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки.
Структура занятий:
1. Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра.
2. Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации.
3. Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы.
4. Самостоятельное применение вновь полученных выводов в других ситуациях.
5. Повторение и развивающие задания.
6. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
Достоинства программы «Детский сад 2100»
Дошкольники, которые воспитываются по этой программе, умеют четко отстаивать свою точку зрения, они независимы, общительны, раскрепощены и открыты миру. Программа базируется на ведении диалога с детьми, причем воспитатель не просто передает знания, а позволяет ребенку самому их открывать. Процесс обучения сопровождается занятиями с красочными пособиями, состоящими из нескольких частей и включающими в себя внушительный объем знаний и занимательных заданий. Пособия называются «Здравствуй, мир» (знакомство с окружающим миром, «По дороге к Азбуке» (развитие речи, «Ты словечко, я словечко» (риторика для старшей и подготовительной группы», «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (математика). В пособиях вы найдете множество головоломок, игр, кроссвордов, развивающих память, внимание, мышление и логику ребенка.
Во всех образовательных разделах программы «Детский сад 2100» ведущей является игровая деятельность, что способствует гармоничному развитию дошкольников, поскольку все занятия с ними проводятся в игровой форме. В ходе наблюдения и сравнения ребята самостоятельно обнаруживают отношения и связи в окружающем мире, педагог лишь незаметно подводит их к этим открытиям, стимулируя воображения и вопросы детей. Особенность программы в том, что изменены не требования к подготовке дошкольников, а механизм достижения ими поставленных целей. Знания в этой программе даются в пределах возрастной нормы по максимуму, но к усвоению знаний предъявляются минимальные требования (согласно определенным Госстандартом пределам). Обеспечиваются комфортные условия развития для каждого ребенка, каждый из дошколят обучается в индивидуальном темпе.
Это так называемый принцип минимакса. Так исключается перегрузка, но результативность не уменьшается. Принцип минимакса позволяет определить нижний уровень содержания, которое должен усвоить каждый ребенок, а также предлагает его верхнюю границу. Все пособия для системы «Детский сад 2100» написаны с учетом данного принципа. Отстающий ребенок ограничится нижним уровнем, сильный возьмет все предложенное содержание, остальные разместятся между минимумом и максимумом в соответствии со своими предпочтениями и возможностями. Но каждый ребенок, обучающийся по системе «Детский сад 2100», будет подготовлен к школе и получит вид на дальнейшее познавательное и личностное развитие.
Источник