Развитие познавательной деятельности ребенка средствами игры

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» — руки вниз; «вода» — руки вытянуты вперёд; «воздух» — поднять руки вверх; «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.

Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом о пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы стали,

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети — помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Запрещённое движение»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками  педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.

Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Читайте также:  Девятый месяц развития ребенка питание меню на каждый день

Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«Радуга»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Оборудование: круги разного цвета.

Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.

«Парные картинки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).

Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)

А как скажем: «Скок, скок, скок» —

Отгадай, чей голосок.

Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.

«Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.

Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

«Расставить посты»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.

«Художник»

Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).

Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

«Числа заблудились»

Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.

Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Канон»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Читайте также:  Нормативы развития ребенка первого года жизни

«Деление целого на части»

Цель: развитие умения анализировать.

Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.

«Один – много»

Цель: развитие быстроты мышления.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.

«Назови соседей»

Цель: развивает скорость мыслительных процессов.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».

«Слушай и исполняй»

Цель: переключение внимания.

Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

«Запомни порядок»

Цель: развитие зрительной произвольной памяти.

Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

«Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Описание:

Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.

«Кто что сделал?»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.

Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие логического мышления.

Описание:

  1. Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
  1. март, апрель, май, июнь … — месяцы.
  2. хлеб, молоко, колбаса, макароны … — продукты.
  3. стол, стул, шкаф, диван … — мебель.
  4. ромашка, василёк, одуванчик, лютик … — полевые цветы.
  5. туфли, сапоги, валенки, сандалии … — обувь.

холодильник, утюг, пылесос, телевизор … — бытовые электроприборы…. И т.д.

«Третий лишний»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков.

Описание:

  1. яблоко, вишня, помидор;
  2. час, килограмм, минута;
  3. козлёнок, корова, телёнок;
  4. шапка, шарф, кепка;
  5. мыло, веник, мочалка;
  6. карандаш, стакан, ложка;
  7. кастрюля, сумка, чемодан;
  8. колбаса, молоко, молоток;
  9. телевизор, холодильник, диван;
  10. кошка, собака, волк.
Читайте также:  Развитие старшего ребенка в семье

При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор.

Источник

Лариса Лизунова
Игра, как средство познавательного развития.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образователного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

По мнению ряда авторов,основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Источник