Развитие ребенка по месяцам наблюдение

Развитие ребенка по месяцам наблюдение thumbnail

Первый год жизни – самый важный этап в жизни крохи. За эти 12 месяцев он научится ходить, произносить первые слова и понимать смысл речи взрослых. Однако первостепенное значение для каждого родителя имеет состояние здоровья ребёнка.

Некоторые патологические изменения, замеченные у детей до года и вовремя исправленные, будут напоминать о себе лишь записью в медицинской карте. Именно плановая диспансеризация детей позволяет наблюдать за их ростом и развитием, отслеживать изменения в маленьком организме и предотвращать негативные последствия заболеваний.

В чём заключается диспансеризация?

Диспансеризация младенцев – это ежемесячное посещение врачей, необходимое для контроля за развитием всех систем организма малыша и получения ответов на интересующие родителей вопросы по уходу.

Диспансерное наблюдение осуществляется благодаря родовому сертификату – документу, который выдаётся женщине ещё в период беременности. Сертификация предусматривается государственным проектом «Здоровье», который обязывает родителей и врачей провести ряд обследований малыша до годика.

План диспансеризации предполагает ежемесячный осмотр врачом-педиатром, а также некоторыми узкими специалистами в определённый период времени. Разберёмся во всём более подробно и рассмотрим каждый этап процесса.

Первый этап: наблюдение в родильном доме

Буквально сразу же после рождения ребёнок попадает в руки врача-неонатолога, который осматривает слизистые, проверяет сердцебиение, слушает дыхание и проверяет основные рефлексы. При отсутствии патологий малыша моют, проводят необходимую обработку и пеленают.

Четвёртый день жизни доношенных деток (и седьмой у недоношенных) знаменуется взятием первого анализа (кровь из пяточки) для скрининг-теста. Данный тест направлен на раннее выявление таких генетических заболеваний у новорождённых, как:

  • муковисцидоз;
  • фенилкетонурия;
  • врождённый гипотиреоз;
  • галактоземия;
  • адреногенитальный синдром.

Если у ребёнка имеется подозрение на наличие одного из этих недугов, родителям направляется извещение о необходимости прохождения исследования повторно для опровержения или подтверждения диагноза.

Диспансеризация младенцев

Второй этап: наблюдение за развитием ребёнка до года в детской поликлинике

Данный этап продолжается весь год и делится на два периода: наблюдение до полугода и с 6 до 12 месяцев. Однако это не означает, что врача необходимо посетить лишь два раза, обследования проводятся каждый месяц.

После выписки из роддома медсестра и врач из детской поликлиники приходят на дом к новорождённому, осматривают его и рассказывают маме об особенностях ухода за крохой.

1 месяц

В месяц малыш с мамой впервые отправляются на приём к педиатру самостоятельно. Врачом проводится:

  • проверка осанки;
  • пальпация внутренних органов;
  • проверка родничка;
  • оценка развития органов чувств;
  • осмотр мошонки у мальчиков;
  • набор процедур, которые будут повторяться ежемесячно: осмотр кожных покровов, родничка, взвешивание и измерение роста, окружности головы и грудной клетки, измерение температуры тела.

Помимо педиатра, малышу с мамой предстоит отправиться к некоторым узким специалистам:

  • хирургу;
  • травматологу-ортопеду;
  • неврологу;
  • окулисту.

Перед посещением этих специалистов необходимо пройти ультразвуковые исследования головного мозга, сердца, печени, почек и тазобедренных суставов.

Хирургом осуществляется:

  • оценка особенностей строения скелета и опорно-двигательного аппарата;
  • выявление патологий: грыжи, повреждений шеи, вывихов и т. п.;
  • осмотр половых органов.

При наличии соответствующих показаний хирург может рекомендовать малышу проведение лечебного массажа, занятия лечебной гимнастикой или плавание.

Травматолог-ортопед, познакомившись УЗИ тазобедренных суставов и проведя осмотр, фиксирует изменения в структуре и проверяет наличие дисплазии, своевременное лечение которой позволяет избежать проблем в дальнейшем. При отсутствии должного лечения с возрастом приходят болезненные ощущения, нарушения походки вследствие ограничения движения суставов, что может привести к инвалидности.

Врач-невролог в месяц проводит осмотр с целью:

  • оценки нервно-психического развития крохи;
  • сбора информации от родителей и оценки на их основе поведения малыша;
  • выделения группы риска при наличии отклонений.

Посетить офтальмолога лучше на рубеже 1–2 месяцев. Врач оценит:

  • остроту зрения, насколько малыш фиксирует взгляд на предмете;
  • состояние мышц, слёзных путей, век и глазного дна.

2 месяца

  • В два месяца проводится только стандартный медосмотр педиатром.

3 месяца

В три месяца педиатр проводит необходимые измерения для оценки развития малыша, а также даёт направления на ряд обследований:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • осмотр неврологом.

Общий анализ крови предполагает взятие крови из пальчика ребёнка. Для получения объективных результатов кроху лучше не кормить час–два перед сдачей анализа.

Анализ мочи обычно принимают в лаборатории рано утром. Можно собрать мочу в чистую мисочку, а после перелить в специальную баночку или же воспользоваться мочеприёмником для малышей.

Диспансеризация детей

Невролог проводит осмотр ребёнка с целью определения уровня его психомоторного развития.

4–5 месяцев

  • В 4 и 5 месяцев кроха посещает педиатра для стандартного осмотра.

6 месяцев

Полгода – следующий рубеж для прохождения комплексного обследования узкими специалистами, среди которых:

  • невролог;
  • офтальмолог;
  • отоларинголог;
  • кардиолог.

Невролог в очередной раз сравнивает показатели психомоторного развития с возрастной нормой.

Офтальмолог проводит повторные измерения рефракции глаз и сравнивает их с показателями пятимесячной давности для оценки динамики, а также выявляет наличие или отсутствие косоглазия.

ЛОР осуществляет следующие действия:

  • осматривает слизистые и даёт рекомендации по уходу за ними;
  • проверяет слух;
  • проводит осмотр ушек с целью профилактики отита.

Кардиолог на основе ЭКГ и собственного осмотра малыша исключает или подтверждает наличие пороков сердца и других заболеваний сердца. Осмотр также проводится с целью своевременного выявления у ребёнка ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и других патологий сердечно-сосудистой системы.

7 и 8 месяцев

В 7 и 8 месяцев осмотр узкими специалистами не осуществляется, если, конечно, на то нет показаний и направления от педиатра.

9 месяцев

Врач-педиатр после стандартного осмотра отправляет кроху к стоматологу. Врач осматривает полость рта с целью:

  • обнаружения патологий на языке, дёснах, нёбном язычке, уздечке языка;
  • выявления неправильного или запоздалого прорезывания зубов.

Также стоматолог информирует родителей о правильном уходе за зубами и полостью рта, даёт рекомендации по уменьшению дискомфорта малыша во время прорезывания зубок.

10 и 11 месяцев

10 и 11 месяцев – время очередных посещений педиатра для отслеживания динамики роста и развития крохи.

мама и малыш

12 месяцев

В один годик малышу предстоит пройти последний этап диспансеризации. Он включает прохождение таких специалистов, как:

  • невролог;
  • хирург;
  • ортопед;
  • окулист;
  • стоматолог;
  • лор.

Также в год сдают общие анализы мочи и крови, при необходимости проводится ультразвуковое исследование.

Держать в голове всю описанную выше информацию о периодах обследования узкими специалистами ни к чему, при необходимости вам придёт на помощь такая таблица.

Возраст ребенкаСпециалист
1 месяцневролог
хирург
ортопед
офтальмолог
3 месяцаневролог
6 месяцевневролог
офтальмолог
отоларинголог
кардиолог
9 месяцевстоматолог
невролог
хирург
ортопед
12 месяцевневролог
хирург
ортопед
детский стоматолог
лор
офтальмолог

Диспансеризация детей первого года жизни – процесс очень важный для здоровья крохи, поэтому пренебрегать им не стоит. Даже если на дворе лето, и вы хотите поехать с малышом на отдых, рассчитайте время так, чтобы посетить специалистов вовремя. Помните, что своевременное лечение болезней, выявленных во время младенчества, может избавить ребёнка от проблем со здоровьем в будущем. Пусть ваши детки всегда будут счастливы и здоровы.

Источник

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Развитие ребенка по месяцам наблюдение

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Развитие ребенка по месяцам наблюдение

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Развитие ребенка по месяцам наблюдение

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Развитие ребенка по месяцам наблюдение

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Развитие ребенка по месяцам наблюдение

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник