Развитие ребенка по медицинской таблице

Развитие ребенка по медицинской таблице thumbnail

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему.

Содержание:

  • Что такое центильные таблицы?
  • Какими таблицами пользуются российские врачи?
  • Есть ли более современные центильные таблицы?
  • Как пользоваться таблицами ВОЗ?

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему. Предлагаем вашему вниманию центильные таблицы для оценки физического развития ребенка. С помощью них вы сможете сами определить, насколько антропометрические данные вашего малыша близки к норме, и обратиться к врачу в том случае, если эти показатели приближаются к крайним границам.

Что такое центильные таблицы?

Они представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Мы предлагаем вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

  • масса тела мальчиков от 0 до 17 лет, кг
  • масса тела девочек от 0 до 17 лет, кг
  • длина тела (рост) мальчиков от 0 до 17 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 0 до 17 лет, см
  • окружность головы мальчиков от 0 до 16 лет, см
  • окружность головы девочек от 0 до 16 лет, см
  • окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 17 лет, см
  • окружность грудной клетки девочек от 0 до 17 лет, см
  • зависимость массы тела от роста у мальчиков, кг
  • зависимость массы тела от роста у девочек, кг

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75%. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25% и 75-90%).

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Масса тела мальчиков, кг
ВозрастЦентили
3102550759097
0 мес.2.72.93.13.43.73.94.2
1 мес.3.33.64.04.34.75.15.4
2 мес.3.94.24.65.15.66.06.4
3 мес.4.54.95.35.86.47.07.3
4 мес.5.15.56.06.57.27.68.1
5 мес.5.66.16.57.17.88.38.8
6 мес.6.16.67.17.68.49.09.4
7 мес.6.67.17.68.28.99.59.9
8 мес.7.17.58.08.69.410.010.5
9 мес.7.57.98.49.19.810.511.0
10 мес.7.98.38.89.510.310.911.4
11 мес.8.28.69.19.810.611.211.8
1 год8.58.99.410.010.911.612.1
15 мес.9.29.610.110.811.712.413.0
18 мес.9.710.210.711.512.413.013.7
21 мес.10.210.611.212.012.913.614.3
2 года10.511.011.512.014.014.516.9
27 мес.11.211.512.013.014.516.017.1
30 мес.11.312.012.913.815.016.317.4
33 мес.11.412.713.414.015.616.517.9
  
Масса тела мальчиков, кг
ВозрастЦентили
3102550759097
3 года12.013.013.614.915.717.419.7
3.5 года13.014.014.715.716.918.519.9
4 года13.214.315.016.518.019.620.7
4.5 года14.014.816.517.619.020.122.2
5 лет15.216.017.518.820.522.124.9
5.5 лет15.616.818.520.022.024.025.9
6 лет16.217.518.621.022.424.327.1
6.5 лет17.719.620.422.325.426.731.3
7 лет19.620.922.024.326.528.232.0
8 лет18.921.122.625.127.933.036.1
9 лет21.022.023.026.028.032.037.8
10 лет24.025.027.529.534.338.539.8
11 лет26.729.030.033.840.045.952.6
12 лет30.933.235.441.044.252.061.3
13 лет36.838.039.544.050.356.070.0
14 лет40.643.046.053.057.064.476.0
15 лет42.047.050.055.061.064.969.0
16 лет44.048.354.061.069.676.584.7
17 лет49.354.659.866.374.080.187.8

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

  • вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
  • вес (масса) тела девочек от 0 до 5 лет, кг
  • длина тела (рост) мальчиков от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) мальчиков от 2 до 5 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 2 до 5 лет, см
  • окружность головы мальчиков от 0 до 5 лет, см
  • окружность головы девочек от 0 до 5 лет, см
  • зависимость массы тела от роста у мальчиков 0-2 лет
  • зависимость массы тела от роста у девочек 0-2 лет
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: MonthMonth-3 SD-2 SD-1 SDMedia1 SD2 SD3 SD
0: 002.12.52.93.33.94.45.0
0: 112.93.43.94.55.15.86.6
0: 223.84.34.95.66.37.1 8.0
0: 334.45.05.76.47.28.09.0
0: 444.95.66.27.07.88.79.7
0: 555.36.06.77.58.49.310.4
0: 665.76.47.17.98.89.810.9
0: 775.96.77.48.39.210.311.4
0: 886.26.97.78.69.610.711.9
0: 996.47.18.08.99.911.012.3
0: 10106.67.48.29.210.211.412.7
0: 11116.87.68.49.410.511.713.0
1: 0126.97.78.69.610.812.013.3
1: 1137.17.98.89.911.012.313.7
1: 2147.28.19.010.111.312.614.0
1: 3157.48.39.210.311.512.814.3
1: 4167.58.49.410.511.713.114.6
1: 5177.78.69.610.712.013.414.9
1: 6187.88.89.810.912.213.715.3
1: 7198.08.910.011.112.513.915.6
1: 8208.19.110.111.312.714.215.9
1: 9218.29.210.311.512.914.516.2
1: 10 228.49.410.511.813.214.716.5
1: 11238.59.510.712.013.415.016.8
2: 0248.69.710.812.213.615.317.1
2: 1258.89.811.012.413.915.517.5
2: 2 268.910.011.212.514.115.817.8
2: 3279.010.111.312.714.316.118.1
2: 4289.110.211.512.914.516.318.4
2: 5299.210.411.713.114.816.618.7
2: 6309.410.511.813.315.016.919.0
  
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: MonthMonth-3 SD-2 SD-1 SDMedia1 SD2 SD3 SD
2: 7319.510.712.013.515.217.119.3
2: 8329.610.812.113.715.417.419.6
2: 9339.710.912.313.815.617.619.9
2: 10349.811.012.414.015.817.820.2
2: 11359.911.212.614.216.018.120.4
3: 03610.011.312.714.316.218.320.7
3: 13710.111.412.914.516.418.621.0
3: 23810.211.513.014.716.618.821.3
3: 33910.311.613.114.816.819.021.6
3: 44010.411.813.315.017.019.321.9
3: 54110.511.913.415.217.219.522.1
3: 64210.612.013.615.317.419.722.4
3: 74310.712.113.715.517.620.022.7
3: 844 10.812.213.815.717.820.223.0
3: 94510.912.414.015.818.020.523.3
3: 104611.012.514.116.018.220.723.6
3: 114711.112.614.316.218.420.923.9
4: 04811.212.714.416.318.621.224.2
4: 14911.312.8 14.516.518.821.424.5
4: 25011.412.914.716.719.021.724.8
4: 35111.513.114.816.819.221.925.1
4: 45211.613.215.017.019.422.225.4
4: 55311.713.315.117.219.622.425.7
4: 65411.813.415.217.319.822.726.0
4: 75511.913.515.417.520.022.926.3
4: 85612.013.615.517.720.223.226.6
4: 95712.113.715.617.820.423.426.9
4: 10 5812.213.815.818.020.623.727.2
4: 115912.314.015.918.220.8 23.927.6
5: 06012.414.116.018.321.024.227.9

Как пользоваться таблицами ВОЗ?

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес (рост) ребенка:
    • между показателями колонок -1 SD и 1 SD. Это область средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес (рост);
    • между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD. Это области пониженного или повышенного веса (роста), таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий (высокий) вес (рост) может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;
    • величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD. Такие значения — повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания (опережения) в весе (росте). Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

Источник

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48‑го месяца жизни, т. е. до 4‑х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие

Развитие ребенка по медицинской таблице

Развитие ребенка по медицинской таблице

Развитие ребенка по медицинской таблице

Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя ……………………………………………………………………………………

Город ………………………………………………………………………………………………………

Адрес ……………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Возраст ……………………………… Дата рождения ……………………..

Первое обследование ………………………………………………………………….

Второе обследование …………………………………………………………………..

Третье обследование …………………………………………………………………….

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

2. Причина представления:………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ……………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Поведение в игре: …………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Особые замечания:………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

4. Диагноз: ………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

5. Предложенная терапия: …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1‑го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко‑красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.

Источник