Развитие ребенка первого года жизни особенности развития

Развитие ребенка первого года жизни особенности развития thumbnail

Родители малышей на первом году жизни испытывают тревогу и беспокойство в отношении их развития. Мамы и папы читают тематическую информацию о малышах и нормах их развития, сравнивая показатели, общаются на развитие малыша на первом годуфорумах, созваниваются с семейными врачами – все для того, чтобы знать наверняка, насколько правильно идет развитие малыша и не требует ли корректировки.

Примечательно, что беспокойство испытывают как опытные мамы, имеющие старших детей, так и те, что подарили жизнь первенцу. Причем первые волнуются гораздо больше молодых мамочек, постоянно сравнивая показатели развития младенца с показателями развития старших детей. Успокоить излишне тревожных родителей не так просто. Они часто бывают на приемах у врачей, ведут дневники развития малышей, практикуют различные методики воздействия на процесс.

К чему все это приводит? Чаще всего беспокойство родителей о развитии крохи на первом году жизни беспочвенно. Они просто не желают принимать тот факт, что малыши развиваются по собственному индивидуальному сценарию и не должны соответствовать каким-то определенным нормам. Принудительное воздействие на процесс физического и психического развития ограничивает свободу детей, загоняет в строгие рамки «соответствия нормам», а несоответствие расценивается как отсталость.

Ниже рассмотрим особенности развития детей первого года. При этом обратите внимание на то, что речь идет об общих возрастных особенностях, а не об обязательных нормах. Помните о том, что темпы развитие малыша на первом годупсихомоторного развития каждого малыша сугубо индивидуальны и зависят от:

  • наследственности;
  • экологической ситуации;
  • ухода;
  • питания;
  • социальный среды;
  • перенесенных или врожденных заболеваний и так далее.

Определенные временные рамки, в которые дети осваивают те или иные навыки, действительно существуют, но они условны, и это нельзя забывать.

Первые месяцы жизни малыша

В месяц малыш практически ничего не умеет, кроме как жить в новом для него мире по установленным взрослыми правилам. Тем не менее, если сравнивать месячного ребенка с новорожденным, изменения очевидны. развитие малыша на первом годуСокращается время сна малыша, увеличивается период спокойного созерцания окружающих предметов и объектов.

На втором месяце жизни ребенок уже умеет фокусировать взгляд на картинках, предметах контрастной окраски, расположенных на расстоянии 30 см от его лица, и провожает взглядом движущиеся предметы.

В этом возрасте кроха имеет сформированный слух, различает отдельные звуки, ищет их источники глазами, поворачивая голову. Самый любимый для крохи мамин голос. Его он узнаёт из десятка других, ему особенно радуется. Наряду со слухом в этот период развивается и обоняние крохи. Малыш различает запахи, особенно бурно реагирует на запах маминого молока.

А вот двигательные навыки у младенца в этом возрасте еще требуют времени для совершенствования. Движения крохи беспорядочные и раскоординированные. Ладошки у месячных малышей большую часть времени сжаты в кулачки, мышцы подвержены повышенному тонусу, который зависит от положения головы. Лежа на животе, малыш все еще поджимает конечности под себя, сохраняя внутриутробное положение, но голову уже разворачивает в сторону, пытаясь ее поднимать и смотреть вокруг.

На этом этаперазвитие малыша на первом году развития малыша признаками для беспокойства и консультации с доктором могут стать:

  • чрезмерная вялость ребенка,
  • отсутствие хаотичных движений либо же излишне скованные движения,
  • отсутствие реакции малыша на свет и звуки,
  • равнодушие к ярким и контрастным картинкам и предметам.

Также невролог должен будет осмотреть малыша, если он часто кашляет во время глотания, не имеет сосательного рефлекса, если у него даже во время сна дрожит подбородок.

Как развивается трёхмесячный малыш?

В три месяца кроха просто очаровывает любознательностью и общительностью. Малышу интересно все, что происходит вокруг него, он активно взаимодействует с миром, с родителями, с близкими людьми. Кроха лучшеразвитие малыша на первом году контролирует собственное тело, больше времени проводит бодрствуя и наблюдая за происходящим.

Первую улыбку у крохи можно было увидеть уже спустя несколько недель после рождения, а более осознанную — в полтора месяца. К трем месяцам младенец уже не просто сознательно улыбается, а даже заливисто смеется, когда у него хорошее настроение.

Одна из особенностей этого возраста — это так называемый комплекс оживления, который характеризуется подвижностью малыша при появлении знакомых ему людей. Ребенок двигает ногами и руками, пытается произносить отдельные звуки, улыбается и смеется, таким образом показывая свою радость. Такая реакция малыша сначала на близких, а потом и на любимые игрушки или интересные события является важным этапом его развития. Именно так он учится налаживать связи с окружающим миром.

Трехмесячный малыш любит, когда с ним общаются, играют. Он наблюдает за выражением лиц взрослых, пробует их скопировать. У некоторых малышей наблюдается преходящее косоглазие.

Дети в этом возрасте способны следить за движущимися предметами, уверенно управлять конечностями, хватать подвешенные над ними игрушки, сосать кулак. В этот период рот для малыша — развитие малыша на первом годуэто самый главный орган осязания. Он пробует на зуб все, что попадает ему в руки, и в первую очередь собственный кулачок.

В три месяца дети не просто различают голоса, но и узнают их обладателей. В это же время у малышей возникает желание менять положение тела, переворачиваясь на живот самостоятельно. Лежа на спине, малыши пытаются приподнимать голову, а на животе упираются руками в поверхность, удерживая голову достаточно продолжительное время. В вертикальном положении трехмесячные дети свободно удерживают голову.

Читайте также:  Центры развития ребенка в костроме

Важное достижение в развитии для этого возраста — гуление. Дети протяжно «поют», прислушиваясь к звукам своего голоса, стараясь копировать интонации взрослых. Это первый этап освоения речи.

Причины для беспокойства в три месяца

Поводом для волнения родителей трехмесячного младенца может стать отсутствие у него реакции при виде движущихся перед глазами предметов, а также реакции на громкие звуки, появление близких. Стоит пристально понаблюдать за ребенком, если в три месяца он продолжает плохо держать голову, не интересуется руками, не делает попыток гулить, а в положении лежа при развороте головы в одну из сторон рука с развитие малыша на первом годуэтой стороны остается выпрямленной и отведенной вбок, а нога – согнутой в колене, тогда как с другой стороны наблюдается противоположная картина.

Такой рефлекс («рефлекс фехтовальщика»), если не помочь малышу от него избавиться, станет препятствием для освоения новых двигательных навыков. Сохранение его до трех месяцев может быть признаком развития ДЦП, поэтому в этом случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Особенности шестимесячного малыша

В полгода малыш подкупает веселостью и жизнерадостностью. Кроха уже меньше спит днем и проводит свободное от еды время за играми, наблюдениями и гулением. Малыш уже умеет целенаправленно взаимодействовать с окружающими, держит игрушку, перекладывая ее из руки в руку, умеет захватывать предмет всей ладонью.

Ребенок проявляет живой интерес к игрушкам, тянется к ним и пытается доползти до них по-пластунски. Многие дети именно в этот период делаютразвитие малыша на первом году попытки самостоятельно сесть. Родители могут помочь малышам, подавая им обе руки в качестве поддержки. Если кроха заваливается в положении сидя, то его мышцы пока не готовы к такой нагрузке и правильным будет их не перегружать. Когда кроха будет готов, он без труда сядет сам.

В речи малыша появляются первые слоги. Кроха повторяет «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и другие слоги, что вызывает восторг у родителей, несмотря на то, что пока это неосознанная речь. Кроха с удовольствием играет в прятки со взрослыми, общителен, бодр и весел.

В этот период стоит проконсультироваться у врача, если малыш плохо держит голову, совсем не пытается желания сесть, не меняет положения тела, не пытается ухватить игрушку и практически не проявляет желания общаться.

Особенности девятимесячного малыша

Девять месяцев — это период новых открытий для малыша, который к этому времени учится передвигаться самостоятельно. Большая часть деток уже умеют ползать, некоторые же пробуют делать первые шаги с опорой и без.

Обратите внимание, что некоторые дети этап ползанья пропускают и сразу начинают ходить. Это нормально и чаще всего передается развитие малыша на первом годупо наследству. Малыши в 9 месяцев активно лепечут, общаются со взрослыми, поддерживают их инициативу поиграть в разные игры.

Особенно забавно для крохи в этом возрасте наблюдать за результатом своих действий. Ребенок стучит игрушками, вслушиваясь в звук, бросает их с высоты кроватки. Делает он это совсем не из вредности, а для того, чтобы, во-первых, понаблюдать за эффектом, а во-вторых, привлечь к процессу игры родителей.

Поводом для волнения в возрасте от 9 до 12 месяцев должно стать отсутствие у ребенка желания ползать или ходить, неумение сидеть.

Развитие годовалого малыша

На втором году, после преодоления рубежа в 12 месяцев, малыш уже может похвастать целым набором навыков и достижений. В большинстве случаев детки к этому времени умеют самостоятельно передвигаться, пусть и используя иногда опору, открывают и закрывают шкафы, изучая их содержимое, забираются на диваны, кровати и кресла, учатся с них спускаться.

Более совершенными становятся и игровые навыки малышей. Дети уже не просто держат игрушки, пробуя их на вкус и выбрасывая с кроватки. Малыши умеют производить с ними разные манипуляции, перекладывая, просовывая, открывая и закрывая. Достижение годовалого развитие малыша на первом годукрохи — использование пинцетного захвата, с помощью которого у него получается выполнять «тонкую» работу.

Малыш уже выделяет любимые игрушки и книжки, постепенно пополняет словарный запас, как пассивный, так и активный, понимает запреты, с удовольствием общается и пытается повторять действия окружающих.

К врачу имеет смысл обращаться в том случае, если малыш так и не пытается ползать или ходить, не проявляет интереса к окружающим, не делает попыток повторять движения и интонации взрослых, не понимает обращенной к нему речи.

Так или иначе, опираясь на все вышесказанное, помните о том, что сравнивать малыша нужно не с другими детьми, которые, возможно, освоили какие-то навыки раньше, а с ним самим неделю, две, месяц назад. Наблюдайте за тем, как прогрессирует ваш кроха, не проявляя лишнего беспокойства без повода, и процесс ухода и воспитания будет доставлять вам одно удовольствие.

Особенности воспитания малыша первого года жизни

В основе воспитания ребенка первого года жизни должны лежать забота, любовь и нежность. Не стоит бояться разбаловать малыша. Поцелуев, объятий и улыбок не может быть слишком много!

Читайте также:  Периоды развития ребенка в психологии

Что касается дисциплины, то в этом возрасте прививать ее можно очень деликатно, методом переключения внимания крохи. Это означает, что если малышуразвитие малыша на первом году нельзя чего-то делать, пробовать, трогать, то вместо того, чтобы разрешать, повышая риск травм, либо же, наоборот, запрещать, нужно будет отвлечь его внимание.

Слово «нельзя» в жизни крохи должно присутствовать, но в минимальных количествах. Правильнее будет сделать все возможное для того, чтобы обезопасить территорию, где будет гулять малыш, таким образом избегая лишних запретов.

Стимулировать познавательное развитие ребенка первого года жизни можно, уделяя внимание развитию мелкой моторики его рук. Для этого можно будет играть с крохой мелкими предметами, заниматься лепкой, строить башни из кинетического песка, пробовать рисовать. Ниже мы рассмотрим эффективные упражнения, которые будут способствовать развитию малыша в первый год его жизни.

Упражнения для общего развития самых маленьких

Помещение, где находится малыш, обязательно должно быть светлым, желательно с яркими контрастными обоями и цветным потолком, на который малыш будет смотреть, лежа в кроватке. Над самой кроваткой можно установить модуль или крупную игрушку на расстоянии 40-50 см.

Каждые несколько месяцев можно производить замену игрушек в поле зрения и доступа малыша, таким образом подогревая его интерес. У малыша не должно быть слишком мнразвитие малыша на первом годуого игрушек одновременно – достаточно будет двух-трех, на которых он сможет сосредоточить внимание.

С трех-пяти месяцев дети проявляют интерес к предметам с учетом их признаков: цвета, размера, формы. В это время можно играть с крохой, показывая ему предметы с разными признаками. Можно развесить их на кроваткой или манежем, чтобы кроха мог до них дотронуться.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, нужно будет подумать о том, чтобы обезопасить территорию, где он сможет бывать. Очень важно не ограничивать передвижения малыша из соображений безопасности. Во время ходьбы и ползанья кроха сможет полноценно развиваться, обогащая тактильные навыки, знакомясь с окружающим миром. Любознательность — это не порок, а признак нормального развития и творческого потенциала малыша, поэтому нужно ее не подавлять, а, наоборот, стимулировать.

Упражнения для стимуляции сенсорных навыков

Развитие сенсорных навыков — важный этап на пути познания окружающего мира у малышей первого года жизни. Именно поэтому родители могут заниматься с крохой, подбирая для него подходящие для этого упражнения и игры. Заниматься с малышом можно в периоды, когда он выспался, находится в хорошем настроении, не голоден.

Сенсорные навыки помогут развивать различные на ощупь предметы, которые малыш может трогать, сравнивая ощущения, а также всевозможные картинки с изображениями разных цветов, форм и размеров, продукты, имеющие разные запахи, предметы сразной температурой. Например, совсем маленькому крохе можно предложить потрогать разныеразвитие малыша на первом году кусочки ткани, непохожие друг на друга на ощупь, более старшим деткам можно предложить сравнить ощущения от игры с теплыми камушками и небольшими льдинками из морозильной камеры.

Отличный вариант для развития обоняния — игры с определением запахов продуктов. Пусть малыш понюхает сначала сладкие фрукты, затем соленья, специи, чай, цветы на подоконнике. Обязательно нужно комментировать действия крохи, одновременно с сенсорикой стимулируя развитие речи.

Развивать слух ребенка можно с помощью колокольчика, которым можно звонить на разных расстояниях от малыша, меняя направление звука, чтобы он искал его источник.

Заниматься с крохой можно по несколько раз в день в течение нескольких минут.

Упражнения для улучшения способности держать голову

Укрепление мышц шеи у малыша первого года происходит само собой в течение нескольких месяцев после рождения. Если же малыш самостоятельно плохо справляется с задачей и не удерживает голову так, как нужно спустя 2-3 месяца после развитие малыша на первом годурождения, имеет смысл позаниматься с ним над укреплением шейных мышц, таким образом подготовив его к двигательной активности.

Упражнение первое. Малыша выкладывают на живот, кладут руку на его подбородок, другой касаются стоп. Реакцией крохи должно стать активное отталкивание ногами с движением вперед.

Упражнение второе. Одну руку кладут малышу под подбородок, а другую под живот, после чего слегка подталкивают кроху вперед, призывая его совершить «ползающие» движения.

Упражнение третье. Малыша удерживают в вертикальном положении за бедра в положении сидя, стараясь помочь ему сохранить положение. Кроха, в свою очередь, будет стараться удержать голову и туловище.

Упражнение четвертое. Ребенка кладут на спину, берут его за руки и немного тянут вперед.

Упражнение пятое.развитие малыша на первом году Малыша обхватывают за живот, удерживая лицом вниз на весу. Малыш обязательно будет пробовать поднимать голову.

Упражнение шестое. Ребенка держат также на весу, но на этот раз развернув его сначала в один бок, потом в другой. В этом положении кроха будет пытаться не только удержать голову, но и выпрямить ноги.

Упражнение седьмое. Малыша ставят на кровати или диване, и он обязательно будет стараться удерживать голову. Если потянуть его немного вперед, то можно будет стать свидетелем первого, пока неосознанного, шагового движения.

Обратите внимание на то, что каждое из упражнений должно проводиться в течение нескольких минут до тех пор, пока не последует ответная реакция. Только в этом случае от упражнений можно будет добиться положительного эффекта.

В заключение отметим, что первый год жизни малыша — это серьезное испытание для него самого и для родителей, ведь именно в это время у крохи закладываются основные навыки – фундамент для дальнейшего развития.

Родители должны быть наблюдательными и внимательными, уделять внимание совершенствованию навыков крохи, помогать ему становиться умнее, сильнее, крепче. Однако помощь эта не должна быть основанной на перманентном чувстве тревоги и страха за малыша. Верьте в хорошее, любите кроху и вместе с ним радуйтесь его успехам, ведь первый год — это самый светлый и незабываемый период в жизни вашей обновленной семьи!

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам скачать

Источник

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двиганиеим, извлечение из него звуков. В возрасте 7 — 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10 — 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения — когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Может быть это происходит потому, что этот раздражитель, который чаще всего находится рядом с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвенгировать на лице матери, и улыбка на лице матери — служат показателями выделения объекта.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления — это еще одно основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

Развивается и речь, прежде всего пассивная — ребенок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10 — 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Еще одно основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Источник