Развитие ребенка от трех до шести лет

Развитие ребенка от трех до шести лет thumbnail

Возраст от 3-х до 6-ти  леточень интересный и важный период в жизни малыша. Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она».  Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №1

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие  родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти  лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей,  адекватно воспринимать собственные действия.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №2

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном

Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной  предмет и что из него  можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №3

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти  лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».  

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»),  повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете. И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть. В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №4

Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.

В возрасте от 5-ти до 6-ти  лет ребенок  уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы. Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено. В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.

А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.

Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне». 

Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети

 Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4-х  лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно. Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой,  не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.

В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.

В возрасте 5-6 лет  малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №5

Читай также: Как развивается речь ребёнка

Физическое развитие

Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.

В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.

Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева

Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.

Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.

Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни. Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков. Период  «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.

Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.

Читай также: Как научить ребенка доброте

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Возраст от трех до шести лет – особенный период. Начинается он с кризиса негативизма, когда вчерашние пай-мальчики и чудо-девочки вдруг становятся настоящими бунтарями. А завершается, как порой кажется родителям, очень быстро: своенравный карапуз, устраивающий бурные истерики из-за некупленной шоколадки, вдруг превращается в серьезного сосредоточенного дошколенка. При этом заботы остаются те же самые: развивающие занятия, правильное питание, детские недомогания и прививки.

Неудивительно, что именно этот первый «трудный» возраст особенно заботит родителей, ведь чаще всего они слышат от крохи «не хочу», «не буду», «оставь» и «я сам». Как не сломать эту хрупкое «я» новой личности и как добиться послушания? Статьи этого раздела научат вас тактично противостоять детскому упрямству, помогут развить и воспитать у своего чада навыки аккуратности и самостоятельности, научить его одеваться и раздеваться, прибирать за собой вещи и убирать посуду.

А вы знаете, что должен уметь делать трехлетка? В каком возрасте ребенок начнет застегивать пуговицы, а в каком – завязывать шнурки? Когда он сможет определять время, посмотрев на часы? И не рано ли учить его считать? С помощью экспертов, которые приняли участие в написании текстов данного раздела, мы будем развивать у ребенка мелкую моторику, пытаться читать, осваивать основные навыки самообслуживания (прощаться с горшком, чистить зубы, орудовать вилкой и ножом и т. д.).

В возрасте от 4 до 6 лет современные малыши все чаще становятся «компьютерными гениями». Сколько времени в день можно проводить, уткнувшись в планшет, пятилетнему малышу? Какие приложения стоит закачать, а к каким – ограничить доступ? Когда нужно выключать телевизор (и нужно ли его вообще включать)? Поговорим и об этом. Благодаря данному разделу вы также узнаете, чем статичность и гиподинамия опасны для подрастающего организма, сколько времени нужно гулять дошкольникам и что лучше всего есть на завтрак. В статьях вы найдете ответы и на самые деликатные вопросы: интимные моменты – когда пора прекращать бегать голышом, проблема мокрых штанишек – что делать, если кроха продолжает мочиться в кровать и т. п.

Развитие – вот основной лейтмотив этого возрастного периода. Что и как читать ребенку от года до шести? В какие игры играть? Какие стихи учить? Стимулируем воображение и устанавливаем доверительный контакт с собственным чадом. Пора задуматься и собрать в одну корзину все, что вы знаете о нем: экстраверт он или интроверт, какие книжки любит читать, с какими персонажами и героями себя идентифицирует? Отталкиваясь от этого, мы будем выбирать развивающие кружки и секции, а также подготовительные занятия: фигурное катание или рисование восковыми мелками, астрономия или цирковое искусство. В подразделах, посвященных здоровью ребенка от 3 до 6 лет, вы узнаете, каким должен быть суточный рацион дошкольника, и с помощью каких продуктов он обеспечивается; какие заболевания наиболее характерны для этого возраста, какие прививки необходимо сделать и как укрепить иммунитет в предшкольный год.

6 веселых новогодних уроков

А почему бы нам не открыть новогоднюю школу, где будут проходить зимние уроки по самым разным предметам? На самом деле эти уроки — совсем и не уроки. Это веселые игры и увлекательные занятия, которые помогут крохе сделать еще один шажок вверх по лесенке своего развития. Благодаря им малыш сможет глубже окунуться в атмосферу праздника, осознать те изменения, которые происходят зимой, узнать немало нового и многому научится. Итак, звенит звонок, начинается урок!

Новогодняя физкульт-минутка для самых маленьких

До чего же нас, взрослых, порой удивляет неуемная энергия малышей! И откуда только силы у них берутся, чтобы все время бегать, скакать, лазать, ползать?

Можно ли ребенку учить несколько языков сразу?

Знание иностранных языков дарит человеку множество разных возможностей. Поэтому взрослые хотят позаботиться о будущем любимого малыша уже сейчас. Необходимость изучения английского очевидна. А может, к нему еще немецкий или французский присоединить?

Выясняем, подходит ребенку детский сад или нет

Мамы обычно очень переживают, когда отдают малыша в детский сад. Ведь они уже не могут контролировать, хорошо ли там ребенку, не обижают ли его. Чтобы не мучиться напрасно, надо очень осознанно выбрать детский сад, а если малыш уже посещает дошкольное учреждение, то смотреть на особенности его поведения.

Показать еще статьи

Источник

Пенни Уорнер

150 развивающих игр для детей от трех до шести лет

Переводчик Мария Кульнева

Редактор Роза Пискотина

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры Е. Чудинова, М. Миловидова

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки О. Сидоренко

Иллюстратор Jack Lindstrom

© Penny Warner, 2000

Публикуется с разрешения MEADOWBROOK PRESS (США) при содействии Агентства Александра Корженевского (Россия)

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2014

* * *

Вступление

Добро пожаловать на страницы книги «150 развивающих игр для детей от трех до шести лет». Теперь, когда ваш малыш уже не младенец, наступает пора игр, как ее называют специалисты. А вы, родитель или воспитатель, – самый подходящий для растущего ребенка объект игр и развлечений! Вы даете ему больше, чем любая игрушка. Общаясь и играя с вами, ребенок активно развивается во всех отношениях.

В возрасте от трех до шести в ребенке происходят огромные перемены.

• Физическое развитие

– Общая моторика. Тело ребенка становится более гибким. Руки и ноги удлиняются и становятся сильнее, так что он способен совершать самые разные действия: бегать, прыгать, лазать, кувыркаться, ездить на трехколесном велосипеде – и даже кататься на коньках и лыжах!

– Тонкая моторика. Детские пальчики становятся тоньше и длиннее, поэтому лучше удаются задания, требующие более точных движений рук, таких как рисование, раскрашивание, самостоятельная еда, одевание, завязывание шнурков и чистка зубов.

– Координация и равновесие. Улучшение координации движений тела и способности удерживать равновесие открывают перед ребенком новые возможности в области спортивных и других игр.

РОДИТЕЛЯМ: мы предлагаем множество идей, которые помогут вашему ребенку раскрыть его физический потенциал и выработать новые навыки. Мы включили в эту книгу активные игры для развития общей моторики, творческие занятия для развития тонкой моторики и простые задания для улучшения координации и равновесия.

• Когнитивное развитие

– Мыслительные навыки. Головной мозг ребенка постепенно увеличивает свои размеры, возможности и специализацию функций, так что мышление и способность ребенка к решению проблем быстро растут. Он уже способен строить умозаключения, искать пути решения той или иной задачи и запоминать вещи более детально и на более долгое время.

РОДИТЕЛЯМ: мы поможем вам придумать для вашего ребенка интересные задания, стимулирующие развитие его мозга и дающие ему возможность практиковать мыслительные навыки в веселой игровой форме.

• Языковые навыки

– Символическое мышление. В этот период речевые навыки ребенка накапливаются очень стремительно. По мере развития когнитивных функций ребенок, используя язык, учится думать символами. Слова заменяют ему образы и жесты, и он постигает значение множества понятий. Он выражает словами свои потребности, делится чувствами и общается с другими людьми.

– Словарный запас. К шести годам словарный запас вашего ребенка может составлять более десяти тысяч слов, он начинает понимать основные грамматические правила и каждый день узнает от шести до десяти новых слов!

РОДИТЕЛЯМ: мы предлагаем вам разнообразные методики для улучшения развития речевых навыков ребенка путем игр со словами, диалогов, простых стишков и заданий, основанных на повторении. Также в этой книге вы найдете задания, подготавливающие ребенка к овладению чтением и письмом, которые впоследствии помогут ему достичь успехов в школе.

• Психологическое развитие

– Самосознание. С физическим и умственным развитием ребенка к нему приходит и осознание собственной личности. Он различает части тела, с гордостью демонстрирует игрушки, рисует простые изображения себя и своей семьи и с удовольствием называет свое имя и возраст.

– Уверенность в себе и самооценка. Осознавая себя, ребенок обретает уверенность в себе, и у него формируется самооценка. По мере того, как ребенок лучше узнает себя, он увереннее пробует свои силы, преодолевает новые трудности и решает новые задачи. Каждый успех повышает самооценку, что ведет к дальнейшим испытаниям и успехам.

РОДИТЕЛЯМ: мы предлагаем увлекательные способы помочь вашему ребенку лучше узнать себя через физическую активность, искусство и общение. Также мы включили в книгу советы, как стимулировать у ребенка уверенность в себе и самооценку через интерактивные игры и занятия, ориентированные на успех.

• Выражение эмоций

– Выражение чувств. Психологически ваш ребенок давно перерос стадию рефлекторного плача и может выражать свои чувства, мечты, желания и потребности подобающим образом. По мере того, как его эмоции становятся более разнообразными и он учиться их контролировать, он также развивает способности к управлению чувствами путем вербализации, искусства и драматической игры.

РОДИТЕЛЯМ: мы предлагаем вам множество подсказок, как помочь ребенку выражать свои эмоции позитивным путем. Дети очень любят ролевые игры, поэтому мы предлагаем вам различные варианты игр, которые дадут ему возможность выражать, направлять и проигрывать то, что он чувствует.

• Социальные навыки

– Социальное взаимодействие. Социальные навыки ребенка развиваются по мере того, как он начинает контактировать с большим количеством людей дома, во дворе и в других местах. Учиться договариваться с людьми – главное умение, обеспечивающее успех во всех сферах жизни, поэтому ваш ребенок должен проводить много времени с друзьями и сверстниками.

РОДИТЕЛЯМ: вы найдете здесь множество подходящих по возрасту занятий и ролевых игр, которые научат вашего ребенка делиться, дожидаться своей очереди, помогать друг другу.

Создавая для своего ребенка стимулирующую образовательную среду, вы, как родитель или воспитатель, можете помочь ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал развития. Не забывайте только:

1. Ребенок учится, играя, особенно если вы являетесь активным участником его игр.

2. Вы – лучший учитель для своего ребенка, и вы можете сделать обучение веселым.

3. Наслаждайтесь временем, которое проводите вместе с ребенком. Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.

Все, что вам понадобится, – это несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время для веселья. А мы вам все подскажем! В этой книге вы найдете:

• 150 игр и занятий, позволяющих ребенку получать удовольствие от решения новых задач и овладения новыми навыками;

• рекомендуемый возраст для каждой игры и занятия;

• список легкодоступных материалов, необходимых для каждой игры или занятия;

• пошаговые инструкции для каждой игры и занятия;

• варианты дополнительных развлечений и возможностей научиться чему-то новому;

• советы по безопасности, гарантирующие, что ребенок не пострадает во время игры;

• список навыков, которыми овладевает ребенок в игре.

Итак, веселитесь вместе с вашим дошкольником в этот самый благоприятный для игр период его жизни и радуйтесь, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, и как из эгоистичного карапуза он превращается в социально адаптированное человеческое существо. Связь, которая возникнет между вами в эти годы, сохранится на всю жизнь.

От трех до трех с половиной лет

Добро пожаловать в трехлетие! К трем годам ваш малыш становится выше и худощавее. Вместе с изменениями строения тела приходят и очень серьезные изменения его физических навыков.

Источник