Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста thumbnail

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОМАШНЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.

М.М. Манасеина о развитии ребенка от
рождения до университетского возраста.

Предмет социальной педагогики, историю 
социального воспитания нельзя рассматривать 
в отрыве от уровня и развития теоретических 
вопросов воспитания и образования.
История и теория социальной педагогики
взаимозависимы, их нельзя применять 
разрозненно, в отрыве друг от друга.

В истории отечественной культуры
социальная педагогика складывалась,
впитывая практику семейного, сословного,
православного и одновременно народного 
воспитания, как воздействующие на
человека в обществе1. Как развивается ребенок (подросток)
под этим воздействием, как формируется
его личность, его изменения были предметом
исследований многих отечественных педагогов
в XIX в.

М.М.Манасеина (1842-1903)Обратимся к наследию
ученых и практиков, малоизвестных в советское
время. Исключительность авторского исследования
Марии Михайловны Манасеиной о развитии
человека от рождения до университетского
возраста состоит в том, что проводила
его врач, психолог, физиолог и писатель.
Ее первая книга «О воспитании детей
в первые годы жизни» вышла в свет в
1870 г. и была встречена с одобрением.

Автор писала о том, что важно 
знать родителям для правильного 
воспитания ребенка: о наследственности,
о браках между родственниками, о 
беременности. Как предотвратить 
заболеванияребенка, как правильно
направлять его умственное развитие, удовлетворять
и развивать его любознательность и память,
воображение и речь. Опираясь на психологию
и физиологию ребенка, она сделала вывод,
что воспитание — самая важная и сложная
наука. Оно возможно только в единстве
его физической, нравственной и умственной
сторон. Дробить воспитание на отдельные
элементы нельзя, так как многостороннее
развитие ребенка составляет единое целое.

М.М.Манасеина оставила потомству свой
уникальный труд «Основы воспитания
с первых лет жизни и до полного окончания
университетского образования» (1894-1899).
Ни до, ни после нее не было попыток охватить
непрерывность воспитания от рождения
и до зрелости так глубоко и многосторонне,
анализируя различные стороны воспитания:
физическое, нравственное, религиозное
и умственное, семейное и общественное.

Свое исследование М.М. Манасеина не
окончила. Она планировала выпустить семь
книг, было издано только пять, две последние
работы она не успела закончить. Они были
подготовлены, но свет не увидели.

  • 1-я — «О религиозном воспитании от 1 года до 21».
  • 2-я — «Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания, воображения».
  • 3-я — «Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, самообладания совести, эстетической стороны человека».
  • 4-я — «О физическом развитии человека».
  • 5-я — «Об эмбриологическом воспитании».
  • 6-я — «Исторический очерк различных систем воспитания и образования».
  • 7-я — «История университетского образования и его задачи в будущем».

В советское время из-за первой
книги о религиозном воспитании
эти исследования не публиковались.

Попытаемся из огромного числа 
поднятых проблем рассмотреть только
две: о воспитании настроений и образовании 
ума. Социальному педагогу эти ее
исследования даже через сто лет 
помогут в работе.

Анализируя воспитание настроений,
автор отмечает, что это направление в
воспитании человека совершенно не изучено.
В то же время, отмечая важность воспитания
настроений, она доказывает, что индивидуальные
особенности характера человека обусловлены
преобладанием определенных настроений.

Настроение рассматривается автором 
в сравнении этого психологического
процесса с физическими потребностями 
тела, которое,встречая препятствия
к своему удовлетворению, воплощается
в сознании в форме самых разных ощущений.
Настроение, по ее мнению, — это мостики, переброшенные
из психической жизни человека в физическую. Она
объясняет причины изменения настроений
у человека: от общения, неудовлетворения,
болезней. Безусловно, люди пытаются изменить
свое настроение, принимая различные возбуждающие
средства, но это только притупляет эффект.

Автор ставит вопрос: как воспитать настроение
? Наряду с физическими существуют
и психологические условия различных
настроений.

Хорошее настроение чаще всего преобладает 
у людей заурядных способностей,
так как при таких способностях
легко получается равномерное развитие,
то есть ни одна из сторон душевной жизни 
заурядного человека не развивается 
чрезмерно, в ущерб другим. Все 
душевные силы человека получают необходимую 
деятельную работу. В результате этого
— жизнерадостное настроение.

Для равномерного развития и деятельности
душевных сил человеку нужно определенное
и целостное мировоззрение, которое 
дает ему и конкретные цели и возлагает 
определенные обязанности.

Известно, что чувства одного человека
могут передаваться другим: смех, слезы,
зевота. При виде плачущего человека
сначала мысленно, а потом и 
реально повторяет его мимику
— настроение передается. Но это не значит,
что передаются все чувства. Это 
должен помнить и учитывать воспитатель.

М.М. Манасеина приводит убедительную
классификацию настроений:

1-я группа (нормальное) — веселое, жизнерадостное настроение —
результат равномерного развития разнообразных
сил и способностей души и тела человека.
При работе с этой группой детей в возрасте
от года до восьми лет воспитатель должен
обращать внимание на даже временное отсутствие
у ребенка веселого настроения, так как
это указывает или на физическое расстройство
ребенка, или на то, что психическое развитие
совершается неправильным односторонним
путем. В некоторых семьях в 3 года заставляют
ребенка учить серьезные стихи, что приводит
к его угнетенному настроению. Воспитатель
должен помнить, что удрученное состояние
перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются
вследствие вялого кровообращения. М.М.
Манасеина определила, что у детей апатичного
настроения наблюдается застой кровообращения
со значительными накоплениями в ногах
во время сидячего и стоячего положения.
Для этих детей характерно равнодушное,
ленивое настроение, которое составляет
основу флегматичных темпераментов. Для
таких детей необходимы прогулки на воздухе,
гимнастика, спорт.

3-я группа настроений — застенчивость, стыдливость,
робость, смущение. Дети, подверженные
таким настроениям, прячутся от каждого
незнакомого, трудно осваивают любое изменение
окружающих условий. В более старшем возрасте
они ненаходчивы. Если в раннем детстве
не побороть застенчивость, то это настроение
перерастает в патологические формы в
период половой зрелости. У таких детей
недостаточно развиты мышцы, что приводит
к слабому волевому контролю над другими
мышцами, которые не задействованы в конкретный
момент: гримасы во время письма или игры
на пианино и т.д.

М.М. Манасеина утверждает, что конфузливое
настроение обусловлено произвольным
состоянием мышечной системы, когда мышцы
«не слушаются» воли, трудно контролируемы.
Дети этой группы часто и сильно краснеют,
в большинстве случаев беспричинно. В
их воспитании следует обращать внимание
на закаливание, занятия гимнастикой,
плаванием, спортом, проводить игры на
воздухе, необходимо воспитывать волю,
которая может повлиять на уверенность
ребенка.

К 4-й группе настроений Манасеина
относит те, которые развиваются на почве ускоренного
кровообращения и усиленной раздражительности нервной
системы. Это настроение беспокойства,
раздражительности, вспыльчивости. Мышечная
система этих детей быстро усваивает правильность
и координацию движений, но они с трудом
выдерживают длительную продолжительность
того или другого движения. При письме
быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные,
заглавные, не могут спокойно сидеть на
уроке, часто плачут, одарены богатой мимикой.
У них быстро возникают ассоциации, они
не жадны, бывают застенчивы. С годами
это настроение перерождается, дети хотят
все оспаривать, противоречить. Важно
обратить внимание на то, чтобы при еде
они пережевывали пищу, жидкость не пили
залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо
приучать их к ритмическим движениям,
а также сидеть смирно.

5-я группа настроений является 
результатом ненормальных примесей 
в крови — это настроения тоскливости, угнетенности,
хандры.

В самом раннем возрасте возможно
такое состояние печени, когда желчь в
малых дозах поступает в желудок, а также
в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для
маленького ребенка хандра — неестественное
состояние. Если она часто повторяется,
то станетпривычным состоянием.
Люди такого настроения нежелательны
в семье, в обществе. Поэтому с раннего
возраста нужно следить за тем, чтобы пища
у ребенка была здоровой.

6-я группа настроений может 
быть названа скукой. Манасеина определяет
скуку как скудность и однообразие впечатлений.
Такое определение автор называет относительным,
так как одним людям в одной и той же обстановке
бывает скучно, а другим — нормально. Настроение
скуки начинается тогда, когда внимание
человека остается незанятым, а область
сознания лишена новых впечатлений. Автор
рекомендует управлять вниманием, для
чего нужно убирать препятствия, которые
мешают правильному ходу психической
жизни.

Читайте также:  Центры развития ребенка на войковской

Препятствия эти состоят в том,
что недисциплинированное внимание
не может снабжать сознание необходимым 
для психической деятельности материалом.
Воспитатель должен следить, чтобы 
не развивалась наклонность к 
быстрым переходам от одного ощущения
к другому. Следует ограничивать число
игрушек у ребенка, приучая ремонтировать
старые, находить в них что-то новое.

7-я группа настроений — мечтательность, рассеянность. Малыши
в таком настроении любят удаляться от
всех в уголок, разговаривают сами с собой.
С годами эта привычка переходит в мечтательность
«про себя». Дети рассеяны, их часто
наказывают. Это объясняется неправильным
развитием внутреннего внимания, его неумением
подчиняться внутренней воле, ребенок
стремится останавливать внимание на
вещах более приятных для него. Это перерастает
в стремление человека жить не настоящим,
а будущим.

Автор говорит, что такие дети обладают
высокими способностями, но они рассеяны
и внутренняя недисциплинированность
сказывается на их учебе. Они трудно
усваивают математику. Работая с 
ними, необходимо воспитывать у них 
внутреннее внимание, тренировать в 
счете, упражнениях с отвлеченными
понятиями, приучать наблюдать за явлениями 
внешнего мира.

М.М. Манасеина делает вывод, что все группы
настроений, кроме первой, развиваются
вследствие различных отклонений от нормы.

Отсюда следует фиксировать 
у ребенка все отклонения настроений,
чтобы предотвратить их развитие.

В процессе воспитания с первых лет 
жизни важно приучать детей сохранять 
жизнерадостное настроение среди всевозможных
обстоятельств волнений, тревог, обращать
их внимание не столько на горестные 
случаи их жизни, сколько на радостные,
приятные события.

Остановимся еще на одном исследовании
М.М.Манасеиной: об умственном воспитании
ребенка. Проанализируем отрывок из ее
работы «Основы воспитания с первых
лет жизни и до полного окончания университетского
образования».

М. М. Манасеина

О воспитании ума (до 8 лет)

(отрывок)

…Господствующая система воспитания 
детей, отнимающая у малюток 
почти всякую возможность интеллектуальной 
самодеятельности, в то же самое 
время силой вещей вынуждена бывает
предоставлять им большую или меньшую
свободу в деле развития мышечной системы,
в сфере различных мышечных актов, так
как путем пассивной механической гимнастики
дети не могут научиться разнообразным
движениям. Одним словом, при воспитании
детей их лишают по возможности всякой
самодеятельности в психическом отношении
и в то же время по необходимости вынуждены
бывают предоставлять им свободу самодеятельности
в деле упражнения и развития их мышц.
Что же удивительного после этого в том,
что люди цивилизованной Европы видят
личную свободу не в условиях самообладания
и самодисциплины, а напротив того, в возможности
давать больший или меньший простор своей
мышечной системе, то есть силе мышц, захватывающих
делаемое и удерживающих его силой кулака.
Не должно забывать, что всякое самообладание,
самодисциплинирование является всегда
и везде результатом самостоятельной
и деятельной психической жизни; а для
этого человек должен привыкать с пеленок
самостоятельно пользоваться дарованными
ему душевными силами и способностями,
и тогда-то он действительно может обретать
свободу мысли, слова и действий.

Ввиду стремления, общего всем людям,
объяснять все и вся по аналогии
с собой маленькие дети при 
ограниченности их опыта и знаний,
выслушивая басни и сказки, удивляются
сравнительно мало, так как им кажется 
вполне вероятным, что все животные,
растения и даже предметы неорганического 
мира и чувствуют, и рассуждают подобно 
людям. Ввиду этого и басни, и 
сказки я вовсе не могу признать
за средство развивать воображение 
малютки; хотя обойтись без них при воспитании
было бы трудно именно ввиду их соответствия
детскому возрасту. Но давать им первенствующую
роль не следует, напротив того, даже детей
от 1 до 8 лет необходимо знакомить с явлениями
незнакомой им еще реальной жизни во всех
ее разнообразных формах, вследствие этого
детям надо и рассказывать и читать о жизни
других детей, о детстве их отца, их матери,
их деда, бабушки и т.д.; их
следует знакомить с жизнью других стран,
в другом климате, среди других народов.
Точно так же детям следует в рассказах
и в чтениях давать короткие очерки жизни
различных животных, растений; их следует
знакомить и с ролью разных предметов
неорганической природы, одним словом,
при воспитании детей от 1 до 8 лет следует
всегда помнить, что им прежде всего и
главным образом следует по возможности
полнее и лучше освоиться с окружающим
миром. Следовательно, им нужны не сказки,
а факты и факты, наблюдения и опыты, при
всем том надо по возможности больше приучать
детей к самодеятельности, памятуя, что
каждому ребенку предстоит быть человеком
и, следовательно, ему предстоит вести
жизненную борьбу во всевозможных ее видах,
борьбу с природой, борьбу с другими людьми
и, главное, со своими собственными дурными
наклонностями, со своим собственным эгоизмом.

Для всего этого будущий человек 
должен возможно лучше научиться самостоятельно
наблюдать, самостоятельно думать и самостоятельно
действовать.

Сказки допустимы только те, в 
которых в поэтической форме 
заключена какая-нибудь мысль, и 
в этом отношении всегда следует 
отдавать предпочтение народным сказкам,
в которых воплощены бывают и наиболее
дорогие данному народу мечты и стремления,
и те выводы, к которым народ пришел на
основании жизненного опыта.

При воспитании воображения следует 
помнить, что оно оказывается 
тем пышнее, чем богаче бывает у 
того или иного человека запас 
ощущений, представлений, понятий, запас 
чувств, стремлений и, следовательно, чем 
больше мы будем давать детям возможности 
упражнять свои органы ощущения, набирая 
все новые и новые знания, тем 
богаче окажется и содержание их воображения.
Это с одной стороны, а с другой — воображение
в качестве свободного проявления собственной
жизни нервно-мозговых приборов окажется
у ребенка тем деятельнее, чем больше мы
его приучим к самостоятельному мышлению.

Источник

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Читайте также:  Что читать при беременности для развития ребенка

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

Читайте также:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Развитие ребенка от рождения до университетского возраста

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник